Младенческое у детей

Содержание
  1. Младенческая колика
  2. Симптомы
  3. Лечение
  4. Младенчество: границы и особенности периода
  5. Временные рамки
  6. Речь младенцев
  7. Предметная и двигательная деятельность
  8. Интеллектуальное развитие
  9. Что сейчас важнее всего?
  10. Конец этапа младенчества
  11. Младенчество в психологии: особенности развития детей
  12. Основные особенности младенческого возраста
  13. Характеристика младенчества в разных психологических школах
  14. Культурно-исторической теории
  15. Психоанализ
  16. Психогенетика
  17. Бихевиоризм
  18. Гештальтпсихология
  19. Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте
  20. Общение младенцев со взрослыми
  21. Основные новообразования младенческого возраста
  22. Кризис одного года
  23. Причины плача и капризов у грудничков и детей до года, способы их преодоления и правильная линия поведения родителей
  24. Капризы грудничков до года
  25. Кризис новорожденности
  26. Младенческий возраст
  27. Что такое капризы и могут ли им быть подвержены новорожденные
  28. Способы преодоления детских капризов
  29. Несколько слов об отмене ограничений и вседозволенности

Младенческая колика

Младенческое у детей

Младенческой коликой называют различные по происхождению формы, физического дискомфорта детей, первых нескольких месяцев жизни. По статистике, младенческим коликам, подвержены до 25% всех детей младенческого возраста. Проявляются колики, как правило, в течение первых недель жизни и продолжаются от нескольких недель до месяцев.

Причины развития младенческих колик могут быть самыми разнообразными. Рассмотрим только некоторые из основных причин вызывающих данное состояние младенца.

  • Неразвитость пищеварительного тракта и как следствие реакция детского организма, на новый для него способ приема пищи, является пожалуй самой распространенной, причиной младенческих колик. В результате того, что ребенок переходит от питания через пуповину к непосредственному приему пищи, происходит заселение, стерильного до данного времени кишечника ребенка различной микрофлорой, что приводит к повышенному газообразованию, вызывающему колики.
  • Повышенная физическая и эмоциональная чувствительность ребенка, так же является частой причиной появления младенческих колик. В этом случае появлению колик могут способствовать самые различные факторы: слишком холодно или жарко, мокрый подгузник, яркий свет, смена погоды и т. д. При этом эмоционально травмирующий факт утраты материнского чрева способен лишь усилить колики у такого младенца.
  • Эмоционально нестабильное или нервозное состояние кормящей матери, так же может спровоцировать младенческие колики. Дело в том, что под воздействием стресса, меняется состав молока матери и это отрицательно сказывается на здоровье ребенка.
  • Так называемый — гастроэзофагальный рефлюкс, попадание кислоты из желудка в пищевод, вызывающий физический дискомфорт у ребенка. Как правило, проявляется в горизонтальном положении, именно поэтому младенец наиболее подвержен коликам, если лежит, и ощущает облегчение в вертикальном положении.
  • Причиной колик может стать и просто неправильное прикладывание ребенка к груди матери во время кормления. При этом происходит захват ребенком избыточного количества воздуха, попадающего в желудок младенца. Именно избыток воздуха в желудке и является причиной колик в этом случае.

Симптомы

Конечно практически все дети, первых месяцев жизни, часто плачут и кричат, в этом нет нечего необычного, это естественная реакция организма ребенка в период адаптации к новым условиям. В обычной ситуации, при правильном уходе за ребенком и грудном вскармливании, дискомфорт младенца можно существенно минимизировать и значительно сократить периоды плача и криков.

При младенческой колике ситуация выглядит иначе. Ребенок кричит по 3 и более часа в день, крики младенца очень громкие и его практически невозможно успокоить. При этом следует обратить внимание на то, что приступы колик, чаще всего случаются в одно и то же время, наиболее часто это происходит вечером.

Кроме непосредственно криков, характерными симптомом младенческой колики, являются:

  • Твердый живот ребенка во время приступа.
  • Подтянутые к животу колени, либо же наоборот выгнутая при крике спина.
  • Существенное покраснение лица ребенка при крике и плаче.

Симптомы проходят, как правило, при отхождении газов либо дефекации, иногда при кормлении грудью.

Лечение

  • В случае если причиной колик являются проблемы с пищеварением ребенка и как следствие повышенное газообразование, необходимо попытаться любыми способами ускорить процесс отхождения газов из пищеварительного тракта младенца, и по возможности избегать накопления новых. Ребенку рекомендуется делать массаж живота и проводить специальную несложную гимнастику: прижимать к животу младенца согнутые в коленях ноги, при этом надавливая на живот. После процесса кормления, следует 10 — 15 минут поносить ребенка в вертикальном положении, для того что бы он срыгнул воздух. Иногда так же советуют как можно чаще укладывать ребенка на живот.
  • Если причиной колик является состав молока кормящей матери, ей стоит скорректировать свой рацион питания. Необходимо помнить, что такие продукты как: свежие овощи и фрукты, содержащие большое количество клетчатки, молочные продукты, черный хлеб и т. д. входящие в рацион матери, могут усилить проявление колик у ребенка.
  • Если причина колики общий физический и эмоциональный дискомфорт младенца, постараться воссоздать для ребенка условия, максимально приближенные к условиям утробы матери. Обеспечьте ребенку достаточное количество тактильного контакта, носите его на руках или в слинге, спите вместе с младенцем, укладывайте ребенка обнаженным животом на живот родителя. Даже простое укачивание ребенка может дать очень хорошие результаты.
  • При стрессовом состоянии матери, ставшем причиной колик, психотерапевтическому лечению следует подвергнуть именно мать. Кормящей матери необходимо обратиться к психологу либо вступить в группу психологической поддержки для коррекции своего нервозного состояния.
  • Колики, спровоцированные неправильным кормлением, устраняются тщательным подходом к процессу кормления ребенка. Необходимо внимательно следить, что бы ребенок правильно брал грудь матери и не заглатывал лишний воздух.

Если же существуют, хоть малейшие подозрения, что дискомфорт ребенка указывает на наличие каких, либо серьезных заболеваний, вызывающих младенческие колики, необходимо обратиться за консультацией к врачу педиатру, для проведения всесторонних анализов и установления точного диагноза.

Источник: https://narmed.ru/bolezni/child/mladencheskaya_kolika

Младенчество: границы и особенности периода

Младенческое у детей

Называя ребенка младенцем, мы имеем в виду, прежде всего, что он маленький, беспомощный. Однако специалисты имеют четкое представление о том, когда начинается и заканчивается период младенчества, чем отличается от других периодов жизни малыша, что умеет, чего хочет ребенок на этом этапе своего развития.

Временные рамки

Итак, только ли эпитеты «маленький» и «беспомощный» характеризуют ребенка на этапе младенчества? Если говорить о возрастных рамках (до 1 года), то – да. Младенчество – это период жизни ребенка между двумя кризисами: первого месяца и первого года жизни.

  • Кризис первого месяца характеризуется адаптацией малыша к жизни вне утробы матери. Происходит кризис физического отделения маленького человечка от матери.
  • Кризис первого года в психологии связывают с освоением навыков хождения и речи.

Советский ученый, психолог Л.С. Выготский выделял возрастные периоды именно по границам кризисных этапов.

Однако он считал, что во время кризиса происходят не только негативные изменения (нарушения сна, питания, поведения), но также, несомненно, положительные: ребенок приобретает новый значимый для него навык, дающий возможность развиваться на новом уровне. Происходит изменение маленькой личности.

Разве на первом месяце жизни малыш получает такой навык? Физически – нет. Психологически – да. Он учится воспринимать себя как существо, живущее отдельно от мамы. Соответственно, дальше он будет учиться всему, что способствует его адаптации в социально-бытовом, психическом, эмоциональном плане.

Исходя из всего этого, границы младенческого возраста — от 2 месяцев до года. Это так называемый стабильный период, когда малыш развивается вне кризиса. После этого ребенок переходит на новый этап (раннее детство), который к 3 годам тоже закончится кризисом: ребенок осознает себя как независимую часть социума, самостоятельную и значимую личность.

В младенческом возрасте ведущий тип деятельности малыша – непосредственно-эмоциональное общение с окружающими близкими людьми. При этом кроха полностью зависит от взрослого: физическое развитие, режим дня, правильное питание, своевременное лечение, познавательные, двигательные, речевые навыки – все это он получает от матери и развивает с ее помощью, на ее примере.

Больше общайтесь с младенцем. На этом этапе потребность в эмоциональном контакте с матерью у ребенка чрезвычайно высока. Ваш ласковый голос, колыбельные, потешки, улыбки дают ему ощущение спокойствия, комфорта, необходимое для полноценного развития.

Речь младенцев

От рождения до года речь малыша по большей части является пассивной. На этом этапе он:

  • учится понимать интонации;
  • запоминает простые речевые конструкции;
  • накапливает запас понимаемых слов (предметов и действий), которые пока не может произносить;
  • развивает артикуляционный аппарат.

Не умея говорить, ребенок, тем не менее, остро нуждается в эмоциональном общении со взрослыми. Он учится этому, последовательно проходя несколько этапов:

  1. плач (простой, а затем интонационно окрашенный);
  2. гуление;
  3. лепет (цепочки слогов, неосознанно произносимые простые слова);
  4. подключение жестов к процессу общения;
  5. первые слова.

Ближе к году формируется так называемая автономная речь – переходная фаза между пассивной и активной речью. Иногда ее еще называют «детским языком». Это своеобразная эмоциональная связь со взрослым в конкретной ситуации. Конечно, это общение, но понятное лишь ребенку и его родителям.

Такая речь младенца отличается от взрослой речи артикуляцией, фонетикой, семантикой (это слова с множеством значений, звукоподражания, искажения, обрывки понятных взрослым слов). Синтаксические конструкции в этот период дети тоже строят «по желанию» — их «слова» не связаны друг с другом привычными для взрослых связями, в них нет согласованности, подчинения, управления и т. д.

В возрастной психологии считается, что начало и конец такой автономной речи являются одновременно границами начала и конца кризиса первого года.

Предметная и двигательная деятельность

Эти два вида деятельности в младенческом возрасте тесно взаимосвязаны и развиваются вместе в определенной последовательности.

  • Зрение новорожденного еще довольно слабо развито, глаза видят как бы автономно друг от друга. К началу младенчества они перестают расходиться в разные стороны, кроха умеет сосредотачиваться на предмете, который видит одновременно и четко обоими глазами, – зрение становится бинокулярным.
  • Начальный период младенчества характеризуется появлением у ребенка комплекса оживления – двигательных и эмоциональных реакций на появление близких людей. С каждым месяцем комплекс проявляется все активнее. Малыш привлекает к себе внимание сначала для общения, затем – для совместных игр.
  • С 2 месяцев до года малыш последовательно учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить. Каждый новый навык открывает перед ребенком новые возможности для изучения окружающей действительности, раздвигает доступные границы пространства.
  • Действия с предметами. К 6 – 7 месяцам рефлекторное хватание постепенно переходит в осознанный, намеренный акт. Затем малыш учится раскрывать ладонь по размеру предмета, захватывать мелкие детали, манипулировать предметами или игрушками. Это еще не полноценные действия с предметами, поскольку они используются не по своему назначению (ребенок их крутит в ручках, стучит по поверхности или друг о друга, тянет в ротик).
  • К концу года вырабатывается управляемость движений, их произвольность и целенаправленность. Малыш понимает, какой предмет он хочет взять и зачем. Это основа для развития дальнейшей полноценной предметной деятельности.

Собственно, она начинается во время кризиса первого года, когда малыш осваивает навык ходьбы. Теперь его ручки свободны для захвата и манипуляций с вещами или игрушками. «Настоящая» предметная деятельность характеризуется использованием предметов по их назначению. А этого малыш пока не знает. Ему придется самостоятельно научиться этому у взрослых, выработав определенные навыки:

  • понимать назначение конкретных предметов;
  • осваивать способы действий с разными предметами;
  • усваивать технику выполнения этих действий.

Интеллектуальное развитие

Каким бы незначительным оно ни казалось, за период первого года жизни малыш в интеллектуальном развитии делает большой шаг вперед.

В общем смысле младенцы находятся в сенсомоторном периоде развития (основанном на восприятии и моторике). У них нет пока понятия образа, нет способности выражать свои мысли или потребности посредством речи.

Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и движений.

В рамках этого периода за первый год малыши проходят несколько важных ступеней.

  1. Новорожденные малыши (1 месяц) приспосабливаются к окружающей действительности при помощи рефлексов (они плачут, дышат, кашляют, сосут грудь и т. д.) и их дальнейшего преобразования (аккомодации).
  2. Период первичных круговых реакций (до 4 месяцев) – время появления первых форм активности, отличных от рефлексов. То есть у младенца в этом возрасте уже проявляются первые связи с окружающими предметами.
  3. Период вторичных круговых реакций (с 4 до 8 месяцев). Характерной особенностью этого периода является действие малыша одновременно по двум схемам (например, движения руки и восприятия голоса или звука). В качестве примера можно привести действия малыша с погремушкой, подвешенной над кроваткой. Сначала он ее случайно цепляет, и она издает характерный звук. Затем младенец уже целенаправленно цепляет ее снова, ожидая повторения звука.
  4. Начало развития практического интеллекта (с 8 до 12 месяцев). Младенец начинает понимать постоянство объекта. Это выражается, например, в том, что ребенок привыкает считать родными и безопасными людьми тех, кто находится рядом постоянно, болезненно реагируя на появление незнакомцев. Или в том, что малыш теперь знает: предметы существуют даже тогда, когда их не видно. Если спрятать игрушку, он начнет ее искать. Теперь деятельность ребенка ориентирована именно на постоянные объекты. В своем поведении он отрывается от наглядного восприятия и ориентируется на постоянные (пусть в данный момент и невидимые) предметы.

Что сейчас важнее всего?

Самая важная потребность младенца – потребность в защищенности, безопасности, стабильности. Ее крайне важно удовлетворять максимально.

Ведь если ребенок с младенчества не будет чувствовать себя в безопасности, он на всю жизнь разучится доверять окружающему миру, отстранится от него. Может стать замкнутым или враждебным к социуму.

Если ребенок испытывает нехватку родительской любви, заботы, ласки, внимания к своим желаниям, если с ним жестоко обращаются в семье, он вырастет озлобленным и отчужденным.

Ведь в этом возрасте для малыша мир и семья имеют одинаковое устройство: все, что происходит в семье, происходит и в мире. Именно поэтому, если ребенок в раннем возрасте переживает развод родителей, для него не просто рушится семья – рушится весь мир.

В младенчестве ребенок учится общаться с окружающими, ждет от них помощи и поддержки. Он учится доверять окружающим, формирует первые привязанности: сначала ища ответной реакции от любого человека, затем научившись разделять своих и чужих, затем избирая в объекты своей любви самых близких и значимых людей.

Именно в этот период чувство психологического комфорта и гармонии гораздо важнее удовлетворения естественных потребностей. Ведь с помощью этого чувства ребенок учится воспринимать себя человеком – мыслящим, разумным, духовным существом.

Конец этапа младенчества

К концу первого года малыш учится отделять себя от окружающего социума, чувствовать себя независимым (ведь он теперь умеет сам двигаться и изъясняться, принимать решения и достигать целей).

К этому времени ребенок как бы остается без системы управления: биологические ритмы им уже не управляют, а новые двигательные и речевые навыки еще до конца не освоены как рычаги свободного управления своим поведением и ориентации в окружающем мире.

Таким образом, к концу первого года жизни младенец переживает кризисный этап, который поможет ему перейти на новый уровень развития, когда ведущими средствами регулирования деятельности будут выступать именно речь и способность к самостоятельному передвижению. В это период ребенок как бы проходит процесс обратного развития. Он характеризуется аффективными эмоциями, нарушением биологических процессов и потребностей (сон, питание), капризностью, плаксивостью, обидчивостью, своенравием, непослушанием.

Выйдя из этого кризиса, ребенок вступит в новый возрастной период — раннее детство. А то, как будет протекать сам кризис – его выраженность и длительность – во многом зависит от правильного поведения родителей. Но это, пожалуй, тема отдельного разговора.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/mladenchestvo

Младенчество в психологии: особенности развития детей

Младенческое у детей

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов.

После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку.

К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи.

Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы.

Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром.

Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия.

Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту.

От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие.

Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта.

Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение.

Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности.

Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение.

Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы.

В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку.

Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности.

В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей.

То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

Второй переходный момент в становлении психики ребенка.

Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми.

С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/mladencheskii-vozrast.html

Причины плача и капризов у грудничков и детей до года, способы их преодоления и правильная линия поведения родителей

Младенческое у детей

Все родители ждут появления на свет сына или дочки. При благополучных родах и нормальном развитии, груднички ведут себя спокойно и редко капризничают.

Но в один день, как правило, когда возраст приближается к концу первого года жизни, спокойное поведение малыша резко меняется – тишина сменяется постоянным плачем и капризами, а уговоры не действуют.

Почему так происходит и как решить проблему – расскажем в материале статьи.

Капризы грудничков до года

Рассмотрим главные причины, скрытые в психологических особенностях младенцев.

Кризис новорожденности

Ему подвержены малыши с рождения до двухмесячного возраста. Кризис – важный и нормальный этап развития. Ребенок реагирует при приближении взрослых, издает звуки, общаясь с мамой, и начинает улыбаться. Наступление кризиса можно распознать по потере веса.

Младенческий возраст

Является вторым этапом развития детей до года, начиная со второго месяца. Малыш учится общению через эмоции, в этот период родители должны быть особенно внимательными. Младенец учится говорить первые слова, познает мир через окружающие предметы. Плач и лепет говорит о том, что он хочет контактировать со взрослыми. Кризис проходит после того, как появляется речь.

Что такое капризы и могут ли им быть подвержены новорожденные

Капризами называют прихоти и упрямство. Капризничая, малыш выражает свои базовые потребности и дискомфорт. Через плач и беспокойное поведение ребенок общается со взрослыми и это – единственных способ установления контакта. Младенец не умеет говорить, жесты слабо выражены – поэтому остается только плач. Среди основных причин беспокойства:

  • голод:
  • мокрая пеленка или подгузник;
  • малыш замерз или чувствует боль.

Сначала убедитесь, что ребенок сух, не хочет кушать и находится в тепле. Если причин для дискомфорта нет, а плач – продолжается, скорее всего, кроху беспокоят газы или колики – именно они становятся частой причиной беспокойства у детей до года. Также младенец может реагировать на смену погоды или наступление магнитных бурь. В этом случае, определенного рецепта нет.

https://www.youtube.com/watch?v=G-XsiJl15_M

Ребенку нужно внимание, поносите его на руках, поспите вместе с ним. Если он продолжает плакать длительное время – возможно беспокоит какая-то болезнь. В три месяца малыш может плакать из-за зубов. Набухают десны и младенец тянет в рот все, что сможет достать, а изо рта обильно текут слюни.

Не забывайте о режиме дня, это очень важно. Ребенок должен четко его соблюдать, есть и спать в определенное время. Напряжение спадет и плача станет меньше. По распорядку должны быть игры, прогулки, занятия и даже – свободное время. Если из распорядка выпадет хотя бы один элемент, кроха не оставит это без внимания и начнет беспокоиться.

Даже в праздничный яркий день могут беспокоить капризы и слезы, малыш не спит, очень возбужден и не может успокоится. Это – нормальная реакция в возрасте от 10 до 18 месяцев. Так детки пытаются освободиться от нервных перегрузок естественным способом. Шум, незнакомые люди, непривычные звуки и обстановка воспринимается, как стресс.

Младенец раздражается и начинает плакать. Обратите внимание: родителям важно проявлять заботу, терпение, не кричать и не прибегать к угрозам, чтобы заставить малыша успокоиться. Рекомендуется прижать ребенка к себе, поносить на руках, искупать или сделать легкий массаж. Эти простые процедуры расслабят и успокоят.

Капризы и беспокойства вызывают также запреты родителей. Здесь важно понять, что мир ребенка в течение года был ограничен манежем и коляской, он был окружен только знакомыми предметами. Развитие диктует ему потребность узнавать новое. Первые попытки поползать или ходить расширяют кругозор. Ребенок исследует окружающие предметы с интересом, не боясь исходящей от них опасности.

Он хочет потрогать, попробовать предметы на вкус и узнать, насколько они крепкие. Как правило, родители начинают кричать и отбирать то, что понравилось ребенку.

На него кричат, забирают новое «сокровище» и уносят оттуда, где интересно, назад в скучный манеж или кроватку.

У малыша нет других способов выразить желание продолжить узнавать новое, кроме крика, только так он может привлечь к себе внимание. Стрые игрушки и соски ему уже не интересны.

Чтобы прекратить подобные истерики, родителям нужно продумать, как ребенок сможет узнавать новое безопасно для жизни. Вокруг должны быть только те предметы, которые не разобьются и не причинят боль.

Все, что можно разбить, или жалко сломать, спрячьте, или переставьте выше. Оставьте предметы, которые можно двигать, складывать друг в друга. Полезны игрушки или предметы, издающие новые звуки.

Помните, что крышка, ложка, или обычная, привычная взрослому чашка или кастрюля, интереснее для ребенка, чем старая игрушка.

Также, одна из причин появления беспричинного раздражения малыша – трудности при становлении речи. Ребенок развивается, а речь приходит медленно. Когда он хочет что-то сделать, или выразить эмоции – начинает мычать и протягивать ручки. Некоторые родители не могут понять причину поведения и не приходят на помощь, поэтому кроха опять начинает кричать и капризничать.

Кроме слез, малыш может отказываться купаться или ходить в горшок, к которому уже приучен. Все, что раньше было ему приятно и весело, может вызывать беспокойство. Такое поведение – не просто каприз, а выражение того, что кроха не может сказать. Такое поведение нельзя переламывать насильно и бороться с ним.

Совет: присмотритесь к сыну или дочке, постарайтесь понять причину беспокойства. Возможно, когда малыш последний раз принимал ванну, вода была слишком горячей, шампунь или пена попали в глазки и щипали их. Иногда ребенок не хочет пользоваться горшком, потому что пластмасса, из которой он сделан, прищемила нежную кожу.

Кроха испытала негатив и запомнила его, поэтому не хочет его повторять и усиленно сопротивляется. Родителям не нужно ругать чадо, и заставлять его. Пусть у него будет время забыть неприятные ощущения и попробуйте попытаться снова, через некоторое время.

Способы преодоления детских капризов

Своим поведением кроха показывает, что ему нужно внимание и понимание взрослых. Изменения в поведении раздражают родителей, приводят в панику и вызывают желание закончить капризы как можно скорее. Они воспринимают это, как безобразие, которое нужно срочно прекратить. Малыш ищет возможность управлять взрослыми для того, чтобы получить желаемое.

Он кричит, плачет, кусает, дергает за волосы и даже – дерется. Если хотя бы один способ сработает, ребенок начнет вести так себя постоянно и будет считать такое поведение нормальным. задача родителей при этом – не допустить такого сценария развития событий. Совет: покажите малышу, что капризы и крики не приведут к результатам, иначе изменений поведения и прекращения плача не добиться.

Лучше иногда не реагировать . В этом случае, ребенок быстрее успокоится, если вблизи него нет других взрослых, которые захотят его успокоить. Зрители и сердобольные люди, которые хотят оказать помощь, только усугубляют ситуацию. Обратите внимание: некоторые родители ошибочно полагают, что ребенку не хватает ласки, его нужно носить на ручках.

Это – самое распространенное заблуждение и оно – ошибочно. Чрезмерная ласка приводит к тому, что дети становятся очень капризными. Психологи советуют избегать крайностей. Безусловно, ребенку требуется внимание, ласка, но он у него также должно сформироваться понимание, что родители не могут без конца носить его на руках, потому что у них есть свои дела и потребности.

Несколько слов об отмене ограничений и вседозволенности

Чем раньше ребенок поймет слова «Нельзя», «Нет», и «Стоп», тем быстрее он приучится к дисциплине, когда станет постарше. Именно эти понятия в воспитании избавляют от капризов как родителей, так и самого ребенка.

Главной причиной детских истерик становится постоянное внимание со стороны старших. Однако, ребенок про природе своей не может взаимодействовать только в кругу взрослых, иначе он начнет уставать от их навязчивого поведения.

Хорошим решением стенает предоставление некоторой свободы. Пусть ребенок играет самостоятельно, а пока он занят, мама может поговорить с другими женщинами, которые находятся на площадке.

Их дети тем временем улыбаются друг другу, обмениваются жестами сидя в коляске. Главное здесь, не слишком усердствовать и суметь найти компромиссное решение.

Если малышу совсем не уделять внимания, это может привести к психологической или эмоциональной травме.

Малыш начнет кричать и капризничать, чтобы на него обратили внимание близкие люди. Непоследовательность действий, отсутствие согласованных требований нарушают процесс адаптации ребенка в окружающем мире. Чтобы предотвратить подобное поведение, обговорите с родственниками единую линию воспитания и следуйте ей. Следите за тем, как выстраиваются отношения между вами и ребенком.

Обратите внимание: если ему что-то разрешили вчера, а сегодня поставили под запрет, обязательно нужно объяснить малышу, почему так происходит. При этом, не важно, что чадо еще не слишком взрослое, чтобы понять все, что вы ему говорите.

Он сможет сформировать понимание ситуации на эмоциональном уровне. Чаще всего капризы возникают тогда, когда ребенку нужно идти спать. Кроха не может понять, почему нужно обрывать интересную игру и ложиться в постель.

Чтобы избавить себя от вечерней истерики перед сном, за час перед тем, как чадо отправится спать, нужно отменить все подвижные игры, заменив их чтением сказок или просмотром спокойного, доброго мультика без стрельбы, криков и пугающих рисовок.

Хорошо помогают настроить на сон передачи, в духе «Спокойной ночи, малыши». Они сигнализируют, что всем детям пора отправляться в постель. Главной здесь остается реакция мамы и папы, поскольку все начинается с родителей. Не нарушайте последовательную линию воспитания, помните о том, что должны быть последовательны в действиях.

Если вы что-то запретили, значит слезами и криком ваше решение отменить нельзя. Это правило работает для обеих сторон. Обратите внимание: нельзя слишком перегибать палку. Чрезмерно строгое реагирование может сработать в обратную сторону: ребенок запомнит необычную реакцию на поведение, и интерпретировать его, как награду.

В результате у него возникнет желание, повторять действия, которые вызвали у мамы или папы бурный эмоциональный всплеск. Необходимо проанализировать детский режим дня, и откорректировать его, если это необходимо. Режим должен соблюдаться системно. День лучше сделать разнообразным, включать в себя прогулки и смену игр.

Хвалите малыша за то, что он хорошо себя ведет. Если систематически направлять детское внимание на негативные действия, он специально будет повторять их, чтобы получить внимание взрослых.

По возможности, сформируйте положительный настрой в поведении ребенка. Благоприятная атмосфера в доме уменьшит желание хулиганить. Лучше постепенно уменьшать количество запретов. Убирайте вещи, которые сын или дочь не должны брать в руки.

Заглушки из пластика на панели управления телевизором и другой техникой решат проблему с кнопками, которые нельзя нажимать. Дверцы шкафов и комнат, куда ребенок не должен заходить лучше закрывать с помощью специальных запирающих устройств. Если чадо делает то, что ему не следует, родители должны среагировать как можно быстрее и сказать «нет» сразу, как только это заметили.

Когда происходит повторение проступка, еще раз запретите делать это и уведите кроху в другое место. Приведем простой пример ситуации, в которой хотя бы раз побывал каждый родитель: Ребенок открыл шкаф, и достал из него стеклянную вазу без знаний ор том, как ей правильно пользоваться. Ваза оказалась разбитой. Расскажем ,как поступить маме.

Самый худший из вариантов – кричать и ругаться. Лучше сказать, что вы очень испугались и расстроились потому что малыш мог пораниться и вы бы очень долго плакали, если бы так случилось. Попросите строгим голосом запомнить, что нельзя без разрешения трогать вещи взрослых.

Детские капризы во многом зависят от родителей, если нет факторов, причиняющих беспокойство. Самое трудное время – первый месяц жизни ребенка, потому что не всегда понятна причина плача и беспокойного состояния.

Обратите внимание: младенческие капризы и плач до двух часов в день являются нормальным явлением. День за днем вы сможете постепенно выстроить взаимопонимание с сыном или дочерью. Главное – проявлять терпение и любовь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d83326aa06eaf00ad1d59ea/prichiny-placha-i-kaprizov-u-grudnichkov-i-detei-do-goda-sposoby-ih-preodoleniia-i-pravilnaia-liniia-povedeniia-roditelei-5d89e5528600e100b166840e

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: