Нарушение моторики рук

Содержание
  1. Восстановление моторики после инсульта
  2. Что такое мелкая моторика?
  3. Симптомы нарушения моторики рук после инсульта
  4. Что мешает восстановлению моторики после инсульта
  5. Как проводится восстановление моторики?
  6. Влияние психологического настроя при развитии  моторики рук
  7. Развитие мелкой моторики у детей
  8. Роль мелкой моторики
  9. Виды моторики
  10. Этапы развития моторных навыков
  11. С какого возраста нужно помогать в развитии
  12. Что должен делать родитель
  13. Занятия с мелкими предметами
  14. Пальчиковая гимнастика
  15. Лепка из пластилина или глины
  16. Дополнительные предметы
  17. Методички по занятию с детьми
  18. Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук
  19. Можно ли восстановить
  20. Как восстановить
  21. Мелкая моторика для взрослых
  22. Взгляд изнутри
  23. Польза для мозга
  24. Как развить мелкую моторику рук у взрослого и у детей
  25. Что это такое?
  26. Виды нарушений мелкой моторики
  27. Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых
  28. Когда начинать развитие у детей?
  29. Эффективные упражнения
  30. Как восстановить мелкую моторику рук?
  31. Мелкая моторика. Что это такое?
  32. Симптомы нарушений мелкой моторики
  33. Массаж как средство восстановления движений рук после инсульта.
  34. Как восстановить мелкую моторику с помощью лечебной физкультуры (ЛФК)?
  35. Преимущества тренажеров для восстановления мелкой моторики

Восстановление моторики после инсульта

Нарушение моторики рук

Инсульты – это тяжелые поражения ткани головного мозга, обусловленные острыми нарушениями церебрального кровообращения.

На фоне продолжительного спазма магистральных сосудов или их закупорки развивается ишемическая форма, а при разрыве сосудистой стенки и последующем кровоизлиянии – геморрагическая. В первом случае симптомы могут нарастать постепенно, а во втором они всегда проявляются резко.

При этом недостаточность мозгового кровообращения дает довольно грозные осложнения, одни из них – параличи и нарушения мелкой моторики после инсульта.

Восстановление таких больных занимает весьма продолжительное время, но реабилитационные мероприятия нужно как можно раньше. И делать их нужно под контролем опытных врачей. Специалисты клиники «Веримед» помогут пациенту вернуться к полноценной жизни.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это четкие целенаправленные движения кистей и пальцев рук, контролируемые центральной нервной системой. Они возможны только при безупречно согласованной работе головного мозга, органов зрения и проводящих импульс нервов.

Существует неразрывная связь между двигательной активностью и когнитивными функциями.

Поэтому, для восстановления мелкой моторики после инсульта в полном объеме требуется не только разработка мышц и суставов, но и упражнения, направленные на активизацию мыслительных процессов.

Симптомы нарушения моторики рук после инсульта

Клиническими признаками нарушения двигательной активности являются:

  • резкое снижение мышечной силы (до полного исчезновения);
  • быстрая утомляемость мышц;
  • выраженное нарушение подвижности суставов на фоне контрактур;
  • нарушение координации движений;
  • снижение или потеря местной чувствительности.

Подвижность и координация могут дополнительно страдать вследствие развития болевого синдрома и отечности тканей.

Что мешает восстановлению моторики после инсульта

Улучшение двигательной активности рук и восстановление мелкой моторики после острых нарушений мозгового кровообращения – процесс довольно сложный. Он может быть ускорен применением эффективных методов лечения, а может быть и замедлен.
Причинами замедления (а иногда – и невозможности) реабилитации могут стать:

  • неверный диагноз;
  • поздно начатое лечение;
  • серьезные нарушения питания местных тканей (нарушения кровообращения);
  • травмы или хронические патологии близлежащих областей;
  • депрессивные и апатичные состояния пациента;
  • другие психические расстройства.

Как проводится восстановление моторики?

Борьба с нарушениями моторики рук после инсульта требует комплексного подхода. Лечение важно начать как можно раньше. Своевременная терапия дает гораздо больше шансов на быстрое достижение положительных результатов.

Обратите внимание: Важно помнить, что каждый день без тренировок способствует формированию в ЦНС стереотипа отсутствия движения. Прямым следствием становятся нарушения трофики тканей; развивается атрофия мускулатуры и декальцинация костной ткани.

Основными методами развития моторики рук в восстановительном периоде после перенесенного инсульта являются массаж и гимнастические упражнения.
Кисти и пальцы содержат огромное количество нервных окончаний. Если из ЦНС не поступает адекватный сигнал к движению, важно направить его от пальцев к мозгу.

Местный массаж, назначаемый пациентам, способствует восстановлению путей передачи нервных импульсов – т. н. рефлекторной дуги. Кроме того, физическое воздействие на ткани способствует улучшению местного кровотока (микроциркуляции) и, соответственно, улучшению трофики тканей.

Благодаря профессиональному массажу, применяемому в комплексе с другими методиками, можно в сжатые сроки восстановить способность к активным точным движениям, а также тактильную чувствительность.

Еще один важный момент при восстановлении мелкой моторики после инсульта – регулярное выполнение гимнастических упражнений.

Такие занятия служат для профилактики дальнейшего снижения двигательной активности, предупреждают развитие мышечных и суставных контрактур и способствуют восстановлению функций.

Регулярные занятия под руководством врачей помогают пациентам после инсульта быстрее адаптироваться в бытовых условиях. Возможность полного самообслуживания является одной из важнейших задач реабилитационных методик.

Все упражнения необходимо выполнять обеими руками синхронно. Обычно нарушена подвижность одной из них, и симметричные действия значительно ускорят восстановление.

Продолжительность гимнастики должна составлять не более 8-10 минут в час, чтобы не развивалась значительная усталость.

Комплекс движений важно повторять регулярно, чтобы заново сформировать мышечный рефлекс и двигательный стереотип.

Примеры упражнений:

  • Сожмите пальцы в кулак, увеличивая усилия в финальной фазе движения. Медленно разожмите их, стараясь представить себе действие каждой мышцы.
  • Поместите кисти рук на горизонтальную поверхность, развернув их ладонями кверху. Немного раздвиньте пальцы. Приподнимите мизинцы, стараясь сохранить неподвижность остальных пальцев. Зафиксируйте их в этом положении на 3-5 секунд и расслабьте. Выполните аналогичное упражнение последовательно для всех остальных пальцев.
  • Положите ладони на стол так же, как и при выполнении предыдущего упражнения. Поочередно опишите круги (по часовой стрелке и против нее) приподнятыми пальцами, начиная с мизинца.

Для разработки мелкой моторики при восстановлении после инсульта полезно использовать подручные материалы. Отличного эффекта позволяют добиться такие действия, как перебирание крупы, лепка из пластилина, застегивание пуговиц и завязывание узлов на веревке.

Влияние психологического настроя при развитии  моторики рук

Инсульт нередко становится настоящей трагедией как для больного, так и для его семьи. Поражения мозга провоцируют снижение психической активности и эмоциональную лабильность.

Больной может как бы «махнуть рукой» на себя, у него появляется безразличие, периодически сменяющееся вспышками раздражительности и даже гнева.

Апатия бывает настолько велика, что человек не хочет выполнять никаких упражнений, пытаться вставать, хоть как-то двигаться.

К объективным причинам снижения психологической активности добавляются внутренние переживания, обусловленные изменением привычного образа жизни, невозможностью обхаживать себя, принимать какие-то глобальные решения.

Неподвижность, изоляция, боязнь стать обузой, страх перед будущим превращают еще вчера активного и свободолюбивого человека в совершенно безвольного и апатичного. Он теряет веру в собственные силы, возможность развития моторики рук и возвращению к прежней жизни.

На этом фоне может  появиться депрессия, которая только усугубит ситуацию.
Такому человеку обязательно нужна не только моральная поддержка родных и близких, но и помощь врача.

Опыт психологов и психиатров центра «Веримед» позволяют быстро и точно определить корень имеющейся проблемы, найти «ключик» как к самому пациенту, так и к его родственникам.

Специалисты подберут правильную схему терапии, способствующую мотивации пациента на выполнение необходимых упражнений, устраняющую основные проявления апатии, депрессии и других психических расстройств.

А с верой в скорейшее выздоровление восстановление мелкой моторики рук после инсульта пойдет гораздо быстрее.

Не позвольте упадническому настроению погубить вашу дальнейшую жизнь – звоните нам просто сейчас!

Источник: https://verimed.ru/uslugi/reabilitaciya/vosstanovlenie-motoriki-posle-insulta/

Развитие мелкой моторики у детей

Нарушение моторики рук

› Занятия

04.01.2020

Мелкая моторика — это способность совершать небольшие, но точные движения пальцами ног и рук. Ее развитие зависит от правильной координации сразу нескольких систем: мышечной, костной и центральной нервной. Моторику часто называют ловкостью. Она способствует развитию речи у детей.

Роль мелкой моторики

Моторное развитие ребенка благоприятно влияет на общие навыки. Это обусловлено тем, что в процессе взаимодействия нескольких систем происходит быстрое оформление связей между нейронами.

Вовлечены следующие сферы:

  1. Воображение. Ученые доказали, что просмотр существующих картинок не отличается от работы с придуманными образами с точки зрения деятельности мозга. Активное воображение будет способствовать развитию креативности и пространственного мышления.
  2. Развитие речи. Нервные импульсы, поступающие в мозг при ощупывании предметов, стимулируют соседние центры. К ним относится речевой. Упражнения на развитие моторики включают в курс даже при реабилитации взрослых людей, утративших возможность разговаривать.
  3. Способность планировать. Взаимодействие с предметами учит детей оценивать последствия своих действий. Ребенок начинает продумывать, что ему нужно сделать для достижения результата.
  4. Усидчивость. Благодаря упражнениям и занятиям дети становятся более терпеливыми. Им легче сконцентрироваться на поставленной задаче.
  5. Память. После тренировок дети быстрее запоминают визуальные образы.

Мелкая моторика пальцев — критерий интеллектуального развития ребенка. Для детей младшего возраста она определяет способность к обучению. Ученые заметили, что младенцы с более подвижными пальцами и уверенными движениями быстрее учатся говорить. В дальнейшем в школе у таких детей оценки лучше, чем у остальных.

Виды моторики

Существуют 2 вида моторики: крупная и мелкая. Первая заключается в способности удерживать равновесие, ходить, бегать и прыгать. Благодаря ей человек может двигать руками, ногами и телом. Крупная моторика является базой для формирования мелкой. Последняя позволяет взаимодействовать с небольшими предметами.

Этапы развития моторных навыков

В дошкольном возрасте выделяют следующие периоды развития моторики:

  1. 2-3 месяца. Ребенок изучает мир через осязание. Он тянется к игрушкам и предметам, которые к нему подносят родители. Хватает взрослых за руки и пальцы. Ощупывает самого себя. Это помогает ему сформировать картину мира и четкие границы в психике между собой и окружающими объектами.
  2. 3-6 месяцев. Период совпадает с временем прорезывания зубов. Дети целенаправленно тянут руки ко рту, пытаясь унять зуд. Это первые полностью осознанные движения. В это же время ребенок начинает следить за окружающими. Он уверенно направляет руки к предметам при наличии интереса. Это важный процесс, поскольку раннее развитие моторики до 8 месяцев способствует формированию психики.
  3. 8-12 месяцев. Ребенок уверенно берет предметы. Еще до года он учится взаимодействовать с ними. Перекладывает из одной руки в другую. Может перемещать ложку в чашку, складывать небольшие вещи в коробку. Преобладает точный пинцетный захват: дети хватают предметы указательным и большим пальцами. В это же время ребенок учится разъединять вещи, наблюдая за процессом.
  4. 1 год. Дети держат предметы одной рукой, а другой взаимодействуют с ней. Ребенок начинает повторять действия за взрослыми. Он может, например, толкать игрушечную машинку. Дети делают первые рисунки, которые пока выглядят как хаотичные линии.
  5. 12-18 месяцев. При взаимодействии с книгами ребенок переворачивает сразу все страницы. Уверенно держит столовые приборы, карандаши, фломастеры и ручки. Может убрать упаковку (бумагу, фольгу или скотч) с предмета. Дети учатся строить пирамиды из кубиков, соединять вещи друг с другом и откручивать крышки с бутылок. Ребенок играет с пирамидами и может хватать движущиеся предметы.
  6. 18-24 месяцев. Дети умеют переворачивать по одной странице. Они способны удерживать сразу 2 небольших или тонких предмета в руке. В 2 года ребенок умеет опускать маленькие фигурки через отверстия, учитывая их форму. Некоторые дети уже умеют переливать воду из одного сосуда в другой. Столбики из кубиков становятся выше: они состоят из 4-6 деталей.
  7. 24-36 месяцев. До 3 лет дети учатся играть с глиной, песком и пластилином. Они способны открывать ящики и вытряхивать их содержимое. Ребенок уверенно открывает крышки. Он улучшает навыки рисования: может красить поверхность пальцами, воспроизводить простые фигуры и делать черточки и крестики.
  8. 3-4 года. При рисовании ребенок способен повторять формы простых объектов. Дети без затруднений обводят контуры. Они могут делать постройки из 8-10 кубиков.
  9. 4-5 лет. Происходит общая подготовка к школе. Ребенок активно развивается. Он может заполнять раскраски и полноценно рисовать карандашами. Дети умеют складывать фигурки из бумаги. Они способны угадывать знакомые предметы наощупь. Возможна лепка из пластилина. Ребенок может самостоятельно завязывать шнурки. Он начинает переписывать печатные буквы. Рисунки становятся сложнее: у людей присутствуют части тела, у домов могут быть окна и двери.
  10. 5-6 лет. Ребенок способен вырезать фигурки из картона или бумаги. Он свободно пишет цифры и буквы, может логически дополнить ряд из картинок. Способен воспроизводить простые геометрические фигуры. Некоторым детям для этого требуется образец.

В дальнейшем развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет и старше предусматривает погружение в творчество. Это может быть вышивание, лепка из глины, плетение браслетов из бисера и т.д. Даже стандартных навыков моторики хватит для общего развития, однако совершенствование позволяет простимулировать соседние центры мозга.

С какого возраста нужно помогать в развитии

Определение оптимального возраста бессмысленно, т.к. ребенок почти с рождения начинает развивать моторику. Вы можете помогать младенцу с того момента, как он начнет концентрироваться на предметах и частях тела. Однако занятия будут эффективны и после 3-4 лет. Моторику могут развивать даже взрослые люди.

Что должен делать родитель

Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:

  1. Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми. Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
  2. Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним. Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
  3. Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
  4. Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
  5. Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
  6. Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
  7. Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.

Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.

Занятия с мелкими предметами

Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.

Важно сообщить ребенку, что таким образом он поможет вам, и похвалить его после выполненного задания. Можно привлечь детей к чему-то полезному: например, попросить перебрать гречку и убрать черные зерна или рассортировать бисер по цветам.

Пальчиковая гимнастика

Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.

Взрослый ребенок может проводить полноценную зарядку. В комплекс упражнений можно включить сжимание и разжимание кулаков, сгибание пальцев по отдельности и вместе, встряхивание кистями и т.д.

Лепка из пластилина или глины

Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.

Дополнительные предметы

Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.

Дети могут развивать мелкую моторику с помощью паззлов и мозаики. Количество деталей и их размер подбирают индивидуально в зависимости от возраста. Паззлы также развивают воображение.

Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.

Методички по занятию с детьми

Для занятия с детьми 3-5 лет подойдет методичка А.В. Артемьевой. В ее книге присутствуют теоретическая и практическая части. Материал изложен доступно, без лишней информации. Предоставлены схемы и способы диагностики уровня развития ребенка. Дан комплекс упражнений.

С маленькими детьми можно заниматься по методичке Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года». Учебник содержит много идей для игр. К упражнениям даны фото, иллюстрирующие процесс выполнения. Некоторые задания подходят даже полугодовалым детям, поэтому книгу можно приобрести заранее.

Развитие мелкой моторики у детей Ссылка на основную публикацию

Источник: https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej

Причины и лечение нарушений мелкой моторики рук

Нарушение моторики рук

Нарушения моторики рук у взрослых — это всегда вторичное заболевание, которое имеет какие-то причины, нередко связанные с повреждением головного мозга. Поэтому для восстановления моторики требуется не только тренировать руки, но и внимание, память, воображение.

Для нарушения двигательной функции рук есть свои причины, причём самыми распространёнными можно считать:

  1. Образование контрактур суставов, которые не дают им двигаться.
  2. Снижение или полное исчезновение мышечной силы.
  3. Снижение или полное исчезновение мышечной выносливости.
  4. Общий или местный болевой синдром.
  5. Отёк рук.
  6. Потеря чувствительности кисти.

Чаще всего все эти симптомы характерны для инсульта и других серьёзных повреждений головного мозга. Поэтому восстановление после такой сосудистой катастрофы должно быть комплексным и иметь индивидуальный подход. Да и само восстановление должно начинаться как можно раньше. Только в таком случае пальцам можно вернуть былую гибкость и способность без труда удерживать предметы.

Однако установить точную причину появления нарушения моторики рук у взрослых поможет только врач, после полного обследования. Для этого могут понадобиться и такие виды исследования, как КТ или МРТ, чтобы понять, насколько сильно пострадал головной мозг.

Можно ли восстановить

Восстановление моторики – процесс длительный и очень сложный. Тем более, что нередко появляется множество других факторов, которые могут помешать начать своевременно процесс реабилитации. Да и не многие пациенты могут согласиться с тем, что всё можно вернуть обратно.

Самая частая причина этого — заболевания или травмы тех органов, которые находятся в непосредственной близости. Это может быть отёк, перелом, какое-то мышечное повреждение, наложенный гипс и многое другое.

Вторая важная причина – несвоевременно установленный диагноз или неправильное лечение, которое проводилось длительное время и не давало никакого результата. После этого даже приём правильно назначенных препаратов пользу может принести далеко не всегда.

Третья причина – нарушения трофики, то есть питания тканей. При этом мышцы становятся очень вялыми, а могут даже полностью атрофироваться. Тогда что-либо сделать бывает уже довольно сложно.

Четвёртая причина – большой промежуток времени, который прошёл от момента повреждения и до начала лечения. Любой повреждающий фактор, который влияет на моторику, должен быть выявлен и устранён как можно скорее.

А само лечение должно начинаться буквально в первые же часы от начала болезни. Да и отказываться от периода реабилитации также не стоит. К сожалению, мало кто понимает это.

Поэтому зачастую восстановить двигательную активность рук бывает очень сложно, а порой и невозможно.

И, наконец, четвёртая причина, по которой восстановление моторики пальцев рук у взрослых может быть отложено на неопределённый период – это депрессия и друге психические расстройства.

Как восстановить

Причинами нарушения мелкой моторики рук у взрослых, кроме инсульта, могут быть опухоли или какие-либо травмы головного мозга. Когда основная причина будет устранена, можно приступать к восстановительным процедурам. И делать это на самом деле проще, чем может показаться.

Выполнять все упражнения следует только двумя руками. Занятия должны длится не более 10 минут в час, но ежечасно. Кроме индивидуально разработанного комплекса упражнений, можно заниматься и при помощи подручных средств. Так, например, пациентам рекомендуется мять в руках глину, пластилин или тесто.

Можно перебирать камешки разного размера, пересыпать песок, застёгивать и расстёгивать замки-молнии, включать и выключать какие-то неработающие приборы, имеющие тумблеры. Можно перемешать горох и пшено и попросить пациента разделить эти продукты на две группы.

Следует также для занятий использовать самые разные верёвочки, на которых нужно заранее завязать узелки, а пациент должен их развязать. Таких упражнений может быть очень много, и все они будут полезны как для самих пальцев, так и для головного мозга.

Все занятия должны быть регулярными, ежедневными и, самое главное, неутомительными. Кроме того, рекомендуется посещать курсы массажа или делать самомассаж, а также простые гимнастические упражнений.

Так, например, пациенту рекомендуется сжимать и разжимать кисти, стараться поднять пальцы от поверхности в то время, как кисть лежит на столе, поднимать пальцы поочерёдно, а также выполнять некоторые другие упражнения.

Нарушение мелкой моторики левой и правой руки у взрослого можно полностью восстановить. Но для этого требуется комплексный подход и регулярность, а также контроль со стороны лечащего врача.

Источник: https://vashaspina.ru/prichiny-i-lechenie-narushenij-melkoj-motoriki-ruk/

Мелкая моторика для взрослых

Нарушение моторики рук

Все так или иначе сталкивались с утверждением, что маленьким детям необходимо развивать мелкую моторику для того, чтобы укрепить память, внимание, облегчить развитие речи и прочее. Однако наивное предположение, что взрослым это уже не нужно, не имеет под собой ни малейших оснований. Мелкая моторика полезна в любом возрасте. Кому и в каких случаях? Давайте разбираться!

Взгляд изнутри

Говоря о моторике, подразумевают, прежде всего мелкие мышцы на кистях рук (преимущественно пальцах) и стоп (пальцы ног).

Без правильного функционирования данных мышц невозможно выполнить ни одно простейшее действие – ни удержать в руках карандаш/ручку, ни перелистнуть страницу книги, ни, банально, шнурки завязать на ботинках.

Если вы все это умеете, не спешите закрывать статью, поскольку данные примеры — лишь вершина айсберга.

С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем — нервную (о колоссальном количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную (что логично), а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз и является тем, что называется мелкой моторикой.

Польза для мозга

Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером до регулярных занятий асимметричной (или пальцевой) гимнастикой?

Во-первых — нагрузка сразу нескольких систем организма воздействует на многие отделы головного мозга, активная работа которого способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами. Последний пункт, кстати, и объясняет влияние мелкой моторики на память.

Во-вторых, задействование зрительной системы самым благотворным образом сказывается на воображении. Ученые уже доказали, что работа с придуманными образами с точки зрения мозга ничем не отличается от просмотра реальных изображений. Активное воображение, в свою очередь, отвечает за развитие пространственного мышления, креативность и способность создавать нестандартные решения.

В третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили.

Казалось бы, руки и язык совершенно ничем не связаны друг с другом, однако стоит вспомнить о нервной системе, и все становится на свои места.

Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.

Есть и другая теория. Не удовлетворившись поверхностным заявлением о том, что воздействие на одни отделы мозга волшебным образом активирует и соседний, отвечающий за речь, часть ученых решила копнуть поглубже.

Кратко, в результате исследований обнаружилась еще одна закономерность. Работа с мелкими предметами приучает мозг к более точному моторному планированию (продумыванию своих действий перед командой выполнения).

Именно эта способность затем переносится на речь, помогая произносить звуки.

Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций.

Показаны подобные упражнения и тем, кто имеет какие-либо проблемы с памятью.

Однако и здоровым людям не стоит отказываться от возможности «прокачать» свой мозг — укрепить память, улучшить свои когнитивные и творческие способности — тем более, для этого обычно не требуется никаких специальных инструментов.

Одно из простейших упражнений, которые окажут неоценимую услугу вашему мозгу — рисование.

По сути, неважно, каковы ваши художественные навыки, ведь дело не в таланте как у Пикассо, а в банальном умении держать пишущий предмет.

Можно рисовать картины или самозабвенно выводить карандашом каляки-маляки в стиле трех-летки — эффект будет в любом случае. Регулярное письмо от руки или занятия каллиграфией будет иметь то же воздействие.

2. Пальцевая гимнастика

Практически ни одно занятие в Advance не обходится без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение.

При этом, наша йога для пальцев асимметрична, что позволяет задействовать оба полушария мозга в одно и то же время.

Иными словами, синхронизирует его работу для более эффективного выполнения последующих задач.

3. Игра на музыкальных инструментах

Помимо того, что музыка сама по себе полезна и прекрасна, научиться играть на них — отличный стимул для мозга. Для гармоничной игры на гитаре, скрипке, рояле и других инструментах нужны проворные пальцы. Чем не тренировка мелкой моторики?

4. Вышивание

Вышивание, вязание и прочее рукоделие — излюбленное хобби не только женщин, но и мужчин. Отличный выбор! Наряду с кропотливой работой, повышающей навык концентрации внимания и терпения, данная процедура тренирует мелкие мышцы на кистях рук (иногда в сочетании с неумышленной акупунктурой).

5. Моделирование

Увлечение созданием моделей самолетов, пароходов, шедевров архитектуры и прочих объектов, так же как и собирание паззлов — еще один способ «прокачать» мелкую моторику, а заодно и множество других навыков. В том числе — пространственное мышление и воображение. Сюда же можно отнести такие занятия как резьба по дереву, выпиливание лобзиком и т.д..

Подробнее о курсах по развитию памяти, мнемотехнике и эффективному чтению на нашем сайте: https://bit.ly/2LIyfMj.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advance/melkaia-motorika-dlia-vzroslyh-5b5ad7aba5218500a8b7d66a

Нарушение моторики рук

   Одним из жизненно важных навыков для любого человека является мелкая моторика.

Развивать её важно как ребенку, так и взрослому, ведь именно с помощью рук мы выполняем большинство действий, например, держим вилку, успеваем схватить падающий стакан, ловим мяч, пишем, рисуем и т.д.

Существует множество упражнений, которые помогают стать более ловким, но перед тем как их использовать, давайте разберемся детальнее, что это такое «мелкая моторика рук», кому нужно её тренировать и с какого возраста начинать заниматься.

Что это такое?

   То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма.

Моторика рук – это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием.

Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.

   Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом.

Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому.

Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.

Виды нарушений мелкой моторики

   В некоторых случаях человек изначально предрасположен к тому, чтобы быть не слишком ловким. Проблемы с развитием мелкой моторики рук у детей и взрослых могут возникать из-за:

  •     заболеваний органов зрения;
  •     повреждений головы и сосудов;
  •     аутизма, ДЦП и СДВГ;
  •     болезней нервной системы.

   В таких ситуациях особенно важно уделять время и силы для тренировки движений пальцами. Исследования показывают, что регулярные занятия дают устойчивый положительный эффект, позволяя улучшить качество жизни.

Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых

   Упражнения, которые позволяют увеличить ловкость пальцев, нужно делать абсолютно каждому человеку, ведь они позволяют:

  •      стимулировать воображение и развивать пространственное мышление;
  •     научиться принимать нестандартные решения;
  •     стать внимательнее и аккуратнее;
  •     быстро обрабатывать поступающий информационный поток, тренировать нейроны и предупреждать старение мозга;
  •     говорить разборчивее и правильно формулировать мысли, обрести навыки планирования;
  •     быстрее восстанавливать после сотрясений и других травм; 
  •     улучшать память и реализовать себя в творчестве.

   Гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, чрезвычайно полезна в пожилом возрасте. Ее часто используют при болезни Паркинсона, склерозе и других заболеваниях, чтобы остановить процесс деградации, стабилизировать психоэмоциональный фон и укрепить нервную систему, параллельно организовать интересный досуг.

Когда начинать развитие у детей?

   Мелкая моторика – это способность, которая естественным образом формируется у каждого ребенка с момента появления на свет.

Первыми проявляются хватательные навыки, затем малыш учится перекладывать вещи из одной руки в другую, потом тренируется выполнять более точные движения пальцами.

Специалисты утверждают, что в норме к 2 годам ребенок должен без проблем пользоваться ложкой и кисточкой, постепенно расширяя спектр выполняемых движений.

   Родителям нужно задуматься, как развить мелкую моторику рук у сына или дочки заранее, чтобы сразу после рождения понемногу применять полученные знания на практике.

Чем быстрее ребенок освоит простые упражнения, тем проще ему будет в школе и тем раньше он начнет четко и понятно разговаривать.

Добиться положительного эффекта получится, если превратить занятия  в игру и делать упражнения регулярно.

   На начальном этапе развитие мелкой моторики рук у детей может проводиться с помощью:

  •         Аккуратного поглаживания и массажа пальчиков с последующим растиранием;
  •         Игр, обучающих, как правильно держать предметы, например, с ребристыми игрушками и мячиками с неровной поверхностью;
  •         Гимнастика пальцев путем разрывания бумаги, игра с крупами и созданием фигур из пластилина;
  •         Отработка практических навыков (как застегивать пуговицы, как чистить зубы и мыть руки и т.д.).

   Родителям нужно быть рядом с ребенком во время освоения нового упражнения и поддерживать его, ведь сразу выполнить движения правильно получается очень редко. Среди других табу – повышение голоса и обещания, что-то купить или разрешить ребенку, если он справится с заданием.

Эффективные упражнения

   Способов, как развить мелкую моторику у ребенка и взрослого, достаточно много, что позволяет каждому выбрать то, что ему подходит.

Учитывать нужно, прежде всего, возраст и наличие физических проблем со здоровьем, а также количество свободного времени и предрасположенность к каким-либо видам творчества.

Особенность подобной гимнастики заключается в том, что можно обойтись без дорогостоящего инвентаря – чтобы отрабатывать движения, достаточно будет того, что есть в каждом доме: крупы, листы и кисточки, инструменты для рукоделия и т.д.

Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы развития мелкой моторики рук:

  • Рисование мелками, красками и карандашами.
  • Массаж и поглаживание ладоней.
  • Лепка из пластилина.
  • Пальчиковые игр.
  • Сборка паззлов.
  • Вырезание из цветной или обычной бумаги.
  • Вышивание.
  • Обучение игре не музыкальных инструментах.
  • Создание моделей самолетов, машинок и т.д.

   Кроме того, чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка или взрослого, можно завинчивать и развинчивать крышки разных форм и размеров, играть в ладушки, завязывать и развязывать шнурки, а также пересыпать и перебирать крупы. Даже после освоения базовых навыков нужно продолжать заниматься, ведь без тренировок многие навыки (особенно у детей и пожилых людей) могут атрофироваться.

Источник: https://trey.pro/base/347-kak-razvit-melkuyu-motoriku-ruk-u-vzroslogo-i-u-detei.html

Как восстановить мелкую моторику рук?

Нарушение моторики рук

Согласно научной статистике, у 70% пациентов, перенесших приступ инсульта, диагностируется нарушение мелкой моторики рук  различной степени сложности.

 У 50% двигательная функция верхних конечностей не восстанавливается даже спустя полгода после приступа.
Однако, многие пациенты, прилагая немалые усилия, восстанавливают двигательную функцию рук в полном объеме.

Какими же способами можно достичь восстановление движений рук после инсульта? Давайте рассмотрим основные способы.

Мелкая моторика. Что это такое?

Любые движения верхних и нижних конечностей производятся под контролем головного мозга. Соответственно, движения рук – это согласованные процессы

  • нервной,
  • двигательной
  • зрительной систем.

Мелкая моторика напрямую задействует внимание, память, воображение и другие умственные и психические функции головного мозга. Именно поэтому говоря о восстановлении мелкой моторики и координации, мы не можем не упомянуть о необходимости выполнения не только упражнений, влияющих на костно-мышечную деятельность, но и на развитие вышеперечисленных процессов.

Симптомы нарушений мелкой моторики

  • Снижение двигательной функции суставов, вследствие образования контрактуры;
  • Снижение или исчезновение выносливости и мышечной силы конечностей;
  • Потеря чувствительности кисти рук;
  • Нарушение координации вследствие общего распространения боли или отека.

Именно поэтому так важна необходимость постоянной работы над восстановлением мелкой моторики рук.

Разработка руки должна вестись ежедневно. Даже один пропущенный день может привести к таким неприятным осложнениям, как:

  • Декальцинация;
  • Отеки;
  • Атрофия мышц.

Важно помнить, что чем меньше временный промежуток между приступом и началом восстановительного лечения, тем эффективнее будет реабилитация верхних конечностей после инсульта.

Рассмотрим основные способы восстановления мелкой моторики и координации.

Массаж как средство восстановления движений рук после инсульта.

Массаж – это  эффективное средство, которое хорошо помогает восстановить рефлекторную дугу.

Регулярное проведение массажа кисти рук способствует усилению в них кровотока, что обязательно приведет к восстановлению чувствительности и способности к движению рук. С помощью лечебного массажа рук можно подавать сенсорные сигналы от конечности непосредственно в головной мозг, стимулируя нажатиями нервные окончания, которые во множестве расположены на пальцах рук.

Как восстановить мелкую моторику с помощью лечебной физкультуры (ЛФК)?

после травм Лечебная физкультура(ЛФК) – важный метод восстановления двигательной функции конечностей на всех этапах реабилитации.

  • профилактика образование контрактур;
  • устраняет осложнения;
  • является профилактикой последующего развития патологических процессов;
  • улучшает нервную проводимость и чувствительность рук;
  • способствует социальной адаптации к окружающему быту.

В настоящее время свою клиническую эффективность доказало применение тренажеров для восстановления мелкой моторики рук.

Использование специализированного оборудования для развития мелкой моторики имеет ряд неоспоримых преимуществ:

Преимущества тренажеров для восстановления мелкой моторики

  • восстановления двигательной активности происходит при помощи интерактивных программ. Упражнения проходят в игровой форме, что способствует мотивации пациента.
  • Тренажеры обеспечивают имитацию повседневных движений верхних конечностей (социальная адаптация);
  • Использование тренажера возможно дома, в комфортных условиях. Это очень удобно как для пациента, так и для его родственников.

    А также менее затратно, ведь нет необходимости оплачивать пребывание в дорогой клинике;

  • Телемедицина – Наличие выхода в Интернет, позволяет осуществлять удаленный контроль за пациентом.

  • Тренажер для реабилитации верхних конечностей обладает биологической активной связью

Исследования показывают, что функции верхней конечности являются жизненно важными для независимости человека и качества жизни. Терапия может улучшить функции верхней конечности у многих людей после инсульта и травм спинного мозга.

Повторяющиеся ежедневные целенаправленные упражнения приводят к значительным функциональным результатам.

Стоит обратить внимание, что такие тренажеры производятся и в России. Особенно хочется отметить инновационный механотерапевтический тренажер для реабилитации верхних конечностей Орторент-Моторика, который производит компания «Орторент».

Тренажеры обладает всеми преимуществами данного вида реабилитационного оборудования, при этом он дешевле западных аналогов. На сегодняшний день на прибор получено регистрационное свидетельство. Тренажер входит в «Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г.

N 1705н “О Порядке организации медицинской реабилитации” как «Оборудование для мелкой моторики с оценкой функциональных возможностей при помощи интерактивных программ» и «Изделия для восстановления мелкой моторики и координации с оценкой функциональных возможностей при помощи биологической обратной связи».

Источник: https://www.ortorent.ru/articles/kak-vosstanovit-melkuyu-motoriku-ruk

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: