Механизм звукообразования

Содержание
  1. Вокальный аппарат: строение и специфика звукоизвлечения
  2. Голосовой аппарат: специфика работы при звукоизвлечении
  3. С чего начинается процесс пения?
  4. Голосовые резонаторы: органы усиления силы звука
  5. 3. Механизм звукообразования
  6. 3. Механизм воздействия электромагнитного излучения
  7. 1.5 Механизм ёмкости двойного электрического слоя
  8. 1. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
  9. 1.1.1 Механизм электропроводности газов
  10. 1.4 Механизм генерации и распространения потенциала действия
  11. 3. Механизм возмущения магнитного поля Земли
  12. Механизм реализации энергосберегающих мероприятий
  13. f5. Физический механизм обратного пьезоэлектрического эффекта
  14. fМеханизм функционирования Солнца
  15. 1.4 Механизм возникновения магнитного поля
  16. 2.1.3 Механизм вращения Земли
  17. 2.2 Динамо-механизм генерации магнитного поля
  18. 1. Механизм переполяризации
  19. 1.5 Молекулярный механизм активного транспорта ионов
  20. Музыкальная акустика – Cайт старосты (муз. звукорежиссура, 5 курс)
  21. Тема 3. Акустикаперкуссионных инструментов
  22. Тема 4. Акустикаструнных инструментов
  23. Тема 5. Акустикафортепиано
  24. Тема 6. Акустикаоргана
  25. Тема 7.”Электроакустические измерения”
  26. Речевой аппарат и его строение, формирование звука и диагностика нарушений
  27. Строение речевого аппарата
  28. Формирование голоса
  29. Структурные компоненты речи
  30. Диагностика проблем с речевым аппаратом
  31. Голосовой аппарат человека: строение и функции
  32. Образование звуков
  33. Анатомия речи
  34. Дыхательный отдел
  35. Голосовой отдел
  36. Звукопроизносящий отдел
  37. Речевой аппарат и дефекты

Вокальный аппарат: строение и специфика звукоизвлечения

Механизм звукообразования

Красивым голосом восхищаются, приятный тембр – не только дар природы, но и результат занятий по вокалу. Для начинающих вокалистов необходимо овладеть техникой постановки голоса, а для опытных мастеров важно оттачивать собственные ые возможности.

В том и другом случае требуется понимание специфики создания звуков, процессов взаимодействия дыхательного и речевого аппарата, изучения механизмов пения. Это даст возможность расширить диапазон вокальных возможностей и усовершенствовать технику извлечения звуков. Рассмотрим, из чего же состоит вокальный аппарат.

Строение вокального аппарата – это система взаимодействующих между собой органов, обеспечивающих образование правильного вокального звука. Говоря о вокальном аппарате мы прежде затрагиваем строение ого аппарата, однако говоря о пении мы имеем ввиду создание не речевого звукоизвлечения, а именно пения.

В нашей школе работают опытные специалисты, которые помогут добиться больших успехов в овладении вокальным мастерством даже тем, кто безуспешно пытался «запеть» на протяжении многих лет. Для наших преподавателей нет недосягаемых высот, и ученики начинают свои первые шаги с изучения анатомии ого аппарата. 

Голосовой аппарат: специфика работы при звукоизвлечении

Нижняя челюсть, губы, язык и зубы активно участвуют в процессе формирования звуков. В зависимости от специфики строения этих органов или имеющихся дефектов может возникнуть такой эффект, как шепелявость или, к примеру, картавость. В процессе занятий вокальным мастерством развивают:

Вокалист вдыхает воздух при помощи диафрагмы, что позволяет набрать до трёх раз больше воздуха, нежели при обычном вдохе легкими.

После этого выдыхаемый поток воздуха проходит через гортань и наконец достигает связок. Воздушная струя прорывается через связочную щель и создаёт высокочастотное их колебание, образуя вокальное звучание.

Далее звук направляется в резонаторы – органы усиливающие интенсивность и объем звуковой волны. 

В зависимости от длины и толщины эластичных мышц формируется низкий или высокий звуковой регистр (мужские и женские голоса).

Обладатели низких басов имеют толщину связочных мышц (не более 5 мм), а для высокого сопрано характерны иные параметры (около 2 мм). Перламутровый цвет – признак здоровья связок, которые краснеют при воспалении.

При большом напряжении на этот орган могут возникнуть проблемы со звукоизвлечением: голос становится сиплым или хриплым, требуется медицинское вмешательство.

С чего начинается процесс пения?

Полость носа и глотка (носоглотка) влияют на процесс звукообразования. С помощью трахеи, бронхов и легких звуки формируются посредством движения воздушных потоков и извлекаются в зависимости от степени развитости вокального аппарата. Именно поэтому профессиональные вокалисты воздействуют на аудиторию с помощью силы голоса, его тембра и чистоты.

Легкие – это пористые образования, ткань из пузырьков (альвеол). Именно этот орган дает возможность «запустить» звук с той силой, с которой это предусматривается исполнителем, или обеспечить пение почти на придыхании.

Легкие способны вместить до шести литров воздуха, что при грамотном использовании представляет неплохую ресурсную поддержку вокального исполнения.

Для сравнения: при обычном вдохе потребляется пол-литра воздуха, а при глубоком (диафрагмальном) – в три раза больше.

Грамотно используя возможности легких, можно существенно повысить свое вокальное мастерство. На практических занятиях преподаватели учат, как работать с диафрагмой, чтобы звукоизвлечение происходило свободно, без усилий.

Трахея и бронхи также участвуют в процессе образования звуков в ом аппарате. Бронхиальное дерево представлено стволом-трахеей, ответвлениями-бронхами и гортанью. Такая система нуждается в надежной защите, поэтому вокалисты предпочитают не находиться на холоде длительное время и не употреблять холодной пищи.

Если происходит воспаление в этой зоне, последствия могут быть самые непредсказуемые (временная потеря голоса или изменение тембра). Таких ситуаций лучше избегать, поскольку они могут отразиться на дальнейшей карьере исполнителя.

Голосовые резонаторы: органы усиления силы звука

Резонатор способствует наращиванию интенсивности звуковой волны. Этот орган создает определенный тембр голоса и окраску.

Верхние резонаторы (головные) формируют звук, а нижние (грудные) позволяют правильно его транслировать. Прорыв воздуха провоцирует колебание связок – появляется звук.

Такая звуковая атака звука (твердая, мягкая, придыхательная) обеспечивают выработку тактики использования ресурсных возможностей звукоизвлечения:

  1. Твердая атака характеризуется прорывом воздуха, обеспечивает плавное звуковое течение без скачков.
  2. Мягкая атака провоцирует связочное смыкание, что проявляется при спокойном лиричном пении. В такой манере исполняются колыбельные: звук «льется», мягко обволакивая слушателей.
  3. Придыхательная атака применяется при задачах добиться художественной выразительности звучания голоса.

Используя различные тактики, можно добиться эффектного звучания, передачи самых тонких интонаций. Регулярные  занятия вокалом позволят повысить вокальное мастерство и создать собственную манеру исполнения.

Источник: https://singing-lessons.ru/blog/anatomiya-golosovogo-apparata-mehanizm-peniya.html

3. Механизм звукообразования

Механизм звукообразования
Атомный спектральный анализ

Источник света должен потреблять энергию. Свет – это электромагнитные волны с длиной волны 4*10-7 – 8*10-7 м. Электромагнитные волны излучаются при ускоренном движении заряженных частиц. Эти заряженные частицы входят в состав атомов. Но, не зная…

Воздействие излучения на организм

3. Механизм воздействия электромагнитного излучения

ЭМ волны изменяют обстановку на рабочем месте, наполняя воздух положительно заряженными ионами. Такие ионы вредны для людей, поэтому помещение необходимо проветривать, а лучшим решением станет приобретение прибора…

Исследование материалов на основе нанопористого углерода для электродов в суперконденсаторе

1.5 Механизм ёмкости двойного электрического слоя

Ионистры (суперконденсаторы) – это электрохимические конденсаторы, накапливающие заряд электростатически за счет обратимой адсорбции ионов электролита на активных материалах…

Исследование спектрально-люминесцентных свойств водорастворимых мезо-пиридил замещенных свободных оснований порфиринов и их цинковых комплексов

1. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Исследование электрических характеристик высоковольтного разряда в жидкометаллических средах

1.1.1 Механизм электропроводности газов

При отсутствии внешнего поля заряженные частицы, как и нейтральные молекулы, движутся хаотически. Если ионы и свободные электроны оказываются во внешнем электрическом поле…

Мембранная теория биопотенциалов

1.4 Механизм генерации и распространения потенциала действия

Все клетки возбудимых тканей при действии различных раздражителей достаточной силы способны переходить в состояние возбуждения. Обязательным признаком возбуждения является изменение электрического состояния клеточной мембраны…

Механизм возмущения магнитного поля Земли, параметры магнитного сигнала (от ядерного взрыва)

3. Механизм возмущения магнитного поля Земли

К ионосферным возмущениям относят отклонения ионосферных параметров от их спокойного суточного хода, имеющие характерные временные масштабы от десятков минут до нескольких суток и проявляющиеся на расстояниях в сотни и тысячи километров…

Механизм реализации энергосберегающих мероприятий с позиций концепции заинтересованных групп

Механизм реализации энергосберегающих мероприятий

Реализация программы повышения энергетической эффективности российской экономики предполагает активное участие частного капитала в финансировании проектов, направленных на снижение энергопотребления…

Особенности пьезоэлектрического эффекта

f5. Физический механизм обратного пьезоэлектрического эффекта

Что касается связи между направлениями происходящих изменений в прямом и обратном пьезоэлектрических эффектах, то здесь применим общий принцип Ле Шателье, как в этом нетрудно убедиться с помощью формул (1), (3) и (4). Например…

Перспективы использования плазмы в прогрессивных технологиях

fМеханизм функционирования Солнца

Что является источником плазмы в Космосе, если звезды рассредоточены на очень большие расстояния? Действительно…

Природа вращения Земли и магнитного поля Земли

1.4 Механизм возникновения магнитного поля

Это может быть удивительно но сегодня нет единой точки зрения на механизм возникновения магнитного поля планет, хотя почти общепризнанной является гипотеза магнитного гидродинамо…

Природа вращения Земли и магнитного поля Земли

2.1.3 Механизм вращения Земли

Поведение электропроводной жидкости в магнитном поле – это проявление физических эффектов, которые имеют большую аналогию с вращением Земли, а также с некоторыми другими явлениями в недрах Земли и на ее поверхности…

Происхождение магнитных полей звёзд

2.2 Динамо-механизм генерации магнитного поля

Гидромагнитное динамо – механизм усиления или поддержания стационарного (либо колебательного) состояния магнитного поля гидродинамическими движениями проводящей среды…

Сегнетоэлектрики, их свойства и применение

1. Механизм переполяризации

Механизм изменения знака спонтанной поляризации (переполяризация) физически довольно прост. В отсутствии внешнего электрического поля сегнетоэлектрики, как правило, имеют доменную структуру, то есть разбиваются на микроскопические области…

Физические вопросы строения и функционирования биологических мембран

1.5 Молекулярный механизм активного транспорта ионов

Известны четыре основных системы активного транспорта ионов в живой клетке, три из которых обеспечивают перенос ионов натрия, калия…

Источник: https://fis.bobrodobro.ru/12806

Музыкальная акустика – Cайт старосты (муз. звукорежиссура, 5 курс)

Механизм звукообразования

Игнатов Павел Вячеславович

курсовая!

Вопросы к экзамену 2 курса от Игнатова:

Тема 1. Акустика речевых и вокальныхзвучаний.

1.Структура голосообразующего аппарата

2.Процессфонации. Механизм колебания ых связок.

3.Частотаосновного тона голоса. Пределы изменений.

4.Форма звукового сигнала  огоисточника.

5.Неыеисточники акустического возбуждения ого тракта.

6.Резонансыого тракта. Форманты. Артикуляция.

7.Классификациязвуков речи.

8.Механизмы голосообразования образования согласных звуков.

8.Интегральныехарактеристики речи.

9.Способыоценки разборчивости, виды разборчивости.

10.Отличительныепризнаки вокальной речи.

11.Певческаяформанта, ее роль. Способ звукообразования.

12.Вибрато.Его роль в певческом голосе. Способ образования.

Тема 2. Акустика музыкальных инструментов

Духовые инструменты.

1.Составмузыкального инструмента. Основные элементы и их назначение.

2.Основныевиды вибраторов, используемые в музыкальных инструментах. Принципдействия.

3.Основныевиды генераторов и резонаторов. Принцип действия.

4.Классификациямузыкальных инструментов.

5.Классификациядуховых музыкальных инструментов. Принцип действия.

6.Лабиальныемузыкальные инструменты. Возбуждение колебаний методом “краевыхтонов”.

7.Частотакраевого тона. Эффект передувания.

8.Резонаторылабиальных инструментов. Спектр собственных частот.

9.Рольи назначение отверстий в лабиальных инструментах.

10.”Краевойэффект” в лабиальных инструментах. Причины возникновения. Влияние навыходные характеристики.

11.Флейта.Конструктивные особенности. Акустические характеристики.

12.Структураоднотростиевых музыкальных инструментов. Механизм звукообразования.

13,Назначение,материалы и параметры тростей в духовых инструментах.

14.Видырезонаторов   и состав спектраоднотростиевых инструментов.

15.Кларнет.Конструкция. Акустические характеристики.

16.Двойныетростиевые инструменты. Принцип звукообразования.

17.Резонаторыдвутростиевых инструментов. Спектр собственных частот.

18.Роль и назначение регистровых и ых отверстийв тростиевых инструментах.

19.Гобой. Конструкция. Акустические характеристики.

20.Медные(амбюшурные) духовые инструменты. Основные отличия. Принцип устройства.

21.Механизмзвукообразования. Роль и конструкция мунштука.

22.Резонаторыв амбюшурных инструментах. Спектр собственных частот.

23.Рольраструба и сурдины. Их влияние на акустические характеристики.

24.Вентильныемеханизмы и кроны. Их конструкция и назначение.

25Труба. Конструкция и  акустическиехарактеристики .

26.Валторна.Конструкция . Акустические характеристики.

27.Тромбон.Конструкция. Акустические характеристики.

Тема 3. Акустикаперкуссионных инструментов

1.Классификацияперкуссионных инструментов (по виду генераторов, резонаторов и  вибраторов – пластинчатые, пленочные и др.).

2.Системазвукообразования и акустические параметры пластинчатых инструментов типа: ксилофон,маримбе, вибрафон .

3.Системазвукообразования и акустические параметры в пластинчатых и трубчатыхинструментах: тарелок, трубчатые колокольчики и др.

4.Системазвукообразования и акустические характеристики в мембранных (перепончатых)инструментах: литавры, барабаны и др.

5.Особенностизвукообразования и акустические параметры колоколов (в т.ч. виртуальная высотатона в звучании колоколов).

Тема 4. Акустикаструнных инструментов

1.Системазвукообразования и конструктивные особенности скрипки-процесс взаимодействиясмычка и струны, образование звуковых импульсов.

2.Передачаколебаний и особенности звукообразования в подставке, деке, воздушном объеме,их взаимодействие.

3.Акустическиепараметры, формантные области, тембр скрипки.

4.Системазвукообразования и акустические характеристики гитары. Принципы работыэлектрических гитар.

Тема 5. Акустикафортепиано

1.Конструктивныеособенности и принципы звукообразования в фортепиано.

2.Процессвзаимодействия молоточка со струнами, его влияние на процесс звукообразования. Особенностивозбуждения колебаний в струнах (влияние конструктивных параметров, негармоничностьструн и др.)

3.Влияниеколебаний деки на выходные акустические характеристики.

4.Акустическиепараметры  фортепиано (динамический ичастотный диапазоны, характеристики направленности и др.).

Тема 6. Акустикаоргана

1.Общаяконструкция и система звукообразования в лабиальных и язычковых трубах органа.

2.Мануалы,дивизионы, регистры-принципы работы, роль в системе звукообразования.

3.Акустическиехарактеристики, особенности тембра.

Тема 7.”Электроакустические измерения”

1.Чтотакое линейные и нелинейные искажения – определение.

2.Амплитудно-частотныеискажения, условия отсутствия амплитуд-но-частотных искажений.

3.НеравномерностьАЧХ. Определение. Нормы на аппаратуру HI-FI.

4.Эффективно-воспроизводимыйдиапазон частот. Определение.

5.Характеристическаячувствительность. Определение. Нормы.

6.Фазочастотныеискажения. Условия отсутствия. ГВЗ – определение.

7.Переходныеискажения декремент затухания.

8.Нелинейныеискажения. Коэффициент гармонических искажений.

9.Характеристикинаправленности. Методы измерений. Полярная диаграмма.

10.Искажениядинамического диапазона.

11.МахSPL.Определение.Нормы.

12.Основныевиды электрических мощностей. Определения.

13.Импеданс.Определение. Нормы.

14.Куммулятивныйспектр. Определение.

Источник: https://www.sites.google.com/site/starostamz/metodiceskie-materialy/muzykalnaa-akustika

Речевой аппарат и его строение, формирование звука и диагностика нарушений

Механизм звукообразования

Возникновение речи у человека, формирование звуков возможно благодаря речевому аппарату.

Речевой аппарат является совокупностью согласованно действующих органов, помогающих образовывать голос, регулировать его и формировать в осмысленные выражения.

Таким образом речевой аппарат человека подразумевает под собой все элементы, прямо включенные в работу создания звуков – артикуляционный аппарат, в том числе ЦНС, органы дыхания – легкие и бронхи, горло и гортань, полости рта и носовые полости.

Строение речевого аппарата

Строение речевого аппарата человека, то есть его структура, разделена на два отделения — центральный и периферический отдел. Центральным звеном выступает человеческий мозг с его синапсами и нервами.

К центральному речевому аппарату также относятся высшие отделы центральной нервной системы. Периферическим отделом, он же исполнительный является целая общность элементов организма, обеспечивающих формирование голоса и  речи.

Далее согласно структуры периферический отдел речевого аппарата разделяется на три подотдела:

  1. Отдел, регулирующий дыхательные процессы. Дыхание — важная функция организма. Оно реализовывается специальными нервными центрами и происходит автоматически. Звуки из организма всегда идут на выдохе, и образовываемая в этот момент волна воздуха помогает выполнять сразу две задачи – артикуляционную функцию и образование голоса. К этому отделу относятся легкие и бронхи, мышцы, расположенные меж ребер, диафрагма.
  2. Голосовой отдел. Голос обладает тремя характеристиками. Это его мощность, тембр и высота. Работа ых связок вызывает колебания воздуха, передаваемые во внешний мир, воспринимаемые как голос.
  3.  Артикуляционный аппарат — это отдел непосредственного формирования звуков в речь. Состоит из активных органов и пассивных. Активные органы артикуляции — подвижные, помогающие формировать звуки. Основными органами артикуляции являются губы и язык, небо и челюсть. Их перемены в положении ведут к созданию сужений в разных местах артикуляционного отдела. От этого положения зависит характерность производимого звука. Нижняя челюсть помогает созданию ударных гласных. Язык — главная мышца артикуляционного аппарата. От его способностей к гибкости и трансформированию зависит четкость произносимых звуков. Губы также являются подвижной частью и способствуют формированию гласных звуков и речи, они являются важным органом при артикуляции слов, которому помогает конкретное расположение языка.                                                                                                                                                                           Пассивные органы, входящие в артикуляционный аппарат — это органы неподвижные. Их главная задача быть фундаментом, основанием для активных органов. К пассивным органам относятся зубы и вся полость рта, твердое небо. А также глотка и гортань. Хоть они и неподвижны, но все же влияют, пусть и незначительно, на речевой потенциал и характер речи человека.

Формирование голоса

В каждом языке на нашей планете существует конкретное число звуков, создающих акустический образ языка. Звучание находит смысл только в схеме предложений, помогает различать одни буквы от других.

Такое звучание называется фонемой языка. Все звуки языка отличаются по артикуляционным признакам, то есть их различие происходит от образования звуков в речевом аппарате человека.

И по акустическим признакам — по различиям в звуке.

Голос можно считать результатом тяжелого труда мускулов разных составляющих периферического речевого аппарата. В формирование звука вносят свою лепту три его отдела:

  • дыхательный, иначе энергетический – включает в себя легкие, бронхи, трахею и горло;
  • голосообразовательный отдел, иначе генераторный – гортань вместе со звуковыми связками и мышцами;
  • звукообразовательный, иначе резонаторный – полость ротоглотки и носа.

Работа данных отделов речевого аппарата в полном симбиозе может происходить только через центральное управление речевыми и голосообразовательными процессами. Это говорит о том, что дыхательный процесс, артикуляционный механизм и формирование звука, полностью контролируются нервной системой человека. Ее воздействие распространяется и на периферийные процессы:

  • функционирование дыхательных органов регулирует мощность звучания голоса;
  • функционирование ротовой полости отвечает за формирование гласных и согласных звуков и за различие артикуляционного процесса при их формировании;
  • носовая часть обеспечивает регулировку обертонов звука.

В образовании голоса занимает ключевое место центральный речевой аппарат. Челюсть и губы человека, небо и надгортанная доля, глотка и легкие – все вовлечены в процесс. Воздушный поток, выходящий из организма, идущий далее сквозь гортань и проходящий через рот и нос, является источником звука.

На своем пути воздух проходит через ые связки. Если они расслаблены, то звук не образовывается и проходит свободно. Если они приближены и напряжены — воздух, при прохождении создает вибрацию. Итогом этого процесса и является звук.

А далее при работе подвижных органов ротовой полости происходит непосредственное формирование букв и слов.

Структурные компоненты речи

За речевую функцию отвечают:

  1. Центр сенсорной речи — восприятие звуков речи, базирующееся на звукоразличительной системе языка, за данный процесс отвечает зона Вернике в левом полушарии мозга.
  2. Центр моторной речи — за него отвечает зона Брока, благодаря ей возможно воспроизведение звуков, слов и фраз.

В связи с этим, в клинической психологии существует понятие импрессивной речи, иначе говоря, понимание и представление устной и письменной речи. Также существует понятие экспрессивной речи — та, которая произносится вслух с сопровождением определенного темпа, ритма, эмоций.

В процессе формирования речи каждый человек должен иметь четкое представление о следующих подсистемах родного языка:

  • фонетика (какие могут быть слоги, звукосочетания, правильное их строение и сочетание);
  • синтаксис (понимание того как именно происходит взаимосвязи и комбинаций между словами);
  • лексика (знание словарного состава языка)
  • семантика (способность понимать смыл слов задолго до получения навыков произношения);
  • прагматика (отношения между знаковыми системами и теми, кто их использует).

Под фонологической составляющей языка подразумевается знание смыслоразличительных единиц языка(фонем). Физически звуки речи можно разделить на шумы (согласные) и тоны (гласные).

В основе любого языка лежит определенный различительный признак, если изменить один из них, то смысл слова кардинально изменится. К основным смыслоразличительным признакам следует отнести глухость и звонкость, мягкость и твердость, а также ударность и безударность.

Именно эти признаки выступают основой фонем  системы языка. Каждый язык предполагает разное количество смыслоразличительных единиц, как правило, от 11 до 141.

Русский язык предполагает использование 42 фонем, в частности, 6 гласных и 36 согласных.

Научно доказано, что любой здоровый грудной ребенок в первый год жизни имеет способность к воспроизведению 75 различных кратчайших звуковых единиц, иными словами может усвоить любой язык.

Но, чаще всего, дети, на начальных этапах своего развития находятся только в одной языковой среде, поэтому со временем они утрачивают способность воспроизводить звуки, не принадлежащие к родному русскому языку.

Диагностика проблем с речевым аппаратом

Усвоение норм родного языка происходит путем копирования того, что человек слышит. И все родители по-разному относятся к проблемам развития речи у своих детей. Одни — начинают бить тревогу, когда ребенок в возрасте двух лет не использует для общения развернутые фразы, другие – более беспечны, и могут упорно не замечать, что у ребенка нарушено функционирование речевого аппарата.

Наличие проблем во многом зависит от того насколько правильно сформирован речевой аппарат человека. Важно чтобы каждый отдел, принимающий участие в формировании голоса, полноценно и точно функционировал.

Основаниями нарушений могут являться множество факторов, так как строение речевого аппарата человека очень структурно сложная схема. Но основных причин всего три:

  • неверное использование органов речи;
  • структурные нарушения речевых органов или тканей;
  • проблемы с отделами нервной системы, обеспечивающими процесс воспроизведения звуков и голоса.

Под задержкой речевого развития (ЗРР) подразумевается количественное недоразвитие словарного запаса, несформированность экспрессивной речи либо отсутствие фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам у детей. При дефиците ых функций общение ограничивается, объем получаемой из внешнего мира информации речевого характера уменьшается, что далее может привести к серьезным проблемам с чтением и письмом.

Такие дети нуждаются в консультации детского невропатолога, детского отоларинголога, логопеда, а также психолога для подбора объема коррекционной помощи.

Знание строения речевого аппарата и его функций поможет вам вовремя обратить внимание на отклонения от нормы и увеличивает шанс на быстрое и полное исправление патологии.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/rechevoj-apparat.html

Голосовой аппарат человека: строение и функции

Механизм звукообразования

Речь − сложный двигательный навык, реализуемый большим количеством анатомических образований. Строение ого аппарата человека включает в себя органы дыхательной системы, гортань, язык, зубы и др. При нарушении целостности любого из них, процесс звукообразования нарушается.

Знание анатомического строения и принципа работы артикуляционных органов важно не только для певцов или других профессий, связанных с музыкой, но также для обычных людей.

Нарушения речи могут встречаться как у детей, так и у взрослых, приводя к нарушению процессов социальной адаптации и обучения.

Образование звуков

Процесс звуко- и голосообразования хорошо изучен на протяжении последних десятилетий. Акустический компонент речи возникает в результате работы мускулатуры периферического аппарата. Это работает следующим образом. При начале разговора, человек бессознательно делает медленный выдох.

Поток воздуха из легких попадает в гортань, связки которой находятся в определенном положении, соответствующем требуемому звуку. Кроме того, язык, губы и нижняя челюсть также принимают необходимое положение.

Вибрация ых связок в гортани при прохождении потока воздуха и создает звук, который корректируется органами ротовой полости.

Речь − это комплексный процесс, в котором участвует несколько десятков анатомических образований. Органические или функциональные нарушения в любом из них приведут к изменению голоса или появлению речевых дефектов различной степени выраженности.

Анатомия речи

Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный.

Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании.

Анатомия периферического ого аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.

Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, ой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.

Дыхательный отдел

Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.

К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.

Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через ой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.

Голосовой отдел

В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации ых связок при прохождении через них воздуха.

Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют ой окраской, специфичной для каждого конкретного человека.

Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.

Одна из самых частых жалоб пациентов − изменение характеристик голоса. Наиболее часто подобное состояние связано с функциональными расстройствами, возникающими на фоне инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Звукопроизносящий отдел

Устройство артикуляционной части ого аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.

Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.

Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости.

Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения.

Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.

Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки.

На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом.

При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.

При появлении речевого дефекта не следует пытаться самостоятельно устранить его. Подобным лечением должен заниматься логопед или врач.

К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.

Речевой аппарат и дефекты

Степень сформированности аппарата речи определяет качество произношения звуков. Заболевания любого из отделов проявляются ухудшением звукопроизношения и меняют характеристики голоса человека. Задача логопедов и врачей при выявлении фониатрических симптомов − выявить причины их появления и подобрать методы, позволяющие устранить дефекты.

В связи со сложностью строения речевого аппарата, возможных причин нарушенного звукопроизношения много. Диагностические мероприятия всегда должны иметь комплексный характер и подбираться индивидуально для каждого человека. Выделяют несколько причин развития речевых дефектов, которые встречаются наиболее часто:

  • органические нарушения строения отдельных структур;
  • их функциональная незрелость, обуславливающая неправильные движения в процессе разговора;
  • неврологические нарушения в тех отделах центральной и периферической нервной системы, которые участвуют в образовании и формировании звуков.

При указанных дефектах человек часто отмечает нарушения дыхания, глотания пищи и жидкости. Подобные симптомы постепенно приводят к снижению уровня качества жизни и могут стать причиной нарушенной адаптации в обществе, депрессии и других негативных последствий.

При задержке речевого развития и других дефектах следует всегда обращаться за профессиональной помощью к врачам или логопеду. Специалисты проведут необходимые обследования и подберут коррекционные мероприятия для устранения органического или функционального дефекта.

Голосовой аппарат человека имеет сложное строение и состоит из трех основных частей: дыхательной, ой и артикуляционной, или звукопроизносящей. Все структурные отделы действуют согласовано, определяя не только голос человека, но также формирование и произношение всех звуков и слов.

Регуляцией процесса речи занимается центральная нервная система, а именно, кора больших полушарий, подкорковые экстрапирамидные системы и ядра черепно-мозговых нервов.

Знание анатомии позволяет своевременно выявить изменения в органах речи, в первую очередь, располагающихся в ротовой полости.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/golosovoj-apparat-cheloveka-stroenie-i-funktsii/

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: