Нарушение глотательного рефлекса у новорожденного

Содержание
  1. Какие рефлексы должны быть у новорождённого? О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания
  2. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой рефлекс)
  3. Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс)
  4. Глотательный рефлекс у новорождённого
  5. Рефлекс Бабинского
  6. Рефлекс Галанта
  7. Рефлекс Бауэра (рефлекс ползания)
  8. Рефлекс задержки дыхания
  9. Рефлекс Переса
  10. Рефлекс Ландау
  11. Рефлекс Куссмауля (поисковый)
  12. Рвотный рефлекс
  13. Неудовлетворённый сосательный рефлекс — чем он грозит?
  14. Как восстановить глотательный рефлекс у новорожденного
  15. Сосательный рефлекс: отсутствует, нет, угроза ДЦП. Глотательный рефлекс – нарушение
  16. Лечение последствий родовых травм, энцефалопатии, дцп в Саратове, в России
  17. Рефлекс Моро
  18. Шагающий рефлекс (рефлекс опоры)
  19. Что умеет новорожденный: безусловные рефлексы
  20. Что такое рефлексы
  21. Виды рефлексов
  22. Оральные рефлексы
  23. Спинальные рефлексы
  24. Когда пропадает сосательный рефлекс. Врожденные (безусловные) рефлексы грудного ребенка
  25. Отсутствие или снижение сосательного рефлекса у новорожденных
  26. До скольки месяцев длится сосательный рефлекс у ребенка, почему может быть слабым или отсутствовать
  27. Слабый сосательный рефлекс у новорожденного
  28. У новорожденного отсутствует сосательный рефлекс
  29. О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания
  30. Ваш новорожденный ребенок
  31. Сосательный рефлекс у новорожденных: до какого возраста, причины отсутствия, лечение
  32. Почему так важен сосательный рефлекс у крохи
  33. Что нужно знать о рефлексах новорожденного
  34. Мешает ли сосание пальца самому ребёнку?
  35. Особенности кормления детей с психоневрологической патологией
  36. Какие проблемы наиболее часто бывают у детей с психоневрологической патологией?
  37. Нарушение глотания
  38. Почему у детей с психоневрологической патологией часты проблемы с глотанием?
  39. Причины нарушения глотания у особенных детей с   психоневрологической патологией
  40. Способы кормления ребёнка с нарушением глотания?
  41. Как правильно кормить «лежачего» ребёнка с нарушением глотания?
  42. Моменты, о которых не стоит забывать во время кормления «лежачего» ребёнка с нарушением глотания
  43. Нужно ли и можно ли избежать кормления особенного ребёнка через зонд?
  44. Заключение

Какие рефлексы должны быть у новорождённого? О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания

Нарушение глотательного рефлекса у новорожденного

  1. Рефлекс Моро
  2. Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой рефлекс)
  3. Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс)
  4. Глотательный рефлекс у новорождённого
  5. Рефлекс Бабинского
  6. Рефлекс Галанта
  7. Рефлекс Бауэра (рефлекс ползания)
  8. Рефлекс задержки дыхания
  9. Рефлекс Переса
  10. Рефлекс Ландау
  11. Рефлекс Куссмауля (поисковый)
  12. Рвотный рефлекс
  13. Неудовлетворённый сосательный рефлекс — чем он грозит?
  14. Слабый сосательный рефлекс и его отсутствие
  15. Как определить, что сосательный рефлекс в норме
  16. Причины нарушения сосательного рефлекса
  17. Осложнения
  18. Симптомы
  19. Полное отсутствие
  20. Недоразвитость, частичная несформированность
  21. Как проверить сосательный рефлекс у ребенка?
  22. Сосательный рефлекс: отсутствует, нет, угроза ДЦП. Глотательный рефлекс – нарушение.
  23. Сколько продолжается это явление
  24. Слабый сосательный рефлекс
  25. Что делать, если его нет или выражен слабо
  26. До скольки месяцев длится сосательный рефлекс у ребенка, почему может быть слабым или отсутствовать
  27. Лечение
  28. При полном отсутствии
  29. При частичной несформированности
  30. Грудное вскармливание — не допустить ошибок
  31. Ранний отказ от грудного вскармливания.
  32. Лечение последствий родовых травм, энцефалопатии, дцп в Саратове, в России
  33. Диагностика
  34. Когда возникает и ослабевает безусловный рефлекс сосания
  35. Тяжелые роды, реанимация, кормление через зонд
  36. Кома, отек, кровоизлияние головного мозга, глотательный, сосательный рефлекс отсутствует, нет, Апгар 1 1
  37. Причины патологии
  38. Сосательный рефлекс у новорожденных
  39. Восстанавливаем рефлекс
  40. Причины снижения сосательного рефлекса
  41. Нет глотательного, сосательного рефлекса, что делать? Как восстановить рефлексы?

У всех доношенных новорожденных детей в норме наблюдается рефлекс Моро или как его ещё часто называют реакция испуга. Он выражается отведением рук в стороны (вскидыванием), разгибанием пальцев на руках, разгибанием ног с последующим сгибанием бёдер, а затем возвращением конечностей в исходную позицию, когда малыш напуган. Проверяется наличие этой врождённой реакции похлопыванием ребёнка по бедру/ягодице, либо ударом рукой по столу, на котором лежит малыш (на расстоянии не меньше пятнадцати сантиметров от головы). Рефлекс проявляется практически сразу после рождения, а к пяти месяцам угасает. Наличие такой защитной реакции говорит о правильном развитии нервной системы, тогда как отсутствие либо искажение рефлекса является сигналом, свидетельствующим о проблемах.

Обращать внимание нужно не только на наличие/отсутствие рефлекса Моро, но и на длительность его проявления. Если реакция испуга сохраняется после пяти месяцев, то это – тревожный сигнал.

Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой рефлекс)

У новорожденных, которые не имеют проблем со здоровьем, наблюдается рефлекс Бабкина. Реакция появляется при лёгком надавливании на ладошку малыша. Младенец совершает движения головой и открывает рот.

В первые два месяца безусловная реакция выражена хорошо, а затем происходит её ослабление, она полностью исчезает в три месяца. Безусловный ладонно-ротовой рефлекс отвечает за последующие руко-ротовые реакции у новорожденных.

Вялость рефлекса должна насторожить, так как это может указывать на поражение ЦНС.

Рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс)

Рефлекс Робинсона относят к тем врождённым рефлексам, которые не угасают, а меняются на сознательное действие. Он проявляется с рождения: если в ладонь грудничка вложить палец, то он крепко схватится за него, иногда хватка настолько сильная, что ребёнка можно без труда приподнять.

У новорожденного с гипотонусом мышц может наблюдаться слабый хватательный рефлекс, его необходимо будет развивать. Для этого используют динамическую гимнастику и массаж, однако любые меры стоит применять только после консультации с педиатром. Если хватательный рефлекс у новорожденного полностью отсутствует, то консультация врача нужна незамедлительно.

В таких случаях, как правило, своевременное лечение обеспечивает дальнейшее развитие ребёнка согласно возрастным нормам.

Глотательный рефлекс у новорождённого

Одним из важнейших врождённых рефлексов, обеспечивающих жизнедеятельность ребёнка, является глотательный рефлекс. Часто его рассматривают в паре с сосательным рефлексом.

Такие безусловные реакции проявляются сразу после рождения: если малышу стимулировать нёбо, то он сразу же начнёт сосать молоко, а затем глотать его. Если сосательный рефлекс затихает, то глотательный остаётся навсегда, принимая форму обдуманных действий.

Если у новорожденного наблюдается отсутствие глотательного рефлекса, то это свидетельствует о нарушениях ЦНС. Такая патология часто возникает, если была диагностирована гипоксия плода. У новорожденного с такими проблемами фиксируется и отсутствие сосательного рефлекса.

Как восстановить глотательный и сосательный рефлекс, подскажет врач. Реабилитация при полном отсутствии этих базовых рефлексов проходит в условиях стационарного лечения, так как необходимо постоянно контролировать состояние ребёнка.

Рефлекс Бабинского

Определить нет ли проблем с нервной системой у новорождённых малышей помогает рефлекс Бабинского, который проявляется у всех здоровых младенцев. Чтобы проверить реакцию, необходимо провести молоточком снизу по подошве.

В норме должно наблюдаться непроизвольное разгибание большого пальца при неподвижности остальных либо их веерообразном расхождении. Рефлекс должен проявляться симметрично. Его отсутствие свидетельствует о невралгических патологиях, может быть признаком ДЦП. Рефлекс затухает по мере взросления.

Если реакция наблюдается после трёх лет, то стоит обратиться к невропатологу – таким образом может проявляться патология моторного нейрона.

Рефлекс Галанта

Примерно с пятого дня жизни у новорожденных можно выявить рефлекс Галанта, безусловная реакция наблюдается до четвёртого месяца. Рефлекс проявляется дугообразным изгибанием спины при воздействии раздражителей.

При поражении нервной системы реакция у месячного ребёнка отсутствует либо выражается слабо. Если поражён спинной мозг – реакция не появляется долго.

Свидетельствует об отклонениях и длительное выражение рефлекса: если он наблюдается после шести месяцев, то это является тревожным сигналом.

Рефлекс Бауэра (рефлекс ползания)

На третий – четвёртый день жизни у новорожденных проявляется рефлекс Бауэра (ползанье). Лёжа на животе, младенец совершает характерные ползающие движения.

Они усиливаются, если подставить ладонь к подошвам ребёнка – он рефлекторно оттолкнётся от неё. Такая реакция физиологична до четырёх месяцев, она предшествует будущим локомоторным действиям.

При травмах спинного мозга данный безусловный рефлекс отсутствует полностью, при асфиксии может наблюдаться частично.

Рефлекс задержки дыхания

У всех новорождённых наблюдается рефлекс задержки дыхания, который выполняет важную функцию – способствует успешному преодолению родовых путей. Именно благодаря умению задерживать дыхание, младенец во время появления на свет не глотает околоплодные воды. Рефлекс рекомендуется развивать с помощью погружений в воду. Первые ныряния должны длиться не больше 6 секунд.

Прежде чем обучать малыша плавать, необходимо проконсультироваться со специалистом. Нужно знать, как проводить занятия, так как пребывание младенца под водой дольше нормы может иметь последствия.

Рефлекс Переса

В первую декаду жизни у новорожденных можно наблюдать рефлекс Переса, с помощью которого проверяют реакцию нервных окончаний. Рефлекс проявляется тогда, когда по позвоночнику малыша проводят пальцем. В ответ младенец, у которого нет патологий, должен сгибать конечности, приподнимать таз и голову.

Реакция обычно сопровождается криком, так как такие действия причиняют ребёнку дискомфорт. В норме рефлекс наблюдается примерно до четырёх месяцев. Если он угнетён или отсутствует, то это указывает на патологии ЦНС. Рефлекс не стоит вызывать самостоятельно, его в обязательном порядке проверяет невропатолог.

Рефлекс Ландау

У новорожденных можно наблюдать различные выпрямляющие реакции, главным из которых является рефлекс Ландау. Он состоит из двух фаз. Первая фаза проявляется в период от 4 до 6 месяцев. В позе на животе грудничок вытягивает руки вперёд, поднимет грудь и голову, разгибает туловище.

Вторая фаза рефлекса ярко выражена от 6 до 8 месяцев. Чтобы проверить реакцию, необходимо уложить ребёнка на спину. В этом положении малыш будет поднимать ноги , одновременно подтягивая их на уровень туловища.

Тонус данной позы свидетельствует, что ребёнок готов освоить более сложные движения.

Рефлекс Куссмауля (поисковый)

У всех новорожденных наблюдается поисковый рефлекс, который фиксируется до трёх – четырёх месяцев. Он является основой для дальнейшего формирования мимики: например, улыбки. Реакцию можно вызвать при осторожном поглаживании области возле уголка рта младенца, не касаясь к его губам.

Малыш будет поворачивать голову к раздражителю, то есть, «искать» грудь. Важно обращать внимание на симметричность реакции, насколько интенсивно младенец поворачивает голову, делает ли он хватательные движения при этом.

Данный рефлекс обычно угасает, когда ребёнок начинает реагировать непосредственно на зрительный раздражитель: материнскую грудь либо бутылочку с молоком.

Рвотный рефлекс

Рвотный рефлекс относится к жизненно необходимым безусловным реакциям грудничка. Малыш может легко подавиться молоком. Чтобы защитить его, природой и был предусмотрен рвотный рефлекс.

Во время его срабатывания младенец высовывает язык вперёд, после чего та пища, которой он подавился, выходит назад.

Если у новорожденного рвотный рефлекс частично или полностью отсутствует, то стоит обратиться к врачу и внимательно наблюдать за ребёнком во время и после кормления, чтобы оказать помощь, если он поперхнётся.

Неудовлетворённый сосательный рефлекс — чем он грозит?

Каждая ступень развития живого организма должна пройти по законам природы, без вмешательства в естественный ход и последовательно смениться следующим периодом.

Стадия активности сосательного рефлекса должна быть пройдена без помех и до конца, что всецело зависит от правильного поведения родителей.

Если этап орального развития проходит с отклонениями: искусственное вскармливание, преждевременное отлучение от груди, замена её пустышкой — есть опасность «застревания» на нём, так называемая фиксация тех действий, которые характерны для этого периода развития.

Человек в ситуации тревоги, растерянности, слабости как бы впадает в детство, в тот период, в котором была получена психическая травма.

ИНТЕРЕСНО!  Можно ли давать соску малышу?

Ранний опыт вытесняется из сознания (взрослый «не помнит» о нём), но на бессознательном уровне работает и проявляется в характере, привычках, действиях. Неудовлетворенный сосательный рефлекс опасен неврозами навязчивых движений.

Следствием не полностью пройденного пути могут быть в дальнейшем невротические действия, связанные с областью рта: подросший ребенок грызет ногти, кусает губы, мусолит кончик ручки или одежды, тянется к жвачке. Привычка посасывать и покусывать — это неосознаваемый способ получения орального удовольствия.

Патологические пристрастия закрепляются, потому что временно снимают эмоциональное напряжение. У тех, кто благополучно «перерос» сосательный рефлекс, такие привычки обычно не формируются.

У взрослых людей бывают такие же проявления, плюс присоединяется пристрастие к курению, чрезмерное влечение к еде или крепким напиткам.

Когда взрослый нервничает, его стремление расслабиться сигаретой — то же, что пережитая в раннем детстве безуспешная попытка успокоиться маминой грудью, а из-за её отсутствия — вынужденное использование суррогата.

Курильщик в эти минуты испытывает умиротворение грудничка, спасающегося от дискомфорта у материнской груди и удовлетворяющего потребность в покое и поддержке.

Источник: https://pro-acne.ru/pro-malyshej/kakie-refleksy-dolzhny-byt-u-novorozhdennogo.html

Как восстановить глотательный рефлекс у новорожденного

Нарушение глотательного рефлекса у новорожденного

Здравствуйте! Помогите пожалуйста! 3 марта у меня родилась дочь. Роды были тяжелые, тужилась больше часа. Когда ребенок родился, она была вся синяя и не дышала. Сердце билось слабо. Беременность протекала хорошо. Ребенка положили в реанимацию.

10 дней она была на ИВЛ, находилась в коме, не двигалась, глаза были закрыты, периодически был тремор. Врачи говорили, что состояние крайне тяжелое. При рождении оценка по шкале Апгар была 1. Сделали УЗИ головного мозга. Обнаружили отек головного мозга.

Сейчас ребенок так же находится в реанимации, дышит она сама, глазки слегка приоткрыты, немного двигается. Врачи говорят, что отек может и спал, но произошло кровоизлияние желудочков мозга. Кормят через зонд, так как нет рефлексов сосательного и глотательного.

Скажите, пожалуйста, какие прогнозы могут быть? И еще. Если нет сосательного и глотательного рефлекса, их как-то восстанавливают?

Сосательный рефлекс: отсутствует, нет, угроза ДЦП. Глотательный рефлекс – нарушение

К сожалению, оценка по шкале Апгар 1 балл, нахождение ребенка в реанимации в течение более 3 недель, отек головного мозга, кровоизлияние в желудочки головного мозга, отсутствие глотательного рефлекса, отсутствие сосательного рефлекса свидетельствуют о крайне тяжелом состоянии ребенка. После таких состояний часто развивается перинатальная энцефалопатия смешанного генеза 3 степени, которая прогностически достаточно тяжелая. У ребенка высокий риск по развитию детского церебрального паралича (высокая угроза ДЦП).

В Сарклиник ранее проходили лечение дети, у которых отсутствовали сосательный и глотательный рефлексы (нет сосательного рефлекса у ребенка, отсутствует сосательный рефлекс у новорожденного) в 7, 9 и даже 12 месяцев. Лечение походило с трудом. Прогноз зависит от того, как будут происходить дальнейшие события.

Лечение последствий родовых травм, энцефалопатии, дцп в Саратове, в России

Сарклиник желает Вам стойкости духа, мужества и терпения.

Природа позаботилась о новорожденном ребёнке, наделив его защитными реакциями, которые помогают малышу приспособиться к новым для него условиям. Одни врождённые рефлексы наблюдаются у детей только в первые месяцы жизни, другие остаются навсегда.

С ростом и развитием малыша многие безусловные рефлексы переходят в сознательные действия.

Именно по врождённым реакциям и степени их выраженности врачи судят, правильно ли развивается младенец, нет ли в его развитии отклонений, сигнализирующих о проблемах со здоровьем.

Рефлекс Моро

У всех доношенных новорожденных детей в норме наблюдается рефлекс Моро или как его ещё часто называют реакция испуга. Он выражается отведением рук в стороны (вскидыванием), разгибанием пальцев на руках, разгибанием ног с последующим сгибанием бёдер, а затем возвращением конечностей в исходную позицию, когда малыш напуган.

Проверяется наличие этой врождённой реакции похлопыванием ребёнка по бедру/ягодице, либо ударом рукой по столу, на котором лежит малыш (на расстоянии не меньше пятнадцати сантиметров от головы). Рефлекс проявляется практически сразу после рождения, а к пяти месяцам угасает.

Наличие такой защитной реакции говорит о правильном развитии нервной системы, тогда как отсутствие либо искажение рефлекса является сигналом, свидетельствующим о проблемах.

Обращать внимание нужно не только на наличие/отсутствие рефлекса Моро, но и на длительность его проявления. Если реакция испуга сохраняется после пяти месяцев, то это – тревожный сигнал.

Шагающий рефлекс (рефлекс опоры)

У новорождённых можно наблюдать рефлекс автоматической ходьбы (опоры). Он ярко выражен до 1,5 месяцев, а затем угасает, и исчезает в три месяца. Способность самостоятельно совершать шагающие действия малыш приобретёт только к году.

У новорождённых в норме безусловный рефлекс опоры проявляется следующим образом: если младенца, придерживая за подмышки, приподнять, он начинает сгибать ноги, а при последующем контакте с поверхностью малыш на полусогнутых ногах стоит. Если его слегка наклонить вперёд, то появляются характерные шаговые движения.

Плохой шагающий рефлекс может наблюдаться при заболеваниях нервно-мышечного типа у новорожденного, внутричерепных травмах, родовой асфиксии.

Источник: https://rody-beremennost.ru/voprosy/kak-vosstanovit-glotatelnyj-refleks-u-novorozhdennogo

Что умеет новорожденный: безусловные рефлексы

Нарушение глотательного рефлекса у новорожденного

Новорожденный ребенок, только появившийся на свет, кажется совсем беспомощным. Однако это не так. Он обладает многими умениями, заложенными природой, которые называются рефлексы.

К сожалению, мало кто из родителей интересуется тем, насколько хорошо проявляются у их малыша такие автоматизмы. Тогда как знания о сути каждой рефлекторной реакции и способах ее проверки, поможет следить за правильностью развития ребенка, состоянием его нервной системы.

Что такое рефлексы

Рефлексы – это автоматическая реакция организма, на какие – либо раздражители. В новорожденный период, который длиться чуть меньше месяца (28 дней), младенец обладает только безусловными рефлексами. С их помощью малыш приспосабливается к окружающему миру.

Наличие хорошо выраженных автоматизмов свидетельствует о правильно сформированной нервной системе ребенка. Поэтому в первые дни рождения младенца педиатр и невропатолог обязательно диагностируют степень проявления у него всех необходимых рефлекторных реакций.

Многие врожденные рефлексы можно вызывать у малыша специально, делая это в виде гимнастики. Главное убедиться, что ребенок здоров и такие упражнения не доставляют ему неприятных ощущений.

Рефлексы новорожденных делятся на две группы, в зависимости от того, какой отдел нервной системы отвечает за их функционирование:

  1. Двигательные сегментарные рефлексы обеспечиваются участками спинного мозга и мозгового ствола. Их подразделяют на оральные и спинальные автоматизмы;
  2. Позотонические надсегментарные рефлексы регулируются центрами среднего и продолговатого мозга. К ним относятся автоматизмы, отвечающие за контроль мышечного тонуса в зависимости от положения головы и туловища.

Большинство безусловных рефлексов со временем исчезает. Их называют рудиментарными. Время затухания у каждого рефлекса разное. Часть автоматизмов необходима лишь на адаптационном этапе, отдельные рефлекторные реакции служат основой для новых осознанных навыков и пропадают по мере их формирования. Есть и такие рефлексы, которые остаются у ребенка на всю жизнь.

Виды рефлексов

Всего выделяют 16 наиболее значимых рефлекторных реакций новорожденных.

Оральные рефлексы

Сначала рассмотрим оральные рефлексы. Их наличие очень важно для ребенка, поскольку они обеспечивают процесс сосания.

  • Сосательный рефлекс – это умение новорожденного совершать сосательные движения. Он проявляется при любом раздражении ротовой полости. Стоит младенцу ощутить, что у него во рту находится какой-либо предмет, он плотно обхватывает его с помощью губ и языка и начинает активно сосать. Читайте подробнее о кормлении грудью>>>

Сосательный рефлекс затухает очень поздно. Сторонники самоотлучения замечают, что ребенок забывает как именно нужно сосать грудь в районе 3-5 лет.

  • Глотательный рефлекс – обеспечивает возможность проглатывать пищу, которая находится во рту у младенца. Данный автоматизм сохраняется в течение всей жизни;
  • Хоботковый рефлекс – заключается в умении малыша складывать губки «трубочкой». Такая реакция возникает, после быстрого прикосновения или легкого постукивания пальцем по верхней губе ребенка. При этом у него непроизвольно сокращается круглая мышца рта и губы вытягиваются вперед;

Данный рефлекс необходим для совершения сосательных движений. Он исчезает через 2 – 3 месяца после рождения малыша.

  • Искательный или поисковый рефлекс – имеет такое название, поскольку связан с поиском младенцем материнской груди. При легком касании уголка рта ребенок поворачивает голову в сторону источника раздражения, а его нижняя губа опускается.

Этот автоматизм исчезает, когда малышу исполняется 3 – 4 месяца, ведь к этому времени у него формируется осознанная зрительная реакция на вид  материнской груди. Подробнее о том, когда новорожденный начинает видеть>>>

При проверке искательного рефлекса нужно производить очень точные касания. Помимо уголков рта можно надавливать на средину верхней или нижней губы. В этом случае ребенок должен соответственно запрокидывать или наклонять голову вниз. Если неправильно делать такие манипуляции в результате можно получить демонстрацию хоботкового рефлекса.

  • Рефлекс Бабкина – представляет собой следующий процесс: при надавливании на ладошки новорожденного (в области бугорка от большого пальца) он открывает рот и сгибает голову в поисках груди. К 2-3 месяцам эта рефлекторная реакция должна исчезнуть.

Спинальные рефлексы

Не менее важны для новорожденного спинальные автоматизмы. К ним относятся все другие виды непроизвольных движений ребенка, которые он совершает телом и конечностями.

  1. Хватательный или обезьяний рефлекс – это бессознательное сжимание и удерживание в ладошках какого-либо предмета. Обычно для проверки такого автоматизма взрослые вкладывают малышу в ладошки указательные пальцы. При этом он крепко захватывает их и не отпускает.

Ребенок должен держать настолько сильно, что его можно будет таким образом приподнять над поверхностью, на которой он лежит. К 3 – 4 месяцам у младенца этот рефлекс сменяется на осознанные действия, когда он тянется и берет предмет в руки самостоятельно.

Источник: https://uroki4mam.ru/refleksy-novorozhdennogo

Когда пропадает сосательный рефлекс. Врожденные (безусловные) рефлексы грудного ребенка

Нарушение глотательного рефлекса у новорожденного

Также в его оценке можно использовать пробное кормление – крохе дают грудь или бутылочку с питанием, после чего наблюдают, насколько энергично малыш сосет. Если он выражен слабо, кроха будет сосать вяло. В такой ситуации младенец может часто отказываться от груди или бутылочки, редко сглатывать пищу и засыпать во время кормления.

Отсутствие или снижение сосательного рефлекса у новорожденных

К сожалению, случается так, что по какой-то причине у некоторых новорожденных этот рефлекс очень слабо выражен или отсутствует вообще. Проверить это довольно просто – достаточно просто положить палец в рот крохи, и, если у него нет никаких отклонений в развитии, он инстинктивно начнет сосать палец.

До скольки месяцев длится сосательный рефлекс у ребенка, почему может быть слабым или отсутствовать

При оценке сосательного рефлекса используют проверочное кормление. Малышу дают грудь или бутылочку со смесью, и смотрят, как он справляется. При слабом рефлексе младенец вяло высасывает пищу. Он быстро теряет силы, редко сглатывает и засыпает. Впоследствии утрачивается интерес к груди, и кроха даже способен от нее отказаться.

Слабый сосательный рефлекс у новорожденного

Определить слабость либо полное отсутствие сосательного рефлекса можно при кормлении. Здоровые детки сразу энергично хватают материнскую грудь и с жадностью ее сосут.

А вот новорожденные, у которых снижен данный рефлекс, при кормлении засыпают, они постоянно вялые, редко сглатывают и часто вообще отказываются от груди.

Недоношенных и ослабленных деток выписывают из больницы, лишь, когда они самостоятельно могут сосать.

У новорожденного отсутствует сосательный рефлекс

Во время внутриутробного развития в нервной системе крохи закладываются реакции на внешние, а также внутренние раздражители, которые называют врожденными рефлексами. Без некоторых из них младенец не смог бы выжить вне материнской утробы. Одним из них является сосательный.

О сосательном рефлексе: слабый или отсутствие рефлекса сосания

В тех случаях, когда у младенца слабый сосательный рефлекс и полноценного питания ребенок не получает, необходимо сцедить молоко и докормить малыша с бутылочки или ложечки.

Кормить ребенка необходимо каждые два — два с половиной часа, а возможно и чаще. Самостоятельно поставить диагноз и лечить малыша категорически нельзя.

Как только заметили какое-либо отклонение, за помощью необходимо обратиться к доктору. Такие состояния необходимо наблюдать в динамике.

Ваш новорожденный ребенок

· вес (он может снизиться с момента рождения, иногда на 10%), окружностьголовы (она может увеличиться после того, как кости черепного свода разойдутсяв стороны) и рост (который на самом деле не может измениться, но, посколькуизмерение ребенка, не способного стоять, весьма неточная процедура, результатыизмерений могут различаться);

Сосательный рефлекс у новорожденных: до какого возраста, причины отсутствия, лечение

  1. Летальный исход вследствие голода, так как именно сосательный рефлекс не даёт людям умереть от истощения.
  2. Питание через зонд, насколько это будет возможным, но обычно такие детки в 90% случаев умирают на первом году жизни, у остальных 10% продолжительность жизни составляет не более 2-3 лет, так как происходит нарушение в первую очередь желудочно-кишечного тракта, да и остальные внутренние органы и системы развиваются патологически.

Почему так важен сосательный рефлекс у крохи

Почему нет сосательного рефлекса у новорождённого, с чем это связано? Отсутствие такого важного для выживания рефлекса говорит о серьёзной патологии. Диагноз может поставить только врач, однако если у новорождённого наблюдается отсутствие сосательного рефлекса, то причины этого обычно кроются в невралгической плоскости.

Такой симптом может свидетельствовать о повреждении центральной нервной системы, что скажется на дальнейшем развитии малыша. Причиной отсутствия рефлекса может являться слабость мышц рта и языка, жевательной мускулатуры. При полном отсутствии сосательного рефлекса новорождённого кормят через зонд.

Неполноценность базовых рефлексов часто наблюдается у недоношенных детей.

Что нужно знать о рефлексах новорожденного

Рефлексы новорожденных малышей и деток первого года жизни представляют собой своеобразные защитные реакции организма, которые предусмотрены природой для того, чтобы пока еще ничего не умеющий кроха мог как-то отвечать на происходящие вокруг него действия. Другими словами, это базовый арсенал средств, необходимый ребенку для адаптации к новым условиям и приобретения определенных навыков в дальнейшем.

Источник: yurys.ru

Мешает ли сосание пальца самому ребёнку?

Скорее, нет. Пока ему не исполнится лет 5–6, его сверстники вообще не будут обращать на это внимания.

Предметом насмешек он может стать только в школе. А это значит, что такая детская привычка мешает только нам, взрослым, поскольку мы понимаем, что такой показательный симптом может свидетельствовать о возможном психологическом дискомфорте малыша.

И наша помощь ему должна состоять не в том, чтобы избавиться от этого симптома, а выявить проблему, которая привела к такому поведению ребёнка. Запрещать или бить по рукам кроху в этом случае не имеет никакого смысла, поскольку это не избавит его от проблемы, которая привела к этой вредной привычке.

Источник: https://kolyaski-indigo.ru/razvitie/do-skolki-u-rebenka-sosatelnyj-refleks.html

Особенности кормления детей с психоневрологической патологией

Нарушение глотательного рефлекса у новорожденного

Психоневрологические заболевания предполагают нарушения поведения, двигательной активности, работы многих органов и систем, поскольку нервная система объединяет все системы организма между собой и участвует в регуляции их деятельности. При проблемах с нервной системой возникают и проблемы во всём организме.

Какие проблемы наиболее часто бывают у детей с психоневрологической патологией?

Мы не будем вдаваться в подробности, а возьмём информацию с поверхности. Самыми основными проблемами таких детей являются:

  • нарушение интеллекта;
  • нарушения двигательной активности;
  • нарушения глотания;
  • расстройства поведения и эмоциональной сферы;
  • нередко встречается отсутствие речи.

Эти проблемы наиболее распространены. Конечно, поговорить обо всех сразу не получится, поскольку каждая проблема может быть выделена в отдельную статью, поэтому нашей сегодняшней темой будет нарушение глотания и способы кормления «лежачих» детей.

Нарушение глотания

Определим понятие. Глотать ребёнок с психоневрологической патологией может уметь и не уметь. Это просто. Однако проблема достаточно многогранна и сложна. Разберёмся.

Глотание – это физиологический процесс, который контролируется нервной системой, причём он может быть произвольным и непроизвольным (рефлекторным). При попадании в рот пищи при жевании с помощью языка формируется пищевой комок, который дальше проталкивается в ротоглотку и пищевод, то есть происходит процесс глотания.

В глотании участвует множество мышц. При глотании мышцами глотки, пищевода производятся волнообразные движения по направлению к желудку, причём если начальный этап глотания нарушен, если ребёнок неспособен сделать глотательное движение, весь процесс останавливается и его осуществление становится практически невозможным.

Без глотания пища не продвинется по глотке и пищеводу в желудок и человек не сможет получить питательные вещества, что в скором времени может привести к истощению организма и смерти. Конечно, если не предпринимать никаких попыток изменить ситуацию.

Почему у детей с психоневрологической патологией часты проблемы с глотанием?

Если отвечать на данный вопрос полностью и со всеми подробностями, простому неосведомлённому человеку можно запутаться и ничего не понять, поскольку регуляция процесса глотания очень сложна.

У особенных детей с описываемой патологией имеются тяжёлые изменения в головном мозге.

Многие структуры, отвечающие за глотание повреждены и нервные импульсы не могут беспрепятственно приходить от рецепторов, расположенных в ротовой полости и глотке, и уходить из центральных отделов нервной системы к периферии, к исполнителям (мышцы).

Стоит отметить, что нарушение глотания может иметь различные степени тяжести, при которых возможно полноценное питание из ложки, частичное питание из ложки и питание только с помощью желудочного зонда или гастростомической трубки.

Причины нарушения глотания у особенных детей с   психоневрологической патологией

Нарушение глотания, как уже говорилось выше, связано с нарушением структуры некоторых отделов центральной нервной системы, а точнее головного мозга. Из-за чего может повреждаться мозг:

Способы кормления ребёнка с нарушением глотания?

Существует несколько способов:

  • кормление через желудочный зонд, который устанавливается перед каждым кормлением;
  • кормление через желудочный зонд, который устанавливается на несколько дней;
  • кормление через гастростому (ребёнка оперируют и выводят на переднюю брюшную стенку отверстие, сообщающееся с желудком. В образовавшийся канал ставят питающую трубку и через неё вводят жидку пищу).

Это основные методики, которые широко применяются в нашей стране.

Как правильно кормить «лежачего» ребёнка с нарушением глотания?

Если это кормление через зонд, ребёнку должен быть подобран необходимый диаметр трубки. Это обязательно. Трубка не должна быть слишком   маленькой или слишком большой в диаметре, поскольку маленькая не будет эффективно функционировать, а большая будет травмировать узкие верхние дыхательные пути (желудочный зонд устанавливается в основном через нос).

Другим моментом является консистенция пищи. Пища обязательно приводится в гомогенное состояние, потому что твёрдые кусочки будут забивать трубку. К тому же, пища должна быть умеренно жидкой, потому что вязкая пища будет также приводить к закупорке зонда.

О технике постановки зонда говорить нет необходимости, поскольку без подкрепления теории практическим навыком, который отработан под контролем специалиста, данную процедуру полноценно и правильно описать невозможно. Таким образом, если у вас появилась необходимость в   постановке желудочного зонда своему особенному ребёнку, обратитесь к специалисту и не бойтесь задавать много вопросов.

Желудочный зонд можно устанавливать на одно кормление и на несколько дней.

Дабы не привязывать ребёнка к зонду и не деморализовывать его (особенные дети с психоневрологическими нарушениями всё понимают, только не могут нам о многом сказать), зонд можно ставить перед каждым кормлением и после каждого же кормления его убирать.

Это возможно при отсутствии проблем с его постановкой, поскольку нередки случаи возникновения сложностей из-за разрастания аденоидной ткани в носоглотке, искривления носовой перегородки, каких-либо пороков развития.

При длительно установленном желудочном зонде также возникает много проблем:

  • могут формироваться пролежни слизистой оболочки носа;
  • инфицирование прилегающих участков слизистой оболочки;
  • ребёнок учится выталкивать зонд из желудка, производя сложные движения мышцами глотки, а это может вести за собой попадание конца трубки в гортань.

Помимо зондового кормления ребёнка, которое имеет множество   нюансов и подводных камней имеется метод кормления через питающую гастростомическую трубку. Проблем с данным видом кормления намного меньше, однако они существуют:

  • попадание желудочного сока на кожу и развитие раздражения кожи;
  • инфицирование гастростомы;
  • выпадение трубки при двигательном возбуждении ребёнка;
  • особенности ухода за гастростомической трубкой и самой гастростомой.

Несмотря на эти ситуации, введение пищи в желудок ребёнка не составляет никакого труда.

Моменты, о которых не стоит забывать во время кормления «лежачего» ребёнка с нарушением глотания

  1. Не нужно забывать о физиологии принятия пищи. Человек не должен питаться лёжа, даже тот, кто находится на постоянном постельном режиме. Обязательно головной конец кровати должен быть приподнят во время кормления, дабы пища не попала в дыхательные пути и не привела к   аспирации.

    При развитии аспирации может произойти не только банальное попёрхивание, но и спазм гортани, что ведёт за собой остановку дыхания.

  2. Стоит помнить о количестве пищи, которую нужно ввести за одно кормление, поскольку при избыточном объёме возникает перерастяжение стенок желудка, а это чревато разрывами слизистой оболочки желудка (синдром Меллори-Вейса), забросом желудочного содержимого в ротовую полость и в дыхательные пути, функциональными расстройствами желудочно-кишечного тракта.
  3. Не нужно забывать, что ребёнок с психоневрологическими нарушениями не бесчувственный и безэмоциональный, а прекрасно всё понимает, но часто не может свои мысли и чувства выразить словами. Поэтому во время кормления ребёнка необходимо его подбадривать, разговаривать с ним, создавать тёплую атмосферу, проявлять терпение.

Нужно ли и можно ли избежать кормления особенного ребёнка через зонд?

Если   глотательный рефлекс отсутствует, альтернативы зондовому кормлению или кормлению через гастростому нет.

Если глотательный рефлекс забыт ребёнком в ситуации, когда кормление пациента проводилось с самого рождения нефизиологичным способом, существует возможность проведения обучающих мероприятий по различным методикам, дабы восстановить способность к глотанию. Забыт рефлекс или отсутствует, решать может только специалист, причём с точностью ответить на данный вопрос практически невозможно.

При частых заболеваниях нижних дыхательных путей «лежачих» детей с нарушениями глотания часто переводят на зондовое кормление, чтобы избежать этих патологических состояний.

Данная смена кормления решает проблему инфекционной заболеваемости органов дыхания, но открывает вопрос о поддержании работы головного мозга, поскольку вкусовые раздражители играют важную роль в формировании и сохранении нейронных связей.

Надеемся, что несколько таких примеров предоставит вам информацию для размышления и поможет сделать правильный выбор в отношении того, переходить или нет на кормление особенного ребёнка через зонд или гастростому.

Заключение

Это некоторые самые часто встречающиеся в нашей практике аспекты по кормлению детей с психоневрологической патологией, которые находятся на постоянном постельном режиме.

Источник: http://www.childrenspace.by/meditsina/item/32-osobennosti-kormleniya-detej-s-psikhonevrologicheskoj-patologiej.html

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: