Можно ли воспитать доброту

Содержание
  1. Как воспитать ребенка добрым? Советы родителям
  2. Эмпатия
  3. Уважение к природе
  4. Пример для подражания
  5. 1 день — 1 доброе дело
  6. Не «я», а «мы»
  7. Сердиться может каждый
  8. Щедрая душа
  9. Секреты воспитания: как воспитать доброго человека
  10. Что такое доброта?
  11. Как воспитать доброго человека?
  12. Совет 1. Будьте сами добры к ребёнку
  13. Совет 2. Научите ребёнка ставить себя на место другого
  14. Совет 3. Будьте примером
  15. Совет 4. Научите малыша избегать манипуляций, обмана и вреда для себя
  16. Детство — лучшее время посеять семя добра
  17. Как воспитать ребенка добрым
  18. Доброта как качество личности
  19. Учим детей добру
  20. Воспитание добрых чувств
  21. Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка
  22. Детская доброта
  23. Доброта и забота
  24. Как стать добрым?
  25. Милосердие и сострадание
  26. Детям о милосердии
  27. Уроки доброты
  28. Сказки о добре
  29. Приёмы воспитания
  30. Выводы
  31. Как воспитать детей добрыми: личный пример и конфета на всех | Милосердие.ru
  32. Добрый всегда на своем месте
  33. Воспитывать собственным примером
  34. Делить одно яблоко на всех

Как воспитать ребенка добрым? Советы родителям

Можно ли воспитать доброту

Каждый родитель задумывается о том, каким станет его ребенок во взрослой жизни. Одни хотят, чтобы их стал умным и образованным человеком, который достигает большие успехи в карьере.

Другие мечтают, чтобы их малыш стал знаменитым спортсменом, поэтому на первый план они выносят взращивание лидерства и амбициозности в своем крохе.

Лишь немногие ставят упор на воспитание доброты и отзывчивости, хотя это важнейшие черты для любого человека.

Эмпатия

Первое, что ассоциируется с добрым человеком, это его способность сопереживать другим. Он не останется в стороне, когда кто-то нуждается в помощи, не пройдет мимо. Следует воспитывать ребенка так, чтобы он не был безразличен к окружающему миру, к более слабому и нуждающемуся. Однако эмпатия также должна быть ответственной.

Если ребенок захочет каждого больного котенка принести с улицы и пожалеть, объясни, что тогда ему придется всех накормить и убирать за ними. Главное, чтобы малыш понимал ответственность перед своими решениями и поступками, даже из самых благих побуждений. Домашние животные, к слову, помогают ребенку быть более сочувствующими и понимающими к другим людям.

Об этом мы писали в статье о детях, которые копируют поведение питомцев.

Уважение к природе

Бережное отношение к природе — важнейшее качество доброго человека. Научите ребенка с ранних лет выбрасывать мусор строго в урну, не загрязняя улицы. Выезжая на пикник с семьей, не оставляйте мусор в лесу. Вместе с малышом собирайте его и отвозите к мусорному баку.

И никакого издевательства над животными! Некоторые родители хихикают и умиляются тому, как их маленькая дочь дергает за хвост бедного Барсика. Необходимо сразу же пресекать даже мелкие пакости в отношении домашних питомцев. Дети видят «одобрительную» реакцию родителей и продолжают поступать также, чтобы насмешить маму.

Однако если ты хочешь научить ребенка доброму отношению к флоре и фауне, сама не допускай подобных ошибок. Как ни крути, ты — объект подражания.

Пример для подражания

Мама и папа — главные люди в жизни ребенка. Они и пример подражания для него. Если ты хочешь, чтобы малыш вырос хорошим, отзывчивым человеком — будь сама чуточку добрее. Фильтруй свою речь за рулем, ведь очень часто на дороге в пробке вырываются ругательства, которые мы привыкли не замечать. Однако ребенок впитывает все как губка.

Твои слова о том, что нужно помогать старикам, не будут засчитаны крохой, если ты сама разговаривала и виделась со своими пожилыми родственниками или родителями очень давно и общалась с ними на повышенных тонах. Будь достойным объектом подражания. Не мусори на улице, не игнорируй того, кто нуждается в твоей помощи.

Тогда ребенку будет в кого стремиться к доброте.

1 день — 1 доброе дело

Заведите вдвоем с малышом привычку каждый день делать что-то хорошее не для себя, а для ближнего. Например сын может угостить одноклассника бутербродом или помочь маме помыть посуду. Мать же может помочь пожилой соседке донести продукты из магазина или накормить во дворе кошку.

Все это — мелочи, которые может сделать каждый. Однако они нас формируют как отзывчивую личность. Каждый вечер перед сном обсуждайте свои добрые дела за день и делитесь эмоциями от совершенного поступка. Сами того не замечая, добро у вас войдет в приятную привычку.

Кроме того, ребенок, помогающий другим, вряд ли вырастит самовлюбленным эгоистом. Можете раз в месяц устраивать совместный акт доброты, устраивая небольшой субботник на территории своего двора или поляны, которая была когда-то такой красивой, но сейчас ее замусорили люди.

Думаю, каждый знает такое место в своем городе, как бы это ни было печально.

Не «я», а «мы»

Все дети — маленькие эгоисты. И некоторое время его жизни это нормально, так как все внимание в семье достается лишь малышу. Ведь самое лучшее — детям. Но, по мере взросления ребенка, его «я», которое первостепеннее всего, должно сводиться к более общему «мы». Из эгоцентричного человека воспитать альтруиста — тяжеловато.

Поэтому как можно раньше изгоняем из ребенка требовательного единоличника. Легкими, ненавязчивыми фразами намекай ему, что кроме его прихоти существуют и желания других людей. К примеру: «Предложи однокласснику конфеты, может он тоже хочет», «сейчас очередь мальчика кататься на качелях», «спроси у брата, какой мультик хочет посмотреть он».

Научи ребенка учитывать мнение окружающих, а не только поступать в угоду своих желаний.

Сердиться может каждый

Все люди иногда чувствуют себя раздраженно, хотят поддаться эмоциям и выплеснуть их наружу. И это нормально, даже для доброго человека. Поэтому не стоит пытаться подавить эмоции ребенка, это редко заканчивается хорошим.

Если ребенок часто замечен за агрессией по отношению к другим детям на игровой площадке или в школе, прежде чем ругать ребенка, узнайте, почему он раздражен. Возможно конфликт с другими малышами ваш кроха сможет урегулировать словесно, с помощью вашего совета. Чаще интересуйся отношениями ребенка с учителями и сверстниками.

Иногда ребенок сам не способен решить проблему в общении, потому что еще этому учится. Научи его решать свои конфликты не агрессией, а добротой.

Щедрая душа

Человек, который легко расстается с материальными вещами, гораздо счастливее тех, кому это дается тяжело — считают многие психологи. Поэтому щедрость — качество добрых и счастливых людей. Конечно, мы не предлагаем заниматься с ребенком нездоровым альтруизмом и отдавать последнее.

Просто иногда предлагай делиться своими игрушками с другими детьми, угощать дворовых ребят печеньем. Акцентируйте внимание на том, что этот маленький поступок сделал другого человека немного счастливее.

Посещая вместе кафе и рестораны, покажи своим примером, что нужно оставлять чаевые официанты за добросовестное исполнение своей работы.

Вспомним опыт одной мамы, которая учила своего сына высчитывать чаевые в кафе и быть настоящим мужчиной. Воспитанию щедрости в мальчике нужно отдавать должное внимание.

Источник: https://imom.me/kak-vospitat-rebenka-dobrym-sovety-roditelyam/

Секреты воспитания: как воспитать доброго человека

Можно ли воспитать доброту

Добрый день, родители и близкие подрастающих малышей! Задумывались ли вы о том, как воспитать доброго человека? А главное — зачем это нужно? Ведь всё чаще и чаще родители учат, как постоять за себя, отстоять сою правоту, извлечь пользу из ситуации, занять выгодное положение.

Мы расскажем, почему так важно прививать ребёнку понятие доброты и научить его проявлять это качество. А также поговорим о том, как избежать манипуляций и потребительского отношения со стороны не очень добросовестных людей, с которыми ваш малыш стремится поступать по-доброму.

Что такое доброта?

Доброта — это стремление делать хорошие дела для других, бескорыстная помощь, отзывчивость, забота о людях, животных и окружающей среде.

Что развивает привычка делать добро у ребёнка?

Человек, которого родители с детства приучают к благим делам, на самом деле не только отдаёт, но и многое приобретает. Что же именно?

  • Открытость по отношению к людям;
  • оптимизм;
  • благодарность окружающих;
  • уверенность в своих силах;
  • желание менять обстановку к лучшему;
  • веру в реальность таких перемен;
  • заряд хорошего настроения;
  • проявление искренних чувств.

Как воспитать доброго человека?

Если проявление доброты для вас привычное явление, то почаще приобщайте к этому вашего малыша. Пусть он станет свидетелем и участником ваших больших и маленьких добрых дел и учится вам подражать. Главное, чтобы ваше доброе отношение ребёнок видел не только по отношению к другим людям, но и к себе лично.

Совет 1. Будьте сами добры к ребёнку

Любой кроха скажет, что родители добрые, когда они:

  • защищают, обнимают, целуют и говорят о любви;
  • читают сказки или поют песенки перед сном;
  • покупают мороженое, конфеты, подарки и прочие радости;
  • ведут в зоопарк, на аттракционы или другие интересные места;
  • весело проводят с малышом время.

И конечно, дети правы. Детство обязательно должно быть радостным и беззаботным. Но быть добрыми родителями — это вовсе не означает потакать всем капризам чада и удовлетворять любые желания. Вы же не хотите взрастить эгоиста и почувствовать на себе потребительское отношение со стороны ребёнка?

Если вам нужно отказать крохе или даже наказать его, то вы можете услышать в свой адрес что-то вроде «ты злой». Объясните малышу, что, хотя он сейчас и недоволен, вы поступаете по отношению к нему правильно, ведь желаете ему только добра. А добро — это не обязательно то, что человек хочет. Добро — это то, что человеку сейчас нужно:

  • Нужно мыть руки перед едой, чтобы быть здоровым.
  • Нужно лечь спать, чтобы завтра проснуться без проблем рано утром.
  • Нужно выключить мультфильм, чтобы не портить себе зрение.

Совет 2. Научите ребёнка ставить себя на место другого

Объясните крохе, что другие чувствуют то же, что и он сам. Поэтому иногда стоит сделать небольшое усилие, чтобы помочь близкому:

  • Нужно поделиться игрушкой с младшей сестрой, чтобы она не плакала.
  • Нужно налить котёнку молока в блюдце, чтобы он был сытым.
  • Нельзя пинать щенка, потому что ему больно.
  • Нужно сделать тише звук, потому что бабушка отдыхает.
  • Нужно помочь маме расставить посуду на стол, чтобы ей было меньше работы.

Всё это маленькие шаги к тому, чтобы ребёнок научился с добротой относиться к себе и своему окружению. Главное — не требовать, а доходчиво и спокойно объяснять ему мотивы своих просьб и показать их с позиции добра, даже если поначалу малыш упрямится.

Совет 3. Будьте примером

Помните: чем меньше ребёнок, тем большим авторитетом вы являетесь для него. Именно у вас он учится, как поступить в той или иной ситуации. Кроха «мотает на ус», когда вы:

  • уступаете место в транспорте;
  • пропускаете без очереди беременную девушку;
  • помогаете затащить тяжёлую коляску или сумку в автобус;
  • мастерите вместе с ним кормушку и подкармливаете птиц зимой;
  • убираете мусор после пикника на природе;
  • благодарите других людей.

Совет 4. Научите малыша избегать манипуляций, обмана и вреда для себя

Случается, что люди, делая добро другим, разочаровываются в этом качестве, ведь понимают, что ими просто пользуются. Как уберечь ребёнка от такого неприятного опыта?

  • Будьте справедливы. Конечно, нужно делиться игрушкой с младшей сестрой, но нельзя допускать, чтобы она требовала всего и всегда только потому, что «девочка», или только потому, что «младшая». Иначе у старшего ребёнка это вызовет лишь раздражение и неприязнь.
  • Научите его отстаивать свои границы. Пусть оставит футбольный мяч друзьям, если его просят об этом, когда малышу нужно уходить. Но при условии, что мяч после игры они занесут домой, а не оставят без присмотра.
  •  Расскажите, что нужно быть добрым, но нельзя верить каждому, кто просит о помощи. Иногда люди обманывают. Поэтому ему не стоит отзываться на просьбы незнакомых людей, например, дать денег или позвонить по мобильному телефону.
  • Да, очень жаль бездомную собачку, но нельзя гладить её или пытаться накормить без присутствия взрослых. Ведь это всё-таки животное: оно может быть нездоровым или проявить агрессию. Лучше попросить помощи взрослых.

Детство — лучшее время посеять семя добра

Доброта — это очень ценная характеристика для любой личности. И, несмотря ни на что, принцип «что посеешь, то и пожнёшь» актуален всегда. Согласны? Давайте перечислим главные факторы для воспитания доброго человека:

  • Будьте добры к ребёнку.
  • Будьте справедливы к нему.
  • Научите малыша здраво оценивать свои возможности и ситуацию.
  • Не манипулируйте его чувствами и не позволяйте другим это делать.
  • Будьте для ребёнка достойным примером.

Ну а мы желаем вам замечать побольше доброты вокруг себя и отвечать взаимностью! До скорых встреч!

Понравился материал?

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник: http://NII-Evrika.ru/sekrety-vospitaniya-kak-vospitat-dobrogo-cheloveka/

Как воспитать ребенка добрым

Можно ли воспитать доброту

Доброжелательные, добродушные дети пользуются всеобщей симпатией и уважением в коллективе. Но воспитать ребенка добрым человеком, как показывает практика, не так-то просто.

С этим качеством ассоциируется множество хороших черт личности: заботливость, сердечность, душевность, искренность, дружелюбность, чуткость. Про мягкосердечного малыша говорят, что он светлый, солнечный, открытый.

Наверное, всем родителям хотелось бы, чтобы вокруг их детей было побольше добрых, доброжелательных сверстников. Однако что делаем мы сами для того, научить ребенка доброте и состраданию?

Доброта как качество личности

Сегодня доброта как качество личности не занимает самые верхние строчки в рейтинге черт, которые родители стремятся развить в своем ребенке. Вырастить своих наследников счастливыми, успешными, уверенными в себе, образованными хотели бы все. А вот стоит ли тратить силы на воспитание доброты у детей-дошкольников? Иногда это качество считается чуть ли не опасным для ребенка.

Во-первых, доброта (мягкосердечие, благожелательная приветливость, незлобливость) очень часто ассоциируется с безволием. Действительно, добродушный ребенок не лидер, не боец, он не умеет представить себя в выгодном свете, чем-то блеснуть. Похоже, ему не свойственны все те качества, которые могли бы удовлетворить гордость и ожидания родителей.

Во-вторых, даже то, что их ребенок не агрессивен, часто не радует родителей, ведь он не просто не склонен обижать других, он не в состоянии физически защитить и себя.

В-третьих, за бесхитростностью, наивной доверчивостью, кроткостью, незлобливостью могут скрываться смирение и покорность, даже простоватость. Излишняя доверчивость граничит с легкомыслием, а добродушие — с попустительством. Иногда говорят о ком-то, что он «чересчур добрый», и это отнюдь не похвала.

Мягкость и податливость доброго человека для окружающих становятся иногда свидетельством его бесхарактерности и даже глупости.

https://www.youtube.com/watch?v=og4NlR4rFjQ

Чрезмерное мягкосердечие взрослого может развращающе действовать на его подопечных. «Ну, они же еще маленькие, они не специально», — оправдывает он неприглядные поступки уже подросших детей. А дети укрепляются в уверенности, что им все дозволено, все сойдет с рук. То есть доброта может быть и достоинством, и недостатком. Недаром говорят: «Доброта без разума пуста».

Учим детей добру

Согласно исследованиям психологов, уже трехлетние дети называют доброту среди важных положительных характеристик окружающих их людей и героев сказок. В возрасте 3-5 лет почти все дети хотят считаться добрыми и оценивают других в первую очередь с этой точки зрения.

В более старшем возрасте понятие «добрый» все чаще подменяется невнятным — «хороший», а потом и вовсе уступает место модному «крутой». Даже создается ощущение, что быть добрым у подростков не престижно.

Януш Корчак объяснял это так: «Я думаю, многие дети вырастают в отвращении к добродетели, потому что ее безустанно внушают, перекармливая хорошими словами. Пусть ребенок сам открывает необходимость, красоту и сладость альтруизма».

Естественно, что в реальной жизни ценность доброжелательного и заботливого отношения к окружающим ребенок понимает не в ходе научных экспериментов и не благодаря лекциям и разъяснениям — только из личного опыта.

Российский философ прошлого века Василий Зеньковский предостерегал родителей: «Невозможно принудительно привести дитя к добру».

Он, как и все известные педагоги, предлагал все тот же рецепт «воспитания добра»: любовь, сочувствие, терпение, мягкие уговоры, деликатность, формирование чувства благодарности к окружающим и, конечно, личный пример родителей.

Еще один, пожалуй, самый спорный вопрос воспитания в детях-дошкольниках добра: должно ли оно «быть с кулаками»? Считается, что необходимо уметь защищать, «отстаивать» достижения добра.

Но можно видеть эту проблему несколько в ином свете: доброму человеку надо защищать себя от растрачивания, от чужих посягательств на свою доброту, заботу. Доброму очень тяжело отказать кому-то, тяжело пройти мимо чужой беды.

Не случайно речь идет об эмоциональном выгорании людей, работающих с чужими проблемами. Тяжелое бремя добра — принимать все близко к сердцу, пропускать через себя.

Можно понять опасения родителей доброжелательных детей: «Как же он жить-то будет с такой открытой душой?!», их страх, что ребенка обманут, предадут, что его постигнет горькое разочарование. Но это заблуждение, что добрые люди совсем беззащитны. Да, они умеют сочувствовать и сопереживать, принимать чужую боль.

Да, часто они испытывают шок от того, что кто-то может вести себя несправедливо, подло, лживо. Но как справедливо заметил английский философ Бертран Рассел: «Благодаря ожиданию ребенком доброты вырабатывается бесстрашие и готовность встретиться с жестокосердием».

Дети, растущие в атмосфере доброжелательности, защищены этой добротой — ведь им есть что противопоставить злу.

Для воспитания доброты в маленьком человеке мало учить детей по книгам и фильмам – важен личный пример. И все-таки иногда добрые дела ребенка идут вразрез с нашими принципами, взглядами, планами. Двойственность взрослых в оценке детских поступков приводит к путанице и смятению в детских умах. Наверное, лучше потратить время и душевные силы на откровенный разговор с ребенком.

Как можно воспитывать доброту с детства:

  • Если ребенок проявил заботу о ком-то из нас, это вызывает радость и благодарность. Например, мама прилегла отдохнуть, ребенок накрывает ее пледом. Но забота не ко времени порождает скорее досаду.
  • Если ребенок проявил участие в ком-то, это вызывает улыбку умиления. Например, пыхтел над ручейком: «Мама, я спас муравья!» Но если ребенок несет свой обед бездомной собаке, умоляет взять к себе каждого приблудного котенка — это уже раздражает. Подобным поведением он нарушает наши планы, мы не собирались заводить домашнее животное (а если заводить, то не это же!). Из-за него во двор повадились бездомные собаки. А когда ребенок бросается обниматься с дворовой кошкой, нашему ужасу нет предела — она ведь «грязная, больная, оцарапает». Однако гораздо страшнее, если бы ребенок пнул эту кошку. Объясните ребенку, что приручать животное, которое ты не сможешь забрать к себе, — жестоко. А вот покормить, поддержать бездомных животных — это хорошо, вы готовы давать для них еду. Но кормить их лучше не во дворе, а на пустыре, где они живут. Напомните ребенку, что животные могут быть опасны для человека (агрессивны или заразны), поэтому он должен вести себя с ними осторожно.
  • Если ребенок приветлив и гостеприимен, со всеми здоровается, прощается, вежлив с гостями, все им показывает и рассказывает, разрешает другим детям играть всеми своими игрушками и может подарить что-то особо понравившееся, это вызывает гордость — он не жадный, общительный и воспитанный. Но если он норовит пригласить на свой день рождения всех знакомых (тем самым ставит нас в неловкое положение, мы-то не собирались их звать), если он дарит товарищу дорогую игрушку или памятный сувенир просто потому, что тот попросил, это злит и раздражает, так как ребенок ведет себя легкомысленно, безответственно. Объясните ребенку, что поскольку за уборку, готовку и покупки в вашем доме отвечаете вы, то прежде, чем подарить что-то или пригласить кого-то в гости, он должен согласовать это с вами.

Воспитание добрых чувств

Как оказывает практика, привить ребенку доброту, научить его состраданию можно только на собственном примере.

Уроки справедливости

Несомненно, разочарования в нашей жизни неизбежны, но детям нужны душевные силы для того, чтобы их пережить. Одно из чувств, сопровождающих разочарование, — ощущение собственной беспомощности.

Например, подкармливать и лечить бездомных животных лучше, чем просто переживать из-за жестокого обращения с ними.

Немаловажен и собственный пример родителей, как можно справиться с несправедливостью или разочарованием.

Какой бы сложной и безнадежной не казалась ситуация, она преодолима, если у ребенка есть надежда на благополучный, справедливый исход, если он не одинок перед лицом своих неприятностей.

Когда ребенок становится свидетелем грубости или агрессивного поведения окружающих, это, несомненно, производит на него тяжелое впечатление. Тем сильнее его испуг, если он не понимает происходящего, но видит выражение лиц и слышит агрессивные интонации людей, чувствует их злость.

Чтобы научить ребенка добру, родителям надо быть готовым объяснить малышу, что произошло, и почему люди ведут себя так, поддержать и утешить его.

Благополучные дети

Обращали ли вы внимание, как часто оказывается, что дети, совершившие жестокие поступки, из благополучных семей? Под благополучием семей в данном случае понимается, что семья полная, никто из ее членов не страдает никакими зависимостями, образованию детей уделяется должное внимание и материально все вполне обеспечены.

И вот тогда-то становится очевидно, что одного такого благополучия недостаточно, если мы хотим, чтобы наши дети никогда не стали преследователями.

Иногда из двух детей, производящих впечатление одинаково уверенных в себе, благополучных, доброжелательных, один может оказаться если не зачинщиком издевательств, то последователем агрессора.

Быть, а не казаться

Обладая только поверхностной информацией о детях, исходя из их внешнего вида, привычек и поведения в присутствии взрослых, мы должны быть готовы к тому, что любой «прилежный, воспитанный, из хорошей семьи» ребенок может стать агрессором.

Бывает, что родители рассказывают про своего ребенка: «Ой, вы знаете, он очень добрый, всех бездомных собачек-птичек жалеет, нищим подает».

Не желая знать, как этот же ребенок может задразнить одноклассника до слез, отказывается помочь сверстникам или злорадно смеется, если кто-то в классе сделал ошибку.

Почему ребенок может посочувствовать, например, бездомным животным и людям и совершенно бесчувственен, даже жесток, по отношению к сверстникам? Возможно, эта жестокость — побочный результат внушенной ребенку установки на успех и лидерство.

И таким образом он устраняет соперников — старается вывести из игры любыми доступными способами. А те, кто вне этого соперничества, могут рассчитывать на его сочувствие и жалость. Как часто мы нацеливаем ребенка на «великие свершения», забывая, что большое начинается с малого.

Для воспитания в маленьком человеке добрых чувств нужно объяснить ему, что настоящая доброта начинается с проявления заботы о тех, кто рядом с нами.

С одной стороны, доброе отношение к близким — вроде как само собой разумеющееся поведение, естественное проявление нашей любви. Но, с другой стороны, в условиях соревнования добрые поступки ценны, только когда ими можно блеснуть.

А в чем доблесть, если ты «всего лишь» помог маме, позаботился о братике или проявил внимание к пожилой соседке?! Доброта превращается в пустую показуху, бездушный хороший тон, маску, за которой прячутся равнодушие и эгоизм.

За добрым, на первый взгляд, поступком может скрываться много мотивов: показать себя с лучшей стороны, угодить старшим, произвести благоприятное впечатление.

А когда нет никакой выгоды быть приветливым, добрым, заботливым, дети ведут себя так, как им захотелось в данный момент, нередко, увы, бездушно и жестоко. учить добру детей – дело непростое. Но если вы твердо намерены воспитать чуткого и отзывчивого человека, придется постараться.

Источник: https://www.lady-i.ru/kak-vospitat-rebenka-dobrym

Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка

Можно ли воспитать доброту

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл.

Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.

Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым — читайте в нашей статье.

Детская доброта

Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы.

Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь.

Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.

«А знаете ли вы, что доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка.

Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят.

Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена.

А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Доброта и забота

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру.

Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте.

Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Как стать добрым?

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.

  1. Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
  2. Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
  3. Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой».

Милосердие и сострадание

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

  • Сочувствует ли он людям?
  • Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
  • Ласков ли он с родными?
  • Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

  1. Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
  2. Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Детям о милосердии

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:

  • показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
  • подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
  • помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
  • отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
  • регулярно помогайте соседям
  • учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Уроки доброты

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки.

Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера.

Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?

  1. Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
  2. Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
  3. Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».

С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Сказки о добре

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики.

Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть.

При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания.

Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени.

Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого.

Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки.

После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам.

Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком.

Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Приёмы воспитания

Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:

  1. Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
  2. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
  3. Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
  4. Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
  5. Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
  6. Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
  7. Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

«. Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты».

Выводы

Доброта формируется в семье. Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день.

Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость.

Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Источник: https://paidagogos.com/speshite-delat-dobro-kak-vospitat-dobrogo-rebyonka.html

Как воспитать детей добрыми: личный пример и конфета на всех | Милосердие.ru

Можно ли воспитать доброту

Когда маленького ребенка спрашиваешь о чертах характера окружающих, он чаще всего называет доброту: «Бабушка добрая, учительница добрая, девочка на детской площадке добрая…» Все вокруг добрые, это он видит в первую очередь. Со временем, у людей появляются и другие качества – «умный», «красивый», а доброта как будто уходит на задний план, вроде бы она – само собой разумеющееся качество, но говорить о нем как-то уже не принято вслух.

Добрый всегда на своем месте

Когда родители думают или говорят о том, какими хотят видеть своих детей в будущем, то доброте тоже не уделяется отдельного почетного места.

Люди церковные говорят о том, что хотят видеть своего ребенка благочестивым, верующим, люди светские – успешным. Мы можем говорить о том, что ребенок должен «найти себя» или «свое призвание».

Девочкам желают счастливо выйти замуж. Но именно доброте в этих размышлениях отводится мало места.

Но правы маленькие дети, когда воспринимают именно это качество как первую из черт человека. Добрый может стать кем угодно, но он всегда будет на своем месте, добрый поможет и отзовется на беду, сумеет не только сопереживать в горе, но и вместе радоваться (что гораздо труднее).

Мы, родители, действительно редко задумываемся над ответом на вопрос «Как воспитать ребенка добрым». Но, когда все же хотим ответить на него, то оказывается, что это не так просто. Понятие «доброта» — довольно расплывчато.

Это и милосердие, и внимательность, и вежливость, и жалость, и предупредительность. Но каждому из этих качеств надо учиться отдельно.

Проявить милосердие к больному или нищему – это одно, жалость к брошенному животному – другое, не нагрубить старенькой навязчивой бабушке – третье.

Воспитывать собственным примером

За ответом на вопрос «Как научить ребенка быть добрым» мы обратились к протоиерею Александру Ильяшенко, отцу и дедушке огромной семьи. Вот, что он ответил: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером.

Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В-третьих, в ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование.

Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».

Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать.

Дети из воскресной или православной общеобразовательной школы идут поздравлять больных на Рождество, а многие ли их родители находят время, чтобы пойти вместе с ними? Конечно, когда не с кем оставить малышей, когда папа на работе, а бабушки не принимают участие в жизни семьи, это сложно. Но часто мы не участвуем в рождественских или пасхальных поздравлениях не по этим причинам. А как было бы правильно потратить этот час на совместный поход в больницу, как много мы бы заложили в детей, потратив столько же времени, сколько ежедневно мы тратим на общение в соц.сетях или просмотр фильмов.

Ну, положим, в больницу попасть нам не удалось, но навестить-то уж своих собственных родителей лишний раз мы ведь в состоянии. Или, если бабушки приезжают к нам помогать, то не просто вручить им список дел, а проявить внимание – напоить чаем, усадить поудобнее, расспросить, поговорить. И сделать это опять же вместе с детьми.

Мы ведь часто и этого не в состоянии сделать. Пожилые люди нас раздражают, нам кажется, что есть дела поважнее, чем сидеть и общаться с ними, по сотому разу слушая их истории. А наши дети все это видят, и в головках у них складываются определенные модели поведения.

И можно сколько угодно говорить потом об абстрактной доброте, но конкретные поступки наших детей будут зависеть от того, какие мы.

Делить одно яблоко на всех

Психолог Екатерина Аруцева, у которой трое собственных и двое приемных детей-инвалидов, считает, что родители часто (как это ни странно) не достаточно любят своих детей:

«Детей надо любить, тогда они вырастают добрыми. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно), то и дети вырастают добрыми.

Если в доме принято делить все на всех: единственную конфету на всех, единственное яблоко на всех, дети учатся быть добрыми. Легко отдать то, чего много, доброта – это когда ты отдаешь то, чего мало, но хочется всем.

Нужно учить детей дарить подарки. Причем отдавать нечто важное, ценное для самих детей, но при этом, не покушаться на что-то для них сокровенное. Учить отличать доброту от откупа.

Можно купить дорогой, но не нужный подарок, а можно совсем дешевый, но ценный своей нужностью.

Дарить можно время, любовь, тепло, заботу, добрые слова. Детям нужно рассказывать о трудностях и горестях других людей или животных. Учить сочувствию, но не жалости.

Хорошо, когда родители вместе с детьми делятся вещами или игрушками, в которых дети уже не нуждаются. Проще все это выбросить, но лучше позаботиться о том, чтобы найти тех, кто в этом нуждается, и поделиться.

Это тоже воспитательный момент. Но самое главное, конечно, любовь и доброта самих родителей».

Итак, если мы хотим, чтобы наши дети были заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовали трудностям и старались помочь, нам ничего не остается делать, как подобреть самим. Совершив это усилие над собой, мы сделаем первый шаг на пути к ответу на вопрос, заданный вначале: «Как воспитать ребенка добрым».

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-vospitat-detej-dobrymi-lichnyj-primer-i-konfeta-na-vseh-2/

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: