Нарушение фонации

Содержание
  1. Что способствует нарушению голоса у ребенка и взрослого
  2. Что такое нарушения в голосе
  3. Как классифицируются нарушения голоса
  4. Причины такой патологии
  5. Симптомы органических нарушений
  6. Симптомы функциональных нарушений голоса
  7. Диагностика нарушений голоса
  8. Коррекция нарушения голоса
  9. Профилактика патологии
  10. Что такое дисфония? Лечение расстройства голоса
  11. Описание
  12. Причины и возможные заболевания
  13. Функциональная дисфония
  14. Когда следует идти к врачу?
  15. Что делает доктор?
  16. История болезни
  17. Исследования
  18. Дальнейшие исследования
  19. Терапия
  20. Вы можете сделать это самостоятельно
  21. Нарушения голоса
  22. Функциональные причины
  23. Функциональные нарушения голоса
  24. Логопедическая коррекция
  25. Нарушение голоса
  26. Нарушение голоса у детей
  27. Нарушение звукопроизношения и тембра голоса
  28. Нарушения голоса: органические и функциональные. Симптомы, диагностика и коррекция
  29. Классификация
  30. Симптомы
  31. Причины
  32. Диагностика
  33. Коррекция
  34. Профилактика

Что способствует нарушению голоса у ребенка и взрослого

Нарушение фонации

Расстройства в области ой функции называются нарушением голоса. Такое состояние может быть обусловлено возникновением патологий в голосообразующих органах.

Нарушения голоса вполне возможны в следующих проявлениях:

  • высотой;
  • утомлением ых связок;
  • постоянным раздражением в горле;
  • невысокой силой.

Что такое нарушения в голосе

В основном, коррекция и устранение препятствий, которые не дают развиваться голосу в полную силу, устраняются путем воздействия медицинских и клинических мероприятий. Комплексное лечение включает в себя следующие шаги:

  1. хирургическое вмешательство;
  2. приемы психотерапии;
  3. ФТЛ;
  4. медикаментозное воздействие.

А также воздействие в сфере логопедических мероприятий:

Нарушения в голосе – это целая группа расстройств в области ых функций. Такие патологии характеризуются зачастую либо полным, либо частичным прекращением фонации. Патологии чаще всего проявляются у лиц, чьи профессиональные обязанности связаны с использованием голоса:

  1. лекторы;
  2. певцы;
  3. актеры;
  4. преподаватели.

То есть круг тех людей, кто постоянно испытывает сильную нагрузку на речевой аппарат. А также такие нарушения могу быть в следующих случаях:

  • пубертатный период у юнцов;
  • дети с нарушениями речи;
  • нарушение речевых функций в связи с травмами.

Также у детей и взрослых встречается отсутствие фонации на фоне заболеваний таких, как:

По статистическим данным, фонетическим патологиям подвержено:

  • около 55 % людей, профессия которых связана с нагрузкой на речевой аппарат;
  • около 15 % детей в период подростковой мутации;
  • около 40 % детей с проблемами в речи.

Такая проблема, как ые нарушения, наносит следующие разрушительные последствия:

  1. невозможно полноценно развить коммуникационные качества;
  2. сдвиг в плане психоэмоционального фона;
  3. существенные ограничения при выборе профессионального пути.

Рассматриваемая проблема – это медико-социальная проблематика, которая изучается и медицинскими, и педагогическими дисциплинами, а именно:

  • отоларингологией, в том числе разделом узкой специализации, то есть фониатрией;
  • либо дисциплиной, которая изучает психиатрию;
  • либо логопедией.

Как классифицируются нарушения голоса

Голосовые нарушения классифицируются следующим образом:

  1. Дисфония – это нарушение, но частичное, либо высоты, либо тембра или, например, силы голоса. Признаки такого проявления – это сиплость и глухость голоса, а также ые срывы.
  2. Афония – отсутствие голоса. Здесь человек может говорить только шепотом.

Механизм расстройств фонации различается по следующим позициям:

  • Нарушения могут быть функциональные:
    • центральные. Афония на фоне психических расстройств и мутизм, связанный с истерией;
    • периферические нарушения, а именно фонастения и т. д.
  • Нарушения также могут быть органические.

Причины такой патологии

Причины нарушений голоса – отнесенные к органическим и центральным связывают с парезами и параличами ых связок, что, в свою очередь, обусловлено стволовыми поражениями мозга или коры мозга, то есть тех участков, где проходят нервные пути. Детский церебральный паралич – одна из причин нарушения ых функций у детей.

Периферические нарушения органического порядка в ряде причин имеют воспалительный патогенез либо врожденные или приобретенные анатомические аномалии в речевом аппарате. В их число можно внести следующие:

  1. ларингиты, перешедшие в разряд хронических;
  2. парезы периферические;
  3. ожоги и травмы гортани;
  4. паралич, когда поражается возвратный нерв;
  5. последствия ларингоэктомии или резекции самой гортани.

Функциональные нарушения ой деятельности человека встречаются также при отсутствии органических предпосылок. Такие нарушения относятся к психогенной афонии и встречаются после острой фазы ситуации, которую можно отнести к психологически травмирующей. В основном жертвами такого состояния становятся женщины, склонные к острым невротическим реакциям, и дети.

Функциональные патологии периферического характера в сфере нарушения ых функций могут возникнуть при следующих причинах:

  • сильные нагрузки на ой аппарат;
  • нарушение режима ой функции при респираторных заболеваниях.

Патологии в эндокринной сфере, курение в раннем возрасте и усиленное давление на речевой аппарат вызывают патологическое мутирование голоса у подростков.

Гипотонусная дисфония и афония чаще всего встречаются из-за пареза на внутренних мышцах гортани, к такой патологии могут привести следующие заболевания:

  1. острое ОРВИ;
  2. грипп;
  3. чрезмерная нагрузка на связки;
  4. дифтерия.

Симптомы органических нарушений

Среди тех симптомов, которые относятся к органическим нарушениям голоса, чаще всего встречаются такие, как:

  • утрата звучания голоса;
  • дефекты, выражаемые в глухости голоса;
  • быстрая утомляемость при незначительных нагрузках;
  • порой отсутствие возможности нагрузки на речевой аппарат.

Также характерными симптомами органических патологий являются следующие:

  1. боль и давление;
  2. чувство першения и саднения;
  3. царапанье.

Если это периферический паралич и гортанный парез, то речь может и вовсе отсутствовать или быть сиплой и хриплой. Также иногда проявляются такие признаки, как:

  • скорое утомление;
  • кашель рефлекторный;
  • першение;
  • расстройство при дыхании.

А также такие патологии могут быть связаны с опухолями гортани различного патогенеза, которые развиваются с течением времени. И даже если происходит крайне щадящие вмешательство в область гортани, то немедленно следуют патологии, которые влияют на чистоту речи.

Если при оперативном вмешательстве удаляется гортань, то у человека полностью исчезает функция ая, так как трахея и глотка разобщены.

При глоточных параличах и парезах, которые могут происходить вследствие анартрии и дизартрии, речь звучит очень слабо и тихо, а также наблюдается прерывистость и глухость, с легким назальным оттенком.

Симптомы функциональных нарушений голоса

Симптомы в ходе функциональных нарушений голоса в зоне периферических нарушений проявляются при профессиональных заболеваниях у тех людей, чья деятельность связана с варьированием голосом. Начинаются проявления фонастении, а именно:

  1. невозможность усиления или ослабления ых функций;
  2. осечки речи;
  3. хриплость.

Фонастения, в основном, лечения не требует, потому что после необходимого отдыха голос восстанавливается самостоятельно.

При патологических мутациях симптомами могут быть следующие ситуации:

  • сохраняется высокое звучание в голосе даже после прохождения пубертатного периода;
  • голос становится неустойчив, с непроизвольным чередованием высоких и низких звуков.

Мутизм истерический или афония, возникшая на психоэмоциональной почве, ознаменована симптомами полного отсутствия ого воспроизведения. То есть человек не может воспроизвести речь даже шепотом.

При этом сохраняется функция звучного смеха или кашля.

Нарушение голоса на психоэмоциональном фоне может быть очень длительным и характеризоваться неоднократными рецидивами даже после восстановления речевых функций.

Диагностика нарушений голоса

Диагностические мероприятия, которые должны выявить патологии, которые повлияли на купирование нормального функционирования ых связок, проводятся различными специалистами. А именно последствия, которые организовали снижение речевых функций у человека, диагностируются следующими врачами:

  • невролог;
  • логопед;
  • фониатор;
  • отоларинголог;
  • психотерапевт.

К диагностическим процедурам относятся такие, как:

  1. ларингоскопия – это процедура, которая выявляет воспалительные либо анатомические изменения речевого аппарата;
  2. стробоскопия – с помощью такого действия оценивается функциональная деятельность ых связок;
  3. МСКТ гортани и рентгенография диагностируют опухолевые патологические поражения;
  4. электромиография – помогает получить необходимый объем данных о функционировании мышц гортани;
  5. электроглоттография делается для оценки изменений в речевом аппарате в динамике.

Все диагностические мероприятия включают в себя, в том числе, и следующие действия:

  • объективная оценка анамнеза;
  • оценка жалоб человека;
  • анатомические индивидуальные особенности;
  • голосообразующие характерные изменения;
  • атаки ые;
  • дыхание на физиологическом и фонационном уровне;
  • интонационные и темпо-ритмические характеристики голоса.

То есть прежде чем начинается комплексная лечебная коррекция или устранение патологий, делается объективная оценка при учитывании всех необходимых данных.

Коррекция нарушения голоса

Лечебные мероприятия, направленные на коррекцию и устранение патологий в речевом аппарате, полностью зависят от характера расстройств и причин, повлекших изменение фонации.

Например, нарушение голоса у детей логопедия будет не способна исправить, если утрата произошла вследствие психологической травмы.

Поэтому после того, как происходит выявление причин, начинаются коррекционные мероприятия и работа, направленная и лечение.

Если у ых нарушений корень проблемы лежит в патологии функциональности, то здесь первоочередные меры, это:

  1. лечение, которое действует общеукрепляюще;
  2. массажирование передней стенки шеи;
  3. приемы ЛФК;
  4. прописывается курс физиотерапии;
  5. назначается соблюдение режима речевого воспроизведения.

Если имеют место органические нарушения, то медикаментозная терапия назначается как местно, так и в общем режиме:

  • применение прописанных лекарственных препаратов;
  • укрепляющие ингаляции;
  • хирургическое обрабатывание ЛОР-патологий;
  • удалений избыточных наростов тканей;
  • применение препаратов (локальное).

Для предупреждения осложнений коррекционную работу с ым аппаратом следует начинать сразу же после выявления проблемы, потому что любое промедление может патологически отразиться на функциях ой передачи и значительно усложнить работу врачей.

В основном медицинские мероприятия, направленные на устранение патологий, это:

  1. приемы психотерапии;
  2. коррекционные дыхательные упражнения;
  3. развитие артикуляции.

Профилактика патологии

Профилактическая работа до появления патологии очень важна, и такие мероприятия должны обязательно проводиться у людей, чьи профессиональные обязанности связаны с риском нарушения функций голоса. От интенсивности профилактики также полностью зависит возможное возникновение нарушений в работе речевого аппарата.

Если у человека наблюдаются сильные анатомические патологии, то профилактика также важна, потому что значительно облегчает больному течение лечения.

Для того чтобы избежать нарушений работы ых связок, необходимо сформировать правильную работу аппарата, который помогает и дает возможность пользоваться ыми функциями, а именно:

  • хорошо помогает профилактика простудных заболеваний;
  • необходимо отказаться от курения и алкоголизма;
  • принимаемая пища должна быть теплой;
  • напитки не должны сильно переохлаждать горло;
  • голосоподача должна быть освобождена от резких перепадов.

У людей, чья работа связана с нагрузкой на голос, есть особенная необходимость любую простуду лечить при постельном режиме и не допускать переохлаждения ых связок. Потому что если есть необходимость и дальше использовать свой ой аппарат в полной мере, то необходимо уделять ему должное внимание.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/golos/narusheniya-golosa.html

Что такое дисфония? Лечение расстройства голоса

Нарушение фонации

Дисфония (расстройство голоса) существует, если использование голоса ограничено, и его звук изменяется. Дисфония может иметь множество причин.

Большинство причин безвредны, и нарушение голоса проходит само по себе. Иногда, однако, могут присутствовать серьезные заболевания, которые делают целесообразным посещение врача.

С помощью терапии голос часто может быть значительно улучшен.

Описание

При дисфонии (греч. Φωνή, phōné, «громко» и δυς, dys «неправильно, плохо») голос звучит слабо и значительно изменяется. Дисфония – это не болезнь, а симптом, который может иметь различные причины.

За речевым нарушением могут стоять физические заболевания (органические причины) или нарушения функции гортани (функциональные причины). Самое сильное проявление дисфонии называется немотой (афония).

Чтобы понимать причины возникновения нарушений голоса, полезно знать, как и откуда берется голос.

Как создается голос?

Чтобы человек мог общаться с окружающими, ему, в первую очередь, необходим голос. Формирование голоса включает как минимум три процесса:

  1. Легкие производят поток воздуха, необходимый для формирования звука (фонационный ток).
  2. Гортань с помощью мышц, хрящей и, особенно, ых складок производит первичный звук.
  3. Горло, рот и нос (так называемая шейная трубка) преобразуют первичный звук в речевые звуки.

В принципе, к дисфонии могут привести нарушения во всех трех процессах.

Причины и возможные заболевания

Дисфония может быть вызвана физическими причинами (органическое нарушение голоса) или функциональными нарушениями (функциональное нарушение голоса).

Органическое нарушение голоса (органическая дисфония)

Для нормального формирования голоса ые связки в гортани должны вибрировать свободно. Различные физические расстройства могут быть причиной нарушений этого – речь идет о дисфонии. Органические причины дисфонии часто имеют характерные изменения или аномалии в гортани. Врач может диагностировать их с помощью ларингоскопии.

Перегрузка голоса. Люди, которые много говорят или поют по профессиональным причинам, часто испытывают симптомы заложенности ых связок. Следствием постоянного стресса ых складок являются так называемые узелки певца.

Они располагаются на ых складках и состоят из соединительной ткани. Узелки препятствуют свободной вибрации ых связок во время тренировки голоса – это дисфония. Учителя, актеры и певцы часто страдают этим.

Главной особенностью этого нарушения голоса является хрипота.

Воспаление гортани: если воспалена гортань или даже вся глотка, это часто приводит к нарушению формирования голоса.

Всем известно об этом явлении при простуде, когда вирусы или бактерии вызывают воспаление в глотке и тем самым приводят к хрипоте.

Кроме того, рефлюкс кислого желудочного сока в трахею может повредить гортань и горло и, следовательно, вызвать дисфонию.

Паралич мышц гортани: Повреждение нервов в области гортани может вызвать паралич одной или обеих сторон ых связок. Нервные пути, например, во время операции на щитовидной железе нарушаются. Нервные импульсы больше не передается на мелкие мышцы в гортани.

Если только одна из ых связок парализована (односторонний паралич), человек, как правило, продолжает говорить почти нормально.

Однако, если страдают обе ые связки (двусторонний паралич), появляется одышка и самое сильное выражение дисфонии – полная потеря голоса (афония).

Доброкачественные опухоли на ых складках: после травм ых складок (например, из-за интубационной трубки во время искусственной вентиляции) может развиться пролиферация на ых складках (гранулема ой складки, контактная гранулема). Эти опухоли могут быть односторонними или двусторонними.

Доброкачественные опухоли также включают папилломы, кисты (заполненные жидкостью пространства) и полипы (разрастания слизистой оболочки), которые располагаются непосредственно на ых складках или в них. Эти механические препятствия мешают свободной вибрации и правильному закрытию ых связок.

Для устранения возникшей дисфонии часто требуется хирургическое удаление (фонохирургия).

В случае отека Рейнке жидкость накапливается (отек) в крае ых связок. Точный механизм этого пока не ясен.

Тем не менее, очевидно, что существует связь с хроническим раздражением от курения, а также от рефлюкса желудочной кислоты. Особенно страдают женщины в возрасте от 40 до 60 лет.

Голос звучит грубо и хрипло. Дисфония может привести к полной немоте (афонии).

Более редкой причиной дисфонии является рак гортани (опухоль гортани). Этот рак в настоящее время поражает значительно больше мужчин, чем женщин. Основным фактором риска является курение.

Тем не менее, по мере того, как все больше и больше женщин начинают курить, в последние годы заболеваемость женским раком возросла. Основными симптомами рака горла являются продолжительная охриплость и, возможно, дыхательная недостаточность.

Алкоголь и токсины окружающей среды, такие как асбест, также, по-видимому, участвуют в развитии рака горла. Если дисфония сохраняется в течение длительного времени – это сигнал тревоги.

Функциональная дисфония

При функциональной дисфонии врачи различают гиперфункциональный и гипофункциональный варианты. Очень распространены смешанные формы. Во всех случаях наблюдается дисбалансмышц, участвующих в фонации.

О функциональной дисфонии говорят, если голос нарушен, но органические изменения при ларингоскопии почти незаметны. Пострадавшие отмечают постоянную охриплость, повышенную утомляемость голоса, а иногда ощущение тяжести или жжения в шее.

Гиперфункциональная дисфония. Этот тип дисфонии возникает, когда мышцы, задействованные в тренировке голоса, чрезмерно напряжены. В результате мышцы напрягаются.

Смежные группы мышц в области лица, шеи и шеи также могут быть напряженными. Причиной этого напряжения обычно является чрезмерное использование голоса.

Голосовые складки не могут свободно вибрировать при гиперфункциональной дисфонии, что приводит к грубому и скрипучему голосу.

Гипофункциональная дисфония: при этой форме дисфонии возникает нарушение функции мышц гортани.

Голосовые связки не смыкаются полностью, оставляя больший промежуток между ними, через который выходит воздух, воспринимающийся как шипящий шум в голосе. Причиной этого обычно являются болезни или истощение с общим ослаблением организма.

Даже психическое напряжение, такое как беспокойство или горе, может привести к гипофункциональной дисфонии. Из-за выходящего воздуха в голосе слышно дыхание, которое обычно звучит тихо и слабо.

Смешанные формы дисфонии. На практике гиперфункциональная или гипофункциональная дисфония встречается редко.

Более распространенной является смешанная форма дисфонии, при котором ые складки расслаблены, а мышцы гортани напряжены. Голос становится сдавленным и сухим.

Это ясно показывает, что при функциональных нарушениях голоса существует дисбаланс между мышцами, участвующими в формировании голоса.

Когда следует идти к врачу?

Если дисфония длится всего несколько дней и имеет очевидную причину (например, после праздника или простуды), обычно нет причин для беспокойства.

Однако, если нарушения голоса повторяются или сохраняется в течение более двух недель, следует обратиться к врачу.

Даже если вы заметите, что ваш голос звучит сдавленно, стал скрипящим или шипящим, или у вас болит горло, целесообразно посетить врача. В конце концов, для жизни необходим сильный, звучный голос.

Что делает доктор?

Специалистами по нарушениям голоса являются специалисты по фониатрии. Специалисты по оториноларингологии (ЛОР) и общей практике также являются специалистами при дисфонии. Во-первых, врач проводит опрос о причинах и тяжести дисфонии, задавая конкретные вопросы. Затем выполняет физикальное обследование (с помощью ларингоскопа) и другие необходимые исследования.

История болезни

Врач задаст вам различные вопросы, например:

  • Как долго у вас нарушен голос?
  • Был ли голос сильно нагружен до начала дисфонии?
  • Имеются ли заболевания дыхательных путей или легких?
  • Вам делали операцию незадолго до появления нарушения голоса, например, в области груди или шеи?
  • Если да, проводилась ли операция под общим наркозом с искусственной вентиляцией?
  • Вы курите? Если да, сколько и как долго?
  • Употребляете алкоголь? Если да, то сколько?
  • Вы заметили затвердевание, отек или ощущение давления в области шеи?
  • Какие лекарства вы сейчас принимаете?

Исследования

Применяют различные исследования при дисфонии. Метод исследования зависит от предполагаемой причины.

  • При общем физикальном осмотре врач сначала получает общее представление о состоянии здоровья. Например, прослушивание стетоскопом (аускультация) и осмотр горла с помощью фонарика и депрессора языка.
  • Дисфония также требует пальпации гортани и шеи, чтобы обнаружить опухоль или уплотнения.
  • Если вы поговорите с врачом, он поймет, как у вас проявляется нарушение голоса. Для уточнению нарушений ых функций может понадобиться произнести определенные предложения или звуки.
  • Тщательное обследование гортани позволяет провести ларингоскопия. Врач осматривает шею непосредственно с помощью зеркала или специальной камеры. Эта процедура очень полезна в случаях дисфонии, так как врач получает прямой обзор ых складок и гортани. Не нужно бояться ларингоскопии, если вы хорошо расслабитесь, то проблем не возникнет.

Дальнейшие исследования

Иногда при дисфония необходимы дальнейшие исследования для определения ее причины. Они используются при длительном или выраженном нарушении голоса. Если возникают дополнительные симптомы, такие как одышка, кровохарканье или дисфагия, могут быть полезны следующие обследования:

  • Измерение кислотности (pH) в пищеводе. Если есть подозрение на повреждение ых складок кислым желудочным соком, может также потребоваться гастроскопия.
  • УЗИ (сонография) щитовидной железы.
  • Рентген грудной клетки.
  • Забор ткани (биопсия) из слизистой оболочки гортани или бронхов.
  • Компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) шеи, груди или мозга.

Терапия

В зависимости от причины, используется индивидуальная ая терапия. Обычно логопеды, преподаватели – дефектологи или учителя дыхания / речи проводят вокальную терапию.

Терапия органической дисфонии. При параличе гортани сначала нужно разобраться с вредными привычками использования голоса. Правильная  техника речи, эффективное и менее интенсивное использование голоса, часто помогает при параличе гортани.

Простуда, как причина дисфонии, лечится симптоматически. Если простуда закончилась, голос, обычно, возвращается быстро.

В случае рефлюкса желудочной кислоты могут быть использованы так называемые ингибиторы протонной помпы, которые подавляют выработку желудочного сока.

Гранулемы ых связок, папилломы, кисты и полипы могут быть удалены с помощью методов фонохирургии.

При отеке Рейнке, прежде всего, важно бросить курить. Хирургическая операция и ая терапия также возможны.

Терапия в случае функциональной дисфонии. В контексте ой терапии разрабатываются ые упражнения, которые при регулярном использовании должны обеспечивать лучшую координацию отдельных групп мышц гортани. В основном, эти упражнения начинаются с отдельных звуков, затем оптимально регулируется громкость голоса.

Особое внимание в ой терапии уделяется хорошей технике дыхания, так как она необходима для эффективной тренировки голоса. Терапия заканчивается, когда больной человек может стабильно использовать свое новое ое поведение в повседневной жизни.

Вы можете сделать это самостоятельно

С помощью ых упражнений, освоенных при ой терапии, в большинстве случаев, вы можете достичь значительного улучшения дисфонии. Однако важно, чтобы вы постоянно выполняли вокальные упражнения дома .

Также попробуйте поработать над напряжением всего тела. Потому что на голос влияет вся поза. Полезными могут быть упражнения на расслабление. Чтобы окончательно расслабить мышцы, необходимо взаимодействие регулярных упражнений и расслабления.

Если у вас есть проблемы с голосом, не пытайтесь их скрыть. Поговорите с друзьями или членами семьи об этом, и найдите решение вместе с врачом и ыми терапевтами. Потому что при правильной терапии успех в лечении дисфонии весьма вероятен.

Вас также может заинтересовать

Источник: https://prosimptom.ru/a-z/disfoniia.html

Нарушения голоса

Нарушение фонации

Нарушения голоса – это различные расстройства ой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, ым утомлением, першением, болью, «комком» в горле.

При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием ой функции, а также обследован логопедом.

Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (ой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Нарушения голоса – группа ых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.

), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, заиканием). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами.

В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом – фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением – фонопедией).

Нарушения голоса

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами ых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения ого аппарата. В их числе:

Функциональные причины

При функциональных нарушениях голоса деятельность ого аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными ыми нагрузками, несоблюдением ого режима при респираторных заболеваниях. Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой ого аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса).

При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным.

Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом. По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

2. Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием ых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда – невозможностью выполнения ой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие ые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Функциональные нарушения голоса

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий.

К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем.

В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание ых складок, что проявляется осиплостью голоса, ым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания ых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом. Алгоритм обследования включает:

  1. ЛОР-диагностику. Для выявления анатомических или воспалительных изменений ого аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции ых складок – стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани. Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения ого аппарата в динамике.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и ой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению ого режима.

При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани ых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.

).

Логопедическая коррекция

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект. Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляют 2-4 месяца.

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях ого аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения.

Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных ых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи.

Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий ой режим.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysphonia

Нарушение голоса

Нарушение фонации

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации, вызванная патологическим состоянием органов голосообразования. Данная речевая патология чаще всего встречается следующих групп лиц:

  • люди, профессия которых предполагает большую речевую нагрузку;
  • подростки в пубертатном периоде;
  • взрослые и дети с наличием различных речевых нарушений (ринолалия, алалия, афазия и пр.).

Данная речевая патология относится к медико-социальным проблемам, поэтому диагностика и коррекционная работа при нарушении голоса предполагает участие отоларинголога, невролога, психолога и логопеда.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса. В данном случае речь идет об изменении функций ого аппарата, при отсутствии каких-либо органических нарушений. Такого рода ые расстройства, в свою очередь, разделяются на:

  • центральные (имеющие психогенное происхождение и являющиеся преимущественно результатом психотравмы);
  • периферические (связаны с перенапряжением ых связок).

2. Органические нарушения голоса, которые также делятся на:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

В общих чертах, проблемы голоса обычно описывают как нарушение тембра или высоты голоса, проблемы с громкостью и резонансом.

Нарушение голоса у детей

Развитие и изменение голоса у детей тесным образом связано с изменениями и ростом всего организма, а также с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата.

Можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом, поэтому специалисты рассматривают, в первую очередь, именно речевые нарушения голоса.

Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех.

Рассмотрим возможные причины возникновения ых нарушений. Центральные органические нарушения голоса могут быть вызваны параличами и парезами ых связок. Нередко нарушения подобного рода можно встретить у детей с ДЦП.

Периферические органические нарушения могут быть вызваны различного рода воспалениями, а также такими заболеваниями как:

  • хронический ларингит;
  • ожог (травма) гортани;
  • периферические парезы и параличи;
  • «певческие узелки»;
  • опухоль гортани;
  • послеоперационные рубцы и стенозы гортани.

Отличительной чертой функциональных ых нарушений является некорректная работа ого аппарата на фоне отсутствия каких-либо органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса вызваны, как правило, какой-либо психотравмой, поэтому специалисты выделяют так называемую «психогенную афонию».

Функциональные периферические нарушения голоса, как правило, обусловлены повышенными ыми нагрузками. Кроме того, нередко подобного рода нарушения возникают в следствии респираторных заболеваний, при условии, что ребенок не соблюдал ой режим.

Нарушение звукопроизношения и тембра голоса

Для оценки детского голоса используется терминология и педагогической, и медицинской классификаций, однако они не охватывают всю специфику нарушений детского голоса. Выделяют афонии – полное отсутствие голоса или дисфонии – изменения тембра голоса за счет добавочных призвуков. Данная классификация не учитывает специфики нарушений голоса у детей и не отражает всех аспектов ых проблем.

Согласно медико-педагогической классификации все нарушения голоса сгруппированы по акустическому принципу на изменения:

1. резонанса (гипо- и гиперназальность);

2. высоты основного тона;

3. силы голоса;

4. тембра голоса (осиплость или охриплость), которые в свою очередь разделить по:

  • длительности (кратковременные, стойкие);
  • степени выраженности (афонии, дисфонии);
  • характеру нарушения (физиологические и патологические, последние – функциональные и органические).

Важным фактором у детей является и возрастной критерий нормы. Нельзя не учитывать фактора формирования и развития голоса ребенка.

Нарушения голоса: органические и функциональные. Симптомы, диагностика и коррекция

Нарушение фонации

Нарушения голоса — группа расстройств ых функций, обусловленных патологическими процессами и явлениями как в самих органах звукотворения, так и в нервной системе.

В таких состояниях меняются тембр, высота, тональность, появляются болезненные ощущения, необходимо прикладывать много сил для того, чтобы говорить.

При нарушениях голоса фонация может исчезнуть вовсе или происходить с нарушениями.

Пациенты с такими проблемами нуждаются в консультации ЛОРа, более узкого специалиста — фониатора и/или логопеда.

В группе риска находятся представители тех специальностей, работа которых связана с активным говорением или пением. И если в вокалистов предусмотрена профилактика нарушения голоса, то в значительной части педагогов наблюдаются патологические изменения его звуковых параметров.

Классификация

Есть 2 критерия распределения патологических изменений фонации — по степени и по происхождению с механизмом протекания.

Степень нарушения голоса:

  • дисфония — пациент может говорить громко, но при этом звук получается сиплым, хриплым, слабым, резким, неотрегулированным;
  • афония — громкость, привычная для разговорной речи, исчезает. Для говорения доступен только шепот.

Для органических и функциональных нарушений голоса характерна такая двухуровневая классификация:

Нарушения фонации органического происхождения:

  • центральные: искажение, потеря голоса в результате дизартрии и её более глубокой формы — анартрии, возникающие в следствии нарушения работы ЦНС;
  • периферические: искажение, потеря голоса из-за болезней гортани, при патологическом строении носовой и ротовой полостей.

Нарушения голоса из-за функциональных расстройств:

  • центральные, которые проявляются в виде 2 заболеваний: истерического мутизма, как реакции на отрицательные эмоции высокого градуса, и психогенной афонии, возникающей тоже на фоне стресса, но отличающейся характером проявления;
  • периферические: гипо- и гипертонусные изменения работы мышц гортани, ослабление ых связок и патологические изменения звучания голоса — мутации).

При лечении и коррекции нарушений голоса причины его патологического изменения являются факторами, определяющими ход терапии, план коррекционной работы.

Симптомы

Формы проявления афонии, дисфонии помогают определить характер речевых нарушений и предположить механизм их возникновения.

Так, при органических нарушения расстройство речи проявляется следующим образом:

  • дискомфорт в области гортани, болевые ощущения при говорении;
    утомление, рефлекторный кашель, дискоординация речи и дыхания — всё это указывает на парез гортани;
  • нарастающие нарушения голоса часто свидетельствуют о прогрессирующих новообразованиях;
  • у детей неправильная фонация сопровождается задержкой развития, трудностями в установлении контактов из-за недоразвитой функции говорения.

При функциональных нарушениях развивается такая картина:

  • отсутствие контроля над темпом и громкостью речи, которые при соблюдении ого режима проходят;
  • признаками спазмов гортани служат боли в затылке, шеи, шепотная речь;
  • резкая потеря голоса при том, что способность выдавать громкие звуки при кашле и смехе, остаётся является симптомом истерического мутизма.

Причины

  1. Паралитическое поражение мышц гортани из-за паралича возвратного нерва. Если нарушения возникли с одной стороны, наблюдается дисфония, с обеих сторон — афония.
  2. Поражение височных, лобных долей в результате травм головы, кровоизлияний в мозг.

    В первом случае пациент не осмысливает сказанное другим, из-за чего теряется смысл говорения. Второй тип поражения обуславливает «телеграфную речь». А при сбоях в зонах вторичной коры проявляются артикуляционные нарушения.

  3. Проявление этих болезней в детском возрасте могут спровоцировать тяжёлые генные заболевания.

    Например, синдром Дауна.

  4. Инфекционные заболевания, в особенности — наложенные на профессиональные особенности деятельности.
  5. Нодозные образования на ых складках в виде полипов, кист, фиброзов и узеков, которые часто появляются у вокалистов.

  6. При сахарном диабете, тириодите и прочих эндокринных заболеваниях, когда и происходит патологическая мутация. Также к этой категории относятся побочные действия лучевой терапии.
  7. Систематическое нахождение в условиях, где воздух сухой, а температура выше или значительно ниже нормы.

    Не последнюю роль играет состав окружающего воздуха: вдыхание токсических газов приводит к воспалению лёгких, трахеи, гортани.

  8. Пубертатный период, во время которого физиологическая мутация является проявлением процесса полового созревания.

Перечень причин патологической фонации огромен.

В некоторых случаях наблюдается несколько взаимосвязанных факторов. Поэтому при расстройствах фонации важна комплексная диагностика, которая помогает составить полную картину того, что происходит в организме.

Диагностика

В процессе поиска причин нарушения голоса принимают участие оториноларинголог, невролог и фониатр. Первый осматривает, направляет на ларингоскопию, второй изучает характер деятельности ЦНС, проводит при надобности электромиографию, а фониатр назначает стробоскопию — исследование ых связок под нагрузкой.

Задача логопеда — изучить характер звуков речи, для чего он анализирует голос по диагностической карте нарушений. Логопедическая диагностика — это оценка особенностей фонационного и физиологического дыхания, изучение алгоритма голосообразования. Если есть предположение о развитии опухолевых новообразований, обязательна компьютерная томограмма.

Коррекция

Планирование коррекционных мероприятий включает 4 составляющих:

  • медикаментозная терапия, направленная на ликвидацию воспаления и регенерацию слизистых оболочек гортани;
  • при ЛОР-патологиях органического характера — хирургическое вмешательство;
    общеукрепляющее лечение в виде массажа, лечебной физкультуры,
  • физиотерапевтических мероприятиях;
  • логопедия: при нарушениях голоса логопедические занятия назначают как можно раньше. Это связано с тем, чтобы предотвратить укоренение патологической подачи голоса. У Орловой о формах исправления нарушений голоса подробно изложено.

Логопедические задачи очень широки. Например, у больных с удалённой гортанью формируют навык говорения через пищевод. Также специалист помогает снять напряжение, связанное с дефектами речи, что помогает избежать невротизации фонационного симптома. Не последнюю роль играет помощь психолога, в круг задач которого входит выявление пускового механизма для формирования истерического мутизма.

Профилактика

Помимо соблюдения ого режима, важно научить не форсировать голос — не усиливать его без надобности. Своевременное лечение ОРВИ, инфекционных болезней дыхательных путей — универсальный способ предотвратить хронитизацию дисфонии. Также нужно исключить приём горячей пищи, которая вызывает ожоги как рта, так и глотки.

Людям, которые профессионально занимаются вокалом или занимаются преподавательской деятельностью нужно научиться диафрагмальному дыханию, правильной подаче голоса. Важно исключить курение, употребление продуктов, раздражающих слизистую оболочку горла — семечки, сухарики.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/narusheniya-golosa

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: