Мозжечковая недостаточность у детей

Содержание
  1. Мозжечковая недостаточность у детей
  2. Что такое мозжечок?
  3. Заболевания мозжечка
  4. Чем опасна атаксия у детей, её признаки и лечебные мероприятия
  5. Почему развивается атаксия в детском возрасте
  6. Классификация атаксии у ребенка
  7. Каким образом развивается заболевание
  8. Диагностирование болезни
  9. Процессы лечения атаксии у ребенка
  10. Мозжечковый синдром, как симптом и следствие неврологических нарушений
  11. Формы мозжечковой атаксии
  12. Поражение мозжечка, как последствие болезни
  13. Характеристика патологии
  14. Лекарство «Бетасерк»
  15. Как это выглядит — комплекс симптомов
  16. Атаксия мозжечковая – причины и лечение
  17. Этиология на основе возраста
  18. Лечение и прогноз атаксии
  19. Как проявляется атаксия у детей и ее лечение
  20. Почему бывает атаксия у ребенка?
  21. Виды атаксии и проявления
  22. Что может сделать врач?
  23. Мозжечковая стимуляция: разные балансиры – зачем и в каком возрасте, методы, упражнения
  24. Что такое мозжечок и какие функции он выполняет?
  25. Как проявляется слабость развития мозжечка?
  26. Что представляет собой программа стимуляции мозжечка?
  27. В каком возрасте можно проводить стимуляцию мозжечка?
  28. Виды методов стимуляции мозжечка
  29. Что такое балансир для мозжечковой стимуляции?
  30. Доска Бильгоу
  31. Упражнения на доске
  32. Мозжечковая стимуляция для детей 3 лет

Мозжечковая недостаточность у детей

Мозжечковая недостаточность у детей

Мозжечковые расстройства проявляются нарушением координации. Причины заболевания разные, но клиническая картина сходна. Проблемы с мозжечком возникают из-за пороков развития, наследственных болезней или после инфекций. Какие симптомы сопровождают поражение мозжечка? Расскажем в нашей статье.

Что такое мозжечок?

Этот отдел расположен под затылочными зонами коры больших полушарий. Спереди от него находится продолговатый мозг и варолиев мост. Мозжечок носит название церебеллум или маленький мозг. В действительности по своей структуре он напоминает кору больших полушарий.

Его развитие напрямую связано со сложностью движений, которые выполняет организм. Наиболее развитым этот орган является у хищников. Улитки, слизни и паразитические организмы имеют простую и примитивную его структуру.

Работа cerebellum – это координация сложных движений, поддержание равновесия и сохранение тонуса мышц. Мозжечковые функции напоминают экстрапирамидную систему. Это одна из зон, которая тесно с ним связана.

  • Корой;
  • Экстрапирамидной системой;
  • Стволом мозга;
  • И спинным его отделом.

Мозжечок похож на большой мозг не только названием. Строение органа включает в себя два полушария. Кроме того, структура церебеллума градируется на серое и белое вещество.

Серое вещество расположено снаружи долей. А в глубине залегает белый слой, который образует ядра. Это парные структуры. Они имеют свои особые функции. По названию некоторые из них похожи на ядра экстрапирамидной системы. Кроме того, они тесно с ними связаны.

Например, зубчатое ядро похоже на ядро оливы. Они имеют общие нервные волокна. При нарушении их работы страдает мускулатура конечностей. Ядро шара отвечает за функцию мускулов шеи и туловища. А ядро шатра выполняет функцию контроля равновесия тела. Оно самое древнее в филогенезе.

Факт! Ядро шатра называют древним мозжечком. Оно связано с вестибулярным аппаратом.

Заболевания мозжечка

Нарушения в работе органа проявляются разнообразной клиникой. Но преобладают проблемы, связанные нарушением координации, походки, мышечного тонуса.

Причины, которые вызывают поражение органа, можно разделить на три группы. Это врожденные пороки развития, наследственные атаксии и приобретенные заболевания.

Врожденные патологии появляются с первых минут жизни. Они связаны с недоразвитием мозжечка или одного из его отделов. Поражение становится заметным по мере формирования моторных навыков. Практически всегда появляется атаксия.

Наследственные проблемы связаны с дефектом генов. Они передаются от родителей по аутосомно-доминантному и аутосомно-рецессивному типу. Среди этих патологий можно выделить:

  • Атаксия Фридрейха;
  • Атаксия-телеангиоэктазия;
  • Атаксия с дефицитом витамина Е;
  • Абеталипопротеинемия.

Одним из видов атаксий являются спиноцеребеллярные нарушения. Они включают в себя целый комплекс заболеваний с наследственным механизмом передачи. Помимо основных симптомов доминируют нарушения ходьбы, тонуса, координации.

Приобретенные болезни мозжечка возникают в результате нарушения кровообращения в органе, перенесенных вирусных и бактериальных инфекций. Токсическое воздействие алкоголя, солей тяжелых металлов, лития, противосудорожных препаратов также приводит к проблемам церебеллума. Атрофические явления в органе появляются от недостатка витамина Е и В12, при гипотирозе.

В мозжечке развиваются опухоли. Они проявляются симптомами сдавления и нарушения координации. Чаще всего развиваются астроцитомы и медулобластомы.

Мозжечковый синдром – это неврологическая болезнь, при которой проявляется комплекс симптомов. Они включают:

Что такое мозжечковый синдром? Это совокупность симптомов при любом поражении органа. Недостаточность этой структуры мозга проявляется резким началом, падениями, шаткостью и координационными проблемами.

При этом поражении в патологический процесс вовлекаются нервы моста и мозжечковая ткань. Причинами синдрома становятся опухоли или спайки после воспалительных заболеваний.

Клиническая картина сопровождается внутричерепной гипертензией: периодические приступообразные головные боли, рвота, потеря сознания. К этому добавляются нарушения ходьбы, трудности с координацией движений, проблемы удержания позы.

На поздних стадиях нарушается глотание, сердечная деятельность. Затруднен дыхательный рефлекс.

Причинами этой патологии становятся сосудистые поражения различного характера. Они варьируются от спазма сосудов до тяжелого атеросклеротического стеноза или ишемии при инфаркте.

Характерная клиническая картина:

  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Нарушение координации;
  • Шаткость походки;
  • Мелькание мушек перед глазами;
  • Невозможность удержать позу.

Вестибуломозжечковый синдром – это вторая по распространенности патология, которая диагностируется неврологами при поражении малого мозга.

Мозжечковая атаксия чаще всего встречается пожилых лиц на фоне сосудистых поражений вертебробазилярного бассейна. У лиц после 75-80 лет такие нарушения проявляются падениями. При этом пациенты могут травмироваться и требовать дополнительного ухода.

Атаксия мозжечкового характера проявляется расстройством поддержания равновесия, шаткостью при ходьбе, нескоординированными движениями.

Этот тип расстройств проявляется при спиноцеребеллярной атаксии. Мозжечково-пирамидный синдром имеет следующую клинику:

  • Нарушение иннервации скелетной мускулатуры;
  • Проблемы с осознанными произвольными движениями;
  • Возникновение патологических нервных рефлексов;
  • Потеря координированных согласованных действий;
  • Шаткость походки;
  • Потеря устройчивости;
  • Проблемы с поддержанием позы.

Это опущение миндалин мозжечка в большое затылочное отверстие. При этом происходит сдавление продолговатого мозга. При этом возникают следующие проблемы:

  • Затылочные боли;
  • Нарушение глотания;
  • Атаксия.

Причины проблемы – врожденные заболевания. Кроме того, аномалия Арнольда-Киари появляется при быстром росте головного мозга при медленном развитии костей черепа.

Синдром появляется при дислокации мозга и сопровождается вклинением миндалин в затылочное отверстие. Причиной дислокации являет локальная гипертензия в одном из отделов. При этом структуры перемещаются из одного места в другое.

Возникают симптомы нарушения кровообращения, остановка дыхания, пропадает глотательный рефлекс. При прогрессировании признаков наступает смерть.

Факт! Дисэквилибриум – это осложнение процедуры гемодиализа. При потере осмотических свойств крови происходит отек мозга. При этом миндалины мозжечка вклиниваются в большое затылочное отверстие. Декомпенсированное состояние приводит к смерти. Наступает остановка дыхания и сердечной деятельности.

Острый церебеллит чаще всего возникает у детей. Причиной являются вирусные инфекции или бактериальное поражение. На фоне болезни возникает атаксия, нарушается походка, координация. Пациент не устойчив в позе Ромберга.

Иногда церебеллит возникает после перенесенной болезни. Симптомы аналогичные острому периоду. У взрослых пациентов воспаление мозжечка встречается редко.

Атрофия мозжечка встречается при многих дегенеративных болезнях головного мозга. Наступает уменьшение объема миндалин, снижается объем функционирующих нейронов. При атрофии появляются проблемы с ходьбой, неустойчивость в позе Ромберга, шаткость походки и неустойчивость в позе стоя.

Источник: https://golovnoj-mozg.ru/voprosy/mozzhechkovaya-nedostatochnost-u-detej

Чем опасна атаксия у детей, её признаки и лечебные мероприятия

Мозжечковая недостаточность у детей

Под термином атаксия у детей подразумевается такое нарушение моторных функций, которое проявляется неправильной координацией движений. Осуществление тех или иных движений производится благодаря работе коры головного мозга и мозжечка.

С остальными зонами центральной нервной системы мозжечок объединяется при помощи трех пар ножек, При проецировании иннервации мышц на мозжечок в его чреве представлены мышцы тела,  а в его полушариях — мышца рук и ног.

Рецепторы суставов, сухожилий, связок позволяют мозжечку постоянно получать информацию о том, в каком состоянии находится аппарат движения. Полученная информация через спинно-мозжечковые каналы попадает в кору головного мозга и мозжечок.

Там производится их обработка и установление точности, правильности, координации и регуляция тонуса в мышцах

Это важно! Повреждение мозжечка и его проводников способствует нарушению процесса ходьбы и стояния, развитию тремора, скандированной речи, снижением давления, нистагму, изменению почерка и т.д.

Почему развивается атаксия в детском возрасте

Атаксия у ребенка может проявляться при влиянии на его организм следующих факторов:

  • Генетические аномалии.
  • Травмы, полученные во время родов.
  • Инфекционные патологии.
  • Негативные реакции со стороны спинного и головного мозга на прием лекарственных препаратов.
  • Облучения радиацией.
  • Гепатит.
  • Церебральный паралич.
  • Грыжи мозга.
  • Травмы и удары.
  • Рассеянный склероз.
  • Абсцесс в мозжечке.

Классификация атаксии у ребенка

Атаксия у ребенка может быть статической, то есть происходит нарушение равновесия  в положении стоя, и динамической, когда развивается нарушение координации.

По происхождению классифицируются следующие типы заболевания:

  • Мозжечковая атаксия — происходит нарушение объема движений, походка напоминает передвижения пьяного человека и зачастую сопровождается нарушениями речи.
  • Лобная атаксия — она развивается при повреждении лобно-мозжечковых каналов и затрагивает сторону, которая противоположна очагу заболевания.
  • Лабиринтная атаксия — происходит нарушение координации движений, сопровождающееся нарушениями работы слухового аппарата, непроизвольными движениями зрительных органов, шумом в ушах и головокружением. Развивается данная форма при повреждении вестибулярного аппарата и проводящих каналов в головном мозге.
  • Сенситивная атаксия — она проявляется вследствие нарушения мышечно-суставной работы или при повреждении задних столбов, корешков и нервов периферии при полиневрите.
  • Психогенная атаксия — развивается на фоне истерии у ребенка и проявляет себя разнообразными нарушениями походки, напоминающей скольжение человека на коньках или ходьбу на ходулях.

Каким образом развивается заболевание

Отметить присутствие нарушения координации движений и походки, когда развивается мозжечковая атаксия у детей, можно осле первого года жизни. Зачастую проявление атаксии остается незамеченным до позднего возраста, потому что становление процессов походки занимает продолжительное время.

Диагностирование болезни

При формировании неуверенно походки, нарушении координации движений требуется проведение МРТ мозга или компьютерной томографии, разнообразных лабораторных и клинических обследований.

Это важно! Также при диагностике атаксии требуется проведение физического осмотра, проводится проверка координации движения рук и ног, в связи с чем, выявляются характеристики и степень заболевания.

Последующие анализы включают в себя:

  1. Пункция поясницы — взятие небольшого объема жидкости, окружающей спинной и головной мозг.
  2. МРТ тест с использованием магнитных волн, чтобы делать снимки структур спинного мозга.
  3. Компьютерная томография — это разновидность рентгеновского обследования, использующая компьютер для получения снимков спинного мозга.
  4. Анализы крови и мочи.
  5. Ультразвуковое исследование для выявления состояния головы.

Процессы лечения атаксии у ребенка

Этиологического лечения для атаксии у детей не существует.

Врачи, как правило, назначают прием лекарственных средств, который нормализуют кровоток в мозге, витамины группы В, упражнения лечебной физкультуры, массажи, различные общеукрепляющие процедуры и прием седативных медикаментов.

Атаксия в детском организме может пройти и без организации специального лечения в течение нескольких месяцев. В тех ситуациях, когда выявления основная причина заболевания, врачи назначают терапию причины. Очень редко патология у ребенка не проходит самостоятельно.

Если этого не произошло, то лечение атаксии у детей заключается в использовании:

  1. Внутривенного иммуноглобулина.
  2. Кортикостероидов.
  3. Плазменной обменной терапии.

Лекарственное лечение с целью улучшения работы мышц практически неэффективно.

Физиотерапевтические процедуры способны заметно облегчить недостаток координации, особенно при организации их для детей на ранних этапах развития атаксии.

Специалисты серьезно подходят к диагностике и терапии данной болезни у ребенка, так как она может спровоцировать серьезные осложнения и помешать ведению нормальной жизнедеятельность в дальнейшем.

Источник: http://VashNevrolog.ru/narusheniya-nervnoj-sistemy/chem-opasna-ataksiya-u-detej-eyo-priznaki-i-lechebnye-meropriyatiya.html

Мозжечковый синдром, как симптом и следствие неврологических нарушений

Мозжечковая недостаточность у детей

Мозжечковый синдром или атаксия мозжечка – это состояние, которое вызвано нарушением работы одноименного отдела головного мозга. Всегда в таких случаях возникает расстройство координации движения.

В мозжечке протекает патологический процесс, при котором страдают разные отделы и области этого отдела мозга. В зависимости от характера течения (статичный или развивающийся), вестибуло мозжечковый синдром может быть остро выраженным или же протекать практически незаметно.

Формы мозжечковой атаксии

Разные части мозжечка (червь и полушария) отвечают за разные типы движений; в соответствии с преимущественным поражением той или иной анатомической структуры органа выделяют две формы патологии:

  • динамическая – вызывается поражением полушарий, характеризуется дискоординацией движений в конечностях;
  • статико-локомоторная – вызывается повреждением червя, в результате нарушается походка и страдает устойчивость.

Помимо этого, мозжечковая атаксия может быть:

  • острая – вызывается острыми причинами, например, инсультом или черепно-мозговой травмой;
  • хроническая – вызывается длительно протекающими поражениями мозжечка, например, при хроническом алкоголизме.

По характеру распространения:

  • генерализованная – нарушены все произвольные движения;
  • изолированная – нарушены некоторые виды движений, например, ходьба, речь, движения рук.

Также атаксия бывает односторонней и двусторонней.

Поражение мозжечка, как последствие болезни

Чаще всего мозжечковый синдром является последствием того или иного заболевания. Вызвать это состояние могут:
ишемический или геморрагический инсульт, поражение мозжечка в этом случае происходит из-за недостаточного питания клеток мозга, ведь инсульт предполагает эмболию и окклюзию артерий;

  • рассеянный склероз;
  • синдром Гийена; ЧМТ может вызвать поражение мозжечка
  • болезни эндокринной системы;
  • гидроцефалия обструктивного характера.

Черепно-мозговая травма так же может стать катализатором для развития острой атаксии, поскольку из-за травмы отделы мозга могут испытывать давление образовавшейся гематомы.

Даже укус энцефалитного клеща может привести к серьезному расстройству координации, что вызвано проявлением мозжечкового синдрома и сопутствующих расстройств.

Характеристика патологии

Мозжечковая атаксия – это патология, которая проявляется преимущественно нарушением двигательной координации и ходьбы. Способность ходить строится на взаимодействии функций:

  1. Локомоция – движение, направленное на перемещение собственного тела в пространстве.
  2. Поддержание равновесия.
  3. Адаптивные реакции. Своевременное реагирование на наличие препятствий, регуляция движений с учетом меняющихся внешних условий.

Различают генерализованную форму, когда двигательная активность нарушается во всех отделах тела. При локальной форме моторные расстройства затрагивают отдельные части тела или функции – ноги, руки, речевая функция, органы зрения. Патология может проявляться в одной половине туловища (при поражении тканей мозжечка с одной стороны) или в обеих.

Атаксия, связанная с поражением мозжечка – это такая патология, которая отражает сбои в работе механизмов, ответственных за анти-инерционную регуляцию, что делает невозможными характеристики движения в норме (плавность, размеренность, точность, равномерность). Любое нормальное движение представляет собой результат согласованной активности нескольких групп мышц (разгибателей, сгибателей).

Координация активности мышц осуществляется мозжечком посредством его двухстороннего взаимодействия с другими участками мозга, участвующими в исполнении моторных функций, и отделами нервной системы периферического расположения. Мозжечок тесно связан с базальными ганглиями, корковыми структурами, ядрами ствола.

Передача информации осуществляется мотонейронами, находящимися в зоне спинного мозга, и проприоцептивными (связанными с периферическими элементами сенсорных органов) нейронами, расположенными в мышцах и связках.

Мозжечок является главным координатором двигательной активности, получает информацию о планирующемся движении, малейшем изменении тонуса мышц и положении частей туловища.

Корректная работа этого отдела мозга обеспечивает четкость и точность мелких и сложных движений.

Заболевания, затрагивающие эту часть мозга, вызывают десинхронизацию сокращений мышц, что негативно отражается на выполнении любых движений. Даже небольшие очаги инфарктов и кровоизлияний в области мозжечка являются угрожающими жизни состояниями, которые часто провоцируют обструктивную (связанную с нарушением отвода цереброспинальной жидкости) гидроцефалию.

Лекарство «Бетасерк»

Французский препарат «Бетасерк» применяется при нарушениях вестибулярного аппарата и является синтетическим заменителем гистамина.

В качестве действующего компонента в составе медикамента используется бетагестин – вещество, способное задействовать H-1- и H-3-гистаминовые рецепторы центральной нервной системы.

Компонент воздействует на кровоток, улучшает микроциркуляцию, стабилизирует давление эндолифмы.

При регулярном приеме препарата значительно сокращается частота головокружений, уменьшается звон и шум в ушах, восстанавливается слух. Длительность терапевтического эффекта медикамента – от нескольких минут до 24 часов.

В сутки взрослому пациенту можно принять не более 48 мг бетагестина. Дозу препарата делят на 3 приема. Более точную дозировку определяет специалист в индивидуальном порядке.

Следует помнить и о том, что препарат способен вызвать побочные действия: тошноту, рвоту, диспепсию, вздутие живота, сильную головную боль, аллергические реакции.

Как это выглядит — комплекс симптомов

Первичные симптомы мозжечковой (церебеллярной) атаксии включают неустойчивую, нестабильную, шаткую походку с заметным расширением опорной базы, нарушением координации, угловатостью, неуклюжестью движений. Другие признаки:

Источник: https://MemorySafonovo.ru/zabolevaniya/mozzhechka.html

Атаксия мозжечковая – причины и лечение

Мозжечковая недостаточность у детей

Существуют разнообразные причины развития атаксии мозжечковой. Патологический процесс развивается при ишемическом инсульте, который провоцирует атеросклеротическая окклюзия или эмболия в церебральных артериях, питающих ткани мозжечка.

Появление мозжечковой атаксии диагностируют при интоксикациях организма, которые появляются при отравлении литием, дифенином, барбитуратами. Патологию диагностируют у пациентов, которые страдают энцефалитеми или постинфекционными церебеллитами.

Мозжечковая атаксия у детей и взрослых появляется при недостатке в организме витамина В12. Если при внутримозговой гематоме появляется травма мозжечка, то это приводит к патологии. Болезнь диагностируют при черепно-мозговых травмах. Развитие мозжечковой атаксии диагностируют на фоне воздействия внутренних и внешних факторов.

При атаксии мозжечковой у пациента наблюдается появление размашистых, неуверенных, асинергичных движений.  Он имеет характерную шаткую походку.

Для того чтобы обеспечить устойчивость, человек широко расставляет ноги во время ходьбы. Если пациент старается идти по одной линии, то его тело раскачивается в разные стороны.

Нарастание атаксичных расстройств наблюдается, если человек резко меняет траекторию движений или после сидения начинает быстро идти.

Человек при мозжечковой атаксии непроизвольно останавливает двигательный акт еще до достижения цели.

Заболевание сопровождается дисдиадохокинезом, при котором человек не способен к выполнению противоположных двигательных движений.

Поздняя мозжечковая атаксия сопровождается проблемами с координацией, что приводит к нарушению почерка. У пациентов наблюдается появление маркографии. Почерк характеризуется размашистостью и неравномерностью.

Мозжечковый синдром сопровождается задержкой в психическом и речевом развитии. При патологическом состоянии нарушается координация в отдельных мышцах. У пациентов диагностируют возникновение вертикальной неустойчивости. Если ребёнок имеет такой синдром, то он поздно начинает сидеть и ходить. Заболевание сопровождается отрывистостью речи и вертикальной неустойчивостью.

При мозжечковой атаксии у пациентов наблюдают нистагм или дизартерию. У пациентов наблюдается возникновение проблем с речью, которая характеризуется скандированностью и прерывистостью. Поздняя мозжечковая атаксия характеризуется объединением мимики, появлением болезненности в области поясницы, возникновением судорожных подергиваний.

При патологии наблюдается ухудшение зрения и развитие косоглазия. Человек не может полноценно глотать и принимать пищу. Наследственный тип заболевания характеризуется измененной психикой. У пациентов наблюдают возникновение депрессивного состояния и нарушение слуха.

Нарушение работы или повреждение любой части ЦНС имеет следствием ухудшение функций движений. Плохая координация или другие нарушения замечаются на начальных этапах, что даст возможность вовремя проконсультироваться с врачом и перейти к лечению.

В последних случаях врачи считают полезным лечебный массаж. Если говорить о массаже, то важно знать специфику применения при нервно-мышечных заболеваниях: тонизирующий массаж на участки с пониженным тонусом, а расслабляющий — с повышенным. При слабой мускулатуре дыхательного комплекса используют массаж грудной клетки.

Отметить присутствие нарушения координации движений и походки, когда развивается мозжечковая атаксия у детей, можно осле первого года жизни. Зачастую проявление атаксии остается незамеченным до позднего возраста, потому что становление процессов походки занимает продолжительное время.

Первые шаги маленького грудничка, лихой прыжок через канаву ребенка постарше, акробатические кульбиты школьника вызывают теплую улыбку, гордость за своих детей. При этом не задумываясь как сложна опорно-двигательная система ребенка. Ее полноценное и равномерное развитие дает возможность юным сорванцам исполнять роль «вечного двигателя».

Опорно-двигательная система человека состоит из костей и, находящихся в местах их соединения, суставов. Рассыпаться скелету не дают другие части опорно-двигательной системы — соединительные ткани и суставные капсулы. Но чтобы заставить кости двигаться необходимы мышцы, а им на сокращение нужен приказ поданный мозгом.

Движение — сложный комплекс действий, который выполняется при участии центральной нервной системы (ЦНС), а вернее ее частей:

  • Коры больших полушарий головного мозга;
  • Афферентные и эфферентные пути;
  • Базальных ядер;
  • Спинного мозга;
  • Периферическая часть ЦНС.

Кора больших полушарий посылает импульс, когда он доходит по нервной системе до мышцы, та сокращается. Но важен не столько факт этого движения, сколько точность, координация, плавность. А за это отвечают мозжечок и базальные ядра.

Атаксией называется нарушение координации движений при полной сохранности силы мышц. В большинстве случаев заболевание является симптомом, развивающимся на фоне других патологий нервной системы.

Причиной вестибулярной атаксии может стать поражение расположенных в продолговатом мозге вестибулярных ядер, поражение вестибулярного нерва или воспалительный процесс во внутреннем ухе.

Основными проявлениями заболевания является расстройство координации движений и нарушение равновесия.

Виды атаксии:

  • вестибулярная (характерные проявления – нарушение походки, сильное головокружение, рвота, тошнота);
  • корковая (проявляется нарушением координации и обоняния, изменением психики);
  • сенситивная;
  • мозжечковая (клинические проявления – нарушение походки, мимики и речи).

Основное лечение сенситивной атаксии направлено на искоренение причины, вызвавшей патологию.

Нарушения в работе органа проявляются разнообразной клиникой. Но преобладают проблемы, связанные нарушением координации, походки, мышечного тонуса.

Причины, которые вызываютпоражение органа, можно разделить на три группы. Это врожденные пороки

развития, наследственные атаксии и приобретенные заболевания.

Врожденные патологии появляются с первых минут жизни. Они связаны с недоразвитием мозжечка или одного из его отделов. Поражение становится заметным по мере формирования моторных навыков. Практически всегда появляется атаксия.

Наследственные проблемы связаныс дефектом генов. Они передаются от родителей по аутосомно-доминантному и

аутосомно-рецессивному типу. Среди этих патологий можно выделить:

  • Атаксия Фридрейха;
  • Атаксия-телеангиоэктазия;
  • Атаксия с дефицитом витамина Е;
  • Абеталипопротеинемия.

Одним из видов атаксий являются спиноцеребеллярные нарушения. Они включают в себя целый комплекс заболеваний с наследственным механизмом передачи. Помимо основных симптомов доминируют нарушения ходьбы, тонуса, координации.

Приобретенные болезни мозжечка возникают в результате нарушения кровообращения в органе, перенесенных вирусных и бактериальных инфекций. Токсическое воздействие алкоголя, солей тяжелых металлов, лития, противосудорожных препаратов также приводит к проблемам церебеллума. Атрофические явления в органе появляются от недостатка витамина Е и В12, при гипотирозе.

В мозжечке развиваютсяопухоли. Они проявляются симптомами сдавления и нарушения координации. Чаще

всего развиваются астроцитомы и медулобластомы.

Для диагностики мозжечковых нарушений применяются нейровизуализационные методы (КТ, МРТ). При воспалительных изменениях актуально исследование крови и Ликвор

Данное заболевание представляет собой симптомокомплекс, который включает в себя специфические нарушения динамической и статической моторики человека.

Его симптоматика патогномоничная для любого заболевания, затрагивающего мозжечок.

Расстройство координации имеет однотипные признаки, как при врожденном дефекте мозжечка, так и при разнообразных патологических процессах, протекающих в этом отделе.

Патология имеет следующие симптомы:

  • Размашистые, неуверенные, асинергические движения.
  • Характерная шаткая походка. Пациент для обретения устойчивости довольно широко расставляет ноги.

Если больной пытается пройти по прямой линии, то можно заметить значительные раскачивания в разные стороны. При этом расстройства атаксического характера будут нарастать, если больной резко изменяет направление своего движения либо начинает быстро двигаться после того, как встал со стула. Вследствие дисметрии (нарушения соразмерности) движения приобретают размашистость.

Может наблюдаться гипометрия, которая предполагает непроизвольную остановку во время движения еще до того, как цель была достигнута, и гиперметрия, предполагающая чрезмерную амплитуду движений. Помимо этого пациент не способен выполнять противоположные друг другу двигательные акты. Такой симптом называется дисдиадохокинезом.

В результате нарушенной координации и дисметрии, которая характерна для мозжечковой атаксии, происходит патогномичное изменение почерка больного: при письме проявляется неравномерность, макрография, размашистость.

Этиология на основе возраста

Атаксия у ребенка может проявляться при влиянии на его организм следующих факторов:

  • Генетические аномалии.
  • Травмы, полученные во время родов.
  • Инфекционные патологии.
  • Негативные реакции со стороны спинного и головного мозга на прием лекарственных препаратов.
  • Облучения радиацией.
  • Гепатит.
  • Церебральный паралич.
  • Грыжи мозга.
  • Травмы и удары.
  • Рассеянный склероз.
  • Абсцесс в мозжечке.

младенчество

При расстройстве в мозжечковой области у человека в первую очередь страдает двигательная активность – шаткость походки, невозможность точных произвольных движений. Затруднена координация в целом – верхних и нижних конечностей.

Выраженность вестибулярно-мозжечкового синдрома различна – от боязни упасть до тяжелых расстройств личности и психики.

Так, вначале человек замечает тремор рук при попытках выполнить мелкие действия – поднести кружку с чаем ко рту, нарисовать линию.

Постепенно изменение тонуса мышц будет все сильнее – равновесие изменяется не только в положении стоя, при ходьбе, но и лежа. Однако, прежде всего наблюдается поражение двигательных нейронов из-за локомоторной атаксии.

В мозжечковый патологический процесс вовлекаются все новые мышечные группы – речь будет скандирующей, отрывистой, а дыхание изменит ритм, интервалы между вдохами и выдохами постоянно меняются.

Помимо сбоя координации движений человека беспокоят и иные симптомы:

  • упорные головокружения;
  • тошнота, реже – рвота без видимых к тому причин;
  • непроизвольное вздрагивание конечностей;
  • нарушения мимики;
  • колебание настроения.

Выраженность мозжечковых расстройств напрямую зависит от тяжести атаксии и своевременности проводимого лечения. Заболевание вполне поддается коррекции, если человек получает адекватную комплексную терапию.

Лечение и прогноз атаксии

Основным принципом лечения всех видов атаксий (кроме наследственных мозжечковых) является устранение основного заболевания, которое вызвало нарушение моторики и координации.

Также применяется симптоматическая (Бетагистин, Циннаризин, Тиотриазолин, антихолинэстеразные препараты – Прозерин; Нейромидин, Келтикан, Нуклео-ЦМФ), общеукрепляющая (витамины группы В – Комбилипен, Нейровитан; АТФ, Алоэ, Циофлавин, Мексидол) и нейропротективная терапия (Церебролизин, Глиатилин, Цераксон).

Источник: https://nevrolog-info.ru/mozzhechkovaya-ataksiya/

Как проявляется атаксия у детей и ее лечение

Мозжечковая недостаточность у детей

Атаксия у детей проявляется в виде нарушения координации во время движения или выполнения каких-либо действий, и является симптомом некоторых заболеваний.

Почему бывает атаксия у ребенка?

В норме у ребенка, так же как и у взрослого, любой акт движения происходит автоматически, не вызывая при этом никаких затруднений. Регуляция такой деятельности осуществляется мозжечком, корой головного мозга, ядрами подкорки и образованиями спинного мозга.

Такие структурные образования мозжечка, как ножки (их всего три пары) осуществляют связь с остальными участками нервной системы, контролирующими координацию. Нарушение в работе любой из этих структур приводит к возникновению атаксии.

Проверка правильности движения идет от рецепторов расположенных в мышечной ткани, суставах и сухожилиях.

Этим путем информация и попадает в мозжечок, а затем в кору головного мозга, там она обрабатывается, и дается команда в обратном направлении, на периферию.

Атаксия может проявиться в том случае, если у малыша есть врожденные отклонения, наследственная предрасположенность, после травмы во время родов, при облучении радиоактивным веществом, после приема некоторых лекарственных средств, при воспалении печени, церебральном параличе или рассеянном склерозе, гипофункции щитовидной железы, травматических повреждениях головы, полученных после рождения. Спровоцировать атаксию может перенесенная ребенком вирусная инфекция. Нередко атаксией сопровождаются такие тяжелые заболевания, как грыжа или водянка мозга, абсцесс мозжечка.

Виды атаксии и проявления

Атаксия у ребенка может быть статическая (неспособность держать равновесие в положении стоя) и динамическая (нарушение двигательной координации).

Выделяют также атаксию:

  • Мозжечковую. Проявляется неустойчивостью при стоянии или ходьбе, шаткостью походки, для малыша характерны при мозжечковой атаксии широко расставленные ноги, падение на бок. Наблюдается прерывистость или скандирование речи. В отличие от сенситивного варианта, контроль зрения при движениях не помогает. При поражении различных отделов мозжечка наблюдаются характерные отклонения. Например, полушария мозжечка отвечают за движения в конечностях, и нарушение их функционирования приводит к изменению координации рук и ног. У детей до трех лет наблюдается острая мозжечковая атаксия через несколько недель после перенесенной вирусной инфекции (например, ветряной оспы). Обычно она проходит самостоятельно и без особого лечения за несколько месяцев, но иногда может перейти в хроническую или рецидивную форму.
  • Лобную. Походка у такого больного, как у пьяного, его сильно шатает и часто заносит на сторону поражения. Сочетается с другими симптомами, которые отмечаются при корковых нарушениях — снижение или отсутствие обоняния, нарушение функции запоминания, слуховые галлюцинации.
  • Лабиринтную. Проявляется в неловкости при ходьбе, сопровождается тошнотой, а иногда и рвотой, головокружениями. Часто бывает нистагм или нарушение слуха. Наблюдается при поражении вестибулярного аппарата.
  • Сенситивную. Поражаются пути проведения нервных импульсов. Атаксия более выражена при закрытых глазах, то есть, когда нет зрительного контроля движения.
  • Психогенную. Развивается вследствие истерии, походка при таком виде атаксии причудливая и может напоминать катание на коньках или передвижение при помощи ходулей. У детей наблюдается очень редко.

Мозжечковая атаксия у детей до года определяется с трудом, поскольку в этот период происходит становление походки и ее неустойчивость объясняют именно этим фактом. Неуклюжесть и шаткость становятся заметными позднее, когда его сверстники уже уверенно двигаются и бегают.

При симптомах атаксии следует сразу обратиться к врачу для прохождения обследования и установления причины. Этот признак может сигнализировать о достаточно серьезных заболеваниях, и малейшее промедление может привести к тяжелым последствиям!

Что может сделать врач?

Для того чтобы выявить причину возникновения атаксии, ребенка отправят на исследования. Ему необходимо провести КТ и МРТ, ДНК-диагностику (при подозрении на отягощенный семейный анамнез), ЭЭГ, ультразвуковую диагностику. При необходимости берут ликвор из спинного мозга методом пункции.

Степень тяжести заболевания определяется при осмотре опытным врачом, который проводит в таком случае проверку координации движений конечностей. У детей старшего возраста можно выявить патологию следующим образом.

При поражении мозжечка часто проводится пальце-носовая проба. Больного просят вытянуть руки и дотронутся по очереди указательным пальцем до кончика носа. Делается это при открытых и закрытых глазах.

При нарушении структуры мозжечка пациент промахивается, а кисть или вся рука по мере приближения к носу начинает дрожать.

Показательной также является проба Шильдера. Пациент вытягивает руки при закрытых глазах вперед. Затем врач просит его поднять одну руку, а затем опустить до уровня второй, расположенной горизонтально. Если есть нарушение функции мозжечка, то рука опустится ниже.

Лечение атаксии у детей является симптоматическим, и при врожденных формах направлено, прежде всего, на двигательную и социальную реабилитацию, целью которых является научить ребенка адаптироваться к нормальной жизни.

Для улучшения мозгового кровообращения назначаются ноотропные средства, витамины группы B, массаж и лечебная физкультура, тренировки при помощи стабилометрической платформы, занятия с логопедом при нарушении речи. Полезно также у детей с атаксией применять общеукрепляющие процедуры, а при выраженной нервозности следует давать седативные препараты.

Достаточно часто атаксия у детей может проходить самостоятельно до достижения ими определенного возраста. При тяжелых и острых формах атаксии применяется введение иммуноглобулина внутривенно, лечение кортикостероидами, плазменно-обменная терапия.

На ранних стадиях развития этого симптома хорошо помогают физиотерапевтические методики.

(: 2 , 5,00 из 5)

Источник: http://TvoeLechenie.ru/nevrologiya/kak-proyavlyaetsya-ataksiya-u-detej-i-ee-lechenie.html

Мозжечковая стимуляция: разные балансиры – зачем и в каком возрасте, методы, упражнения

Мозжечковая недостаточность у детей

Мозжечковая стимуляция показана при плохой работе мозжечка. Состояние проявляется нарушением речевой функции, письма, координации движений, наличием дисфагии (трудностей с проглатыванием пищи), гиперактивности, дефицита внимания и другими симптомами.

Что такое мозжечок и какие функции он выполняет?

Мозжечок – это структура мозга, которая отвечает за координацию движений, письмо, речевую артикуляцию, движения глаз и другие функции. Он находится в нижней задней части черепной коробки.

Мозжечок корректирует сигналы, которые направляются к мышцам из головного мозга, делая их правильными, четкими. Этот отдел головного мозга помогает удерживать равновесие, задает скорость, силу, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела.

Помимо двигательной выявлены следующие функции мозжечка:

  • регулирование скорости, последовательности, согласованности психических функций;
  • формирование поведения, эмоций, внимательности;
  • участие в анализе информации, полученной от органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, а также от других областей мозга;
  • координация артикуляционного аппарата (мышц языка, щек, губ), жестов во время речи;
  • формирование телосложения;
  • планирование движений.

Мозжечок обеспечивает связь между отделами головного мозга, регулирует реакции торможения и возбуждения, помогает переключиться с одной задачи на другую.

Активность мозжечка увеличивается при чтении вслух или про себя, во время мысленных процессов или воображения.

Как проявляется слабость развития мозжечка?

При плохой работе мозжечка у ребенка отмечается нарушение двигательной активности, когнитивных способностей, речи.

Основные нарушения мозжечковой слабости:

  • снижение внимания;
  • синдром гиперактивности;
  • изменения в поведении;
  • нарушения осанки;
  • патологии вестибулярного аппарата (плохое удержание равновесия, головокружение);
  • плохая обучаемость, снижение памяти, отсутствие планирования движений и действий;
  • нарушение речевой функции (устная речь и письмо);
  • неловкость в движениях, изменение походки;
  • нарушения аутического спектра;
  • задержка развития (психомоторного, речевого).

Все эти проявления могут быть выражены в разной степени.

Причиной повреждения мозжечка могут стать стремительные роды, тонус матки во время беременности, внутриутробные инфекции. К нарушению мозжечковой функции приводит гипоксия, которую провоцируют болезни плаценты (отслойка, фетоплацентарная недостаточность). Изменения работы мозжечка отмечаются у малышей с детским церебральным параличом.

Что представляет собой программа стимуляции мозжечка?

Стимуляция мозжечка – это комплекс упражнений на координацию движений. Методика похожа на лечебную физкультуру.

Программа предусматривает использование специальных приспособлений – балансиров, которые требуют от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия, выполнения несложных задач.

В каком возрасте можно проводить стимуляцию мозжечка?

Занятия по мозжечковой стимуляции начинают проводить с 3 лет. Ранее этого возраста их назначают редко, так как ребенку сложно объяснить, что нужно делать. А вот с 3–4-летнего возраста малыши уже хорошо понимают задачи, которые перед ними ставят.

Иногда упражнения назначают с 2-летнего возраста. Но в этот период малышу сложно объяснить, что от него требуется. Для облегчения тренировочного процесса ребенку показывают движения и одновременно объясняют словами. Упражнения малыш делает вместе с мамой или папой.

Виды методов стимуляции мозжечка

Для стимулирования работы мозжечковой функции активно используются специальные приборы, а также быстрые перемещения тела в пространстве.

Приспособления:

  • Прибор постурограф — используется для развития равновесия, координации.
  • Балансировочная доска Ф. Билгау – улучшает равновесие, координацию, ловкость.
  • Платформа Wii Fit – имеет 4 вида занятий (аэробика, физкультура, йога, игры, стимулирующие баланс тела).
  • Оборудование «Тренажерно-информационная система» – тренирует аппарат равновесия.

Самой популярной и доступной считается методика Бильгоу с использованием балансировочной доски.

Помимо приборов с детьми проводятся занятия в виде свободного перемещения тела в пространстве:

  • Вертикальные – занятия по прыжкам в воду, на батуте, пружинистых снарядах, матах, катание с горок.
  • Горизонтальные – упражнения на фитболах, роликах, велосипедах, самокатах, сигвеях.
  • Вращательные – кольца, карусели, диски, кресла, кувырок через перекладину или в воде.
  • Маятниковые – качели, кольца, гамак, канат.
  • Ощущение невесомости – плавание, прыжки в воду или на батуте, катание с горок.

Эти методы доступны даже в домашних условиях, в детских садах, на игровых площадках.

Что такое балансир для мозжечковой стимуляции?

Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Он представляет собой доску (платформу), на которой ребенок стоит или сидит, выполняя задания инструктора.

К балансировочному комплексу прилагается оборудование, облегчающее занятия. Для усложнения техники упражнений применяются мячики, палочки с разметкой, боулинг, чашки и другие приспособления.

Доска Бильгоу

Сегодня в реабилитационных центрах активно используется балансировочный комплекс «Баламетрикс». Он был создан ученым Френком Бельгоу, работавшим над способами стимуляции внимания. Бельгоу создал балансировочную доску, которая помогала тренировать равновесие. После изготовления платформы был разработан комплекс упражнений.

Доска выглядит как деревянная платформа, которая имеет округлую основу. За счет полукруглого основания платформа качается из стороны в сторону. Угол наклона регулируется в зависимости от возраста и сложности упражнений (от 5 до 50ᵒ).

Упражнения на доске

Упражнения проводятся в специальном хорошо вентилируемом помещении.

Частота проведения занятий на доске – 3–4 раза за неделю. Длительность одного сеанса – 30–40 минут. Дольше заниматься не рекомендуется, так как пациент устает, внимание притупляется.

Малыш встает на балансировочную доску, удерживает равновесие. Дальше пациент начинает выполнять задания мамы или инструктора: кинуть и поймать мячик, рассказать все буквы алфавита, животных, имена девочек, мальчиков и так далее.

Возможные задания:

  • Перекидывание мешочков с крупой или песком, которые имеют разный вес.
  • Кидание мячиков. При этом ребенок должен поймать мяч одной рукой или двумя, кинуть маме (инструктору).
  • Подкидывание мяча или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске.
  • Отбивание мяча (одной или двумя руками).
  • Кидание предметов по мишеням.
  • Отбивание мяча от наклонной плоскости.
  • Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.

Эти упражнения подходят для детей после 5-летнего возраста.

Мозжечковая стимуляция для детей 3 лет

Для малышей с 2–3-летнего возраста используют самые простые упражнения на покачивание, балансирование. Ребенок может не только стоять, но и сидеть на доске.

Виды упражнений:

  • Залезть, слезть.
  • Сидя «по-турецки», раскачивать доску, после чего удерживать равновесие.
  • Сидя на доске, осуществлять плавательные движения руками.
  • Покачиваться на доске в положении сидя на корточках. После раскачивания рекомендуется зафиксировать взгляд, сделать круговое движение головой.
  • Покачиваться на доске под музыку.
  • В положении сидя осуществлять круговые движения руками.

Начинают занятия с самых простых заданий, постепенно увеличивая уровень сложности.

На фоне занятий у пациента улучшается координация движений, чувство равновесия, отмечается положительная динамика в развитии речи, чтения, письма. Дети становятся ловкими, активными, уверенными в себе. Эффект виден уже через 1–2 месяца при регулярном проведении занятий.

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/mozzhechkovaya-stimulyatsiya

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: