Нарушение терморегуляции у новорожденного

Содержание
  1. Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция
  2. Теплопродукция в организме ребенка, детей
  3. Теплоотдача в организме ребенка, детей
  4. Температура тела ребенка, детей
  5. Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами
  6. Гипертермия у ребенка, детей
  7. Гипотермия (лечебная) новорожденного
  8. Скачать приложение для ANDROID / для iOS
  9. Скачать приложение для ANDROID / для iOS
  10. Первые признаки и лечение нарушения терморегуляции организма у ребенка
  11. Причины и симптомы
  12. Акклиматизация
  13. Повреждение гипоталамуса
  14. Вегетососудистая дистония
  15. Лечение и профилактика
  16. Что делать?
  17. Как помочь ребенку в летнюю жару?
  18. Как понять что ребенку холодно и мерзнет ли новорожденный дома, на улице, в коляске ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)
  19. Почему мерзнет нос
  20. В роддоме
  21. во время сна
  22. в ходе прогулки
  23. механизм терморегуляции
  24. Правила прогулки с грудничком
  25. Уход за малышом в первые дни
  26. Особенности терморегуляции новорожденных детей
  27. Механизм терморегуляции
  28. Уход за новорожденным
  29. Как определить, что младенец мерзнет?
  30. Как определить, что малыш перегревается?
  31. Тренируем систему терморегуляции

Особенности температуры тела ребенка, терморегуляция

Нарушение терморегуляции у новорожденного

Поддержание равенства теплопродукции и теплоотдачи в условиях изменения интенсивности метаболизма, двигательной активности организма ребенка и (или) температуры среды существования является одной из важнейших функций (первой) системы терморегуляции.

Величина температуры тела при достижении равенства величин теплопродукции и теплоотдачи могла бы устанавливаться на различных произвольных уровнях, но благодаря функции центральных — гипоталамических — центров терморегуляции эта величина температуры вполне определенная (меньше 37 град С).

Формирование центральными нейронными структурами гипоталамуса определенной величины регулируемой в данном организме температуры является второй важнейшей функцией системы терморегуляции.

Если обе эти функции выполняются успешно, то система терморегуляции обеспечивает решение главной ее задачи — поддерживает температуру мозга и других тканей «ядра» тела (печень, почки, мозг, работающие мышцы и др.) на относительно постоянном уровне.

Теплопродукция в организме ребенка, детей

Суммарная теплопродукция в организме состоит из первичной теплоты, выделяющейся в ходе постоянно протекающих во всех органах и тканях реакций обмена веществ, и вторичной теплоты, образующейся при расходовании энергии макроэргических соединений на выполнение мышечной работы и других функций. Теплопродукция в организме ребенка зависит от величины основного обмена, «специфически динамического действия» принимаемой пищи, мышечной активности и изменения интенсивности метаболизма, связанных с изменением температуры внешней среды. Метаболические процессы осуществляются с неодинаковой интенсивностью в различных органах и тканях, и поэтому вклад в общую теплопродукцию организма отдельных органов и тканей неравнозначен. Наибольшее количество тепла образуется в органах и тканях «ядра» организма: печени, почках, мозге, работающих мышцах.

Теплоотдача в организме ребенка, детей

Различаются следующие механизмы отдачи тепла организмом в окружающую среду: излучение, теплопроведение, конвекция, испарение влаги. Теплоотдача первыми тремя способами может осуществляться только при условии, когда температура поверхности тела выше, чем температура среды существования.

Теплоотдача за счет испарения влаги может осуществляться как при наличии положительной разницы температур поверхности тела и среды, так и в условиях более высокой температуры внешней среды. Теплоотдача путем испарения прекращается при 100 % насыщении внешней воздушной среды парами воды или в воде.

Все вышеперечисленные способы отдачи тепла подчиняются физическим законам.

За счет возникновения физиологических реакций организма на воздействие тепла, холода или существенное изменение теплопродукции можно оказать влияние на величину температуры поверхности тела, а тем самым на величину градиента температур между поверхностью тела и окружающей средой и величину теплоотдачи.

Этими реакциями являются сосудистые реакции — сужение или расширение поверхностных сосудов кожи.

Если расширения сосудов оказывается недостаточно для увеличения теплоотдачи (в условиях высокой внешней температуры), то стимулируется потоотделение, что создает дополнительные возможности для усиления теплоотдачи за счет испарения большего количества влаги с поверхности кожи и снижения температуры тела.

В условиях, когда при действии холода сужение сосудов оказывается недостаточным для снижения теплопотерь и предотвращения охлаждения организма, стимулируются физиологические реакции увеличения теплопродукции (сократительный и несократительный термогенез).

Таким образом, теплоотдача любым из способов является по своей природе пассивным физическим процессом, а физиологические терморегуляторные реакции сосудов или потоотделения лишь способствуют изменению условий рассеяния большего или меньшего количества тепла в окружающую среду и достижения баланса между величинами теплопродукции и теплоотдачи.

Кожа новорожденных и детей раннего возраста хорошо васкуляризована, и вследствие интенсивного притока нагретой крови к поверхности тела из внутренних органов температура кожных покровов у детей выше, чем у взрослых.

Кроме более высокого градиента температур между поверхностью тела и внешней средой у детей имеется еще ряд факторов, обусловливающих интенсивную теплоотдачу.

Это в 2 раза большая площадь поверхности тела на 1 кг массы тела, малая толщина кожи и ее низкие теплоизоляционные свойства, особенно при недостаточности подкожного жирового слоя.

Созревание у ребенка механизмов регуляции теплоотдачи отстает от развития механизмов регуляции теплопродукции и фактически завершается только к 7-8-летнему возрасту. Раньше (к 6 мес.-1 году) созревают механизмы регуляции теплоотдачи через реакции поверхностных сосудов.

Увеличение функциональной активности потовых желез и регуляция потоотделения развиваются у детей в более поздние сроки.

Запаздывание развития механизмов, контролирующих теплоотдачу, по сравнению с развитием механизмов регуляции теплопродукции обусловливает то, что при несоблюдении элементарных мер предосторожности или при развитии некоторых заболеваний перегревание детей первых месяцев и лет жизни более вероятно, чем их переохлаждение.

Состояния перегревания или переохлаждения детского организма особенно вероятны при контакте тела с водной средой (ванночки) или с другими физическими телами (холодный операционный стол и другие условия), когда рассеяние тепла осуществляется посредством теплопроведения. Интенсивность теплоотдачи при этом также зависит от градиента температур контактирующих тел, площади контактирующих поверхностей, времени теплового контакта и теплопроводности контактирующего тела.

Высокие скорости рассеянии, тепла и перегревания или переохлаждения тела ребенка достигаются при отдаче им тепла конвекционным потокам воздуха или воды. Обнаженные дети 1-го месяца жизни при температуре воздуха 30-34 град С отдают конвекционным потокам воздуха около 36 % тепла.

Высокой интенсивности теплоотдачи у детей способствует также рассеяние тепла посредством испарения влаги с поверхности тела и со слизистой оболочки дыхательных путей.

Решающую роль в изъятии тепла от внутренних органов и тканей, продуцирующих его в больших количествах, и предупреждении их перегревания играет циркуляция крови.

Кровь обладает высокой теплоемкостью, и за счет усиления или ослабления кровотока, направленного к поверхностным тканям, осуществляются перенос тепла к поверхности тела, ее согревание или охлаждение и создание условий для большей или меньшей отдачи тепла в окружающую среду.

Уровень регулируемой температуры тела устанавливается в организме гипоталамическими центрами терморегуляции.

Температура тела ребенка, детей

Плод, находящийся в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции.

Температура тела (ректальная) у здорового новорожденного составляет 37,7-38,2 град С, что на 0,1-0,6 град С выше температуры тела матери. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток.

В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5-2 град С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки, условия ухода за новорожденным. У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12-24 ч достигает 36-37 град С.

Ректальная температура у детей обычно на 0,3-0,5 град С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. После физических упражнений, особенно после бега, длительных прогулок и других нагрузок временное повышение ректальной температуры у детей больше, чем подмышечной, а разница температуры в этих областях может достигать 1 град С и более.

Характер суточных колебаний температуры тела, или циркадного ритма, у разных детей варьирует, но относительно постоянен у отдельного индивидуума.

Циклические суточные колебания температуры тела у здорового ребенка устанавливаются к 1,5-2 мес. жизни, что совпадает по времени с формированием суточных ритмов сердечных сокращений и частоты дыхания. У недоношенных детей суточная цикличность температуры устанавливается значительно позднее, чем у доношенных.

Относительная недостаточность теплопродукции у новорожденных, и особенно недоношенных, требует создания для них оптимального температурного окружения — термонейтральной зоны. Ее границами является диапазон температуры воздуха, окружающего ребенка, при котором нормальная температура тела поддерживается при минимальном напряжении механизмов теплопродукции.

У здоровых новорожденных детей практически не наблюдается снижения температуры тела ниже 36-36,1 град С. Снижение температуры ниже этого уровня обычно отражает несостоятельность энергетического обмена.

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами

Изменения температуры тела у детей могут быть вызваны различными причинами. Длительное влияние холода или жары может оказаться некомпенсированным еще недостаточно зрелыми механизмами терморегуляции и привести к значительному повышению (экзогенная гипертермия) температуры тела или ее снижению (экзогенная гипотермия), что часто возникает у недоношенных и незрелых детей.

Легко перегреваются при повышении температуры воздуха новорожденные, что обусловлено малой массой их тела, близостью значений температуры термоиндифферентной зоны и температуры тела, низкой функциональной активностью потовых желез. Перегреванию способствует также излишнее ограничение теплоотдачи одеждой.

При действии пониженной температуры воздуха у новорожденных усиливается теплопродукция, однако интенсивность этой реакции часто оказывается недостаточной для сохранения нормальной температуры тела, особенно при длительном воздействии холода.

Таким образом, среди важнейших особенностей терморегуляции у новорожденных можно выделить: более высокий уровень теплоотдачи по отношению к теплопродукции; ограниченную способность увеличивать теплоотдачу при перегревании, а также повышать теплопродукцию при охлаждении; неспособность реагировать лихорадочной температурной реакцией из-за слабой чувствительности нейронов гипоталамуса к действию лейкоцитарного и других эндопирогенов и содержанию в крови в высокой концентрации аргинин-вазопрессина, снижающего температуру тела.

Особенностью терморегуляции у новорожденных является отсутствие реакций повышения терморегуляционного тонуса и холодовой дрожи при понижении температуры тела. При быстром охлаждении у них возникают разнообразные некоординированные движения, сопровождаемые криком. Эта реакция служит сигналом для матери о необходимости устранить воздействие холода.

Критериями зрелости системы терморегуляции принято считать наличие у ребенка относительного постоянства ректальной температуры при температуре воздуха 20-22 град С; разницы между ректальной температурой и температурой в подмышечной впадине или между температурой кожи на груди и на стопах; суточной периодики температуры тела; температурной реакции при инфекционных заболеваниях (например, при гриппе).

Прививки ребенку от гриппа — детская поликлиника «Маркушка».

Гипертермия у ребенка, детей

Если интенсивность теплопродукции превышает способность организма отдавать тепло в окружающую среду, возникает гипертермия.

Вероятность возникновения гипертермии возрастает в условиях действия на организм внешней температуры, превышающей 37 %, при 100 % влажности воздуха, когда испарение пота или влаги с поверхности тела становится невозможным.

В случае продолжительной гипертермии может развиться тепловой удар.

Это состояние организма характеризуется покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.

Источник: http://mark-med.ru/stati/osobennosti-termoreguljacii-u-detej/

Гипотермия (лечебная) новорожденного

Нарушение терморегуляции у новорожденного

  • Версия для печати
  • Скачать или отправить файл

Утверждено на Экспертной комиссии

по вопросам развития здравоохранения

Министерства здравоохранения Республики Казахстан

https://www.youtube.com/watch?v=mDcKZ380Hhc

протокол № 10 от «4» июля 2014 года

Умеренная терапевтическая гипотермия – контролируемое индуцируемое снижение центральной температуры тела у больного до 32 —34°С, с целью снижению риска ишемического повреждения тканей головного мозга после периода нарушения кровообращения [1]

Доказано, что гипотермия оказывает выраженный нейропротективный эффект.

В настоящий момент терапевтическая гипотермия рассматривается как основной физический метод нейропротекторной защиты головного мозга, поскольку не существует ни одного, с позиций доказательной медицины, метода фармакологической нейропротекции.

Терапевтическая гипотермия входит в стандарты лечения: Международного Комитета Взаимодействия по Реанимации (ILCOR), Американской Ассоциации Кардиологов (AHA), а также клинические рекомендательные протоколы: Ассоциации Нейрохирургов России.

Применение умеренной терапевтическая гипотермии, для снижения рисков возникновения необратимых изменений в мозге, рекомендуется при следующих патологических состояниях:

• Энцефалопатии новорожденных

• Остановка сердца

• Инсульты

• Травматических поражений головного или спинного мозга без лихорадки

• Травмы головного мозга с нейрогенной лихорадкой

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Название протокола: Гипотермия (лечебная) новорожденного

Код протокола:

Код(ы) МКБ-10:

P81.0 Гипотермия новорожденного, вызванная факторами внешней среды

P81.8 Другие уточненные нарушения терморегуляции у новорожденного

P81.9 Нарушение терморегуляции у новорожденного неуточненное

Сокращения, используемые в протоколе:

ГИЭ – гипоксически-ишемическая энцефалопатия

КП – клинический протокол

CFM – мониторинг церебральных функций путем αЭЭГ

ЭЭГ – электроэнцефалография

αЭЭГ – амплитудно-интегрированная ЭЭГ

ЯМР – ядерно-магнитный резонанас

Дата разработки протокола: 2014 год

Категория пациентов: новорожденные (включая доношенных, переношенных и недоношенных)

Пользователи протокола: неонатологи, анестезиологи-реаниматологи (детский) педиатры, врачи общей практики

Мобильное приложение “MedElement”

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Мобильное приложение “MedElement”

Скачать приложение для ANDROID / для iOS

Клиническая классификация:

Терапевтическая гипотермия новорожденных – метод контролируемого охлаждения тела ребенка. Различают:

• Системная гипотермия;

• Краниоцеребральная гипотермия;

Терапевтическая гипотермия проводится детям с гестационным возрастом более 35 недель и массой тела более 1800 г.

Терапевтическая гипотермия снижает смертность и частоту неврологических нарушений у детей с гипоксически-ишемическим поражением головного мозга [1, 2]

II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ

Перечень основных и дополнительных диагностических мероприятий

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне: нет.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне: нет.

Минимальный перечень обследования, который необходимо провести при направлении на плановую госпитализацию: нет.

Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на стационарном уровне:
 

Методология терапевтической гипотермии

Перед началом лечения гипотермией следует ввести фармакологические средства для контроля дрожи.

Температура тела больного снижается до 32-34°С градусов и поддерживается на таком уровне 24 часа. Врачи должны избегать уменьшения температуры ниже целевого значения. Принятые медицинские стандарты устанавливают, что температура пациента не должна падать ниже порога в 32°C.

Затем температуру тела постепенно поднимают до нормального уровня в течение 12 часов, под контролем компьютера блока управления системы охлаждения/согревания. Согревание пациента должно происходить со скоростью не менее 0,2-0,3°С в час, чтобы избежать осложнений, а именно: аритмии, снижения порога коагуляции, повышения риска инфекции и увеличения риска нарушения баланса электролитов.

Методы осуществления терапевтической гипотермии:

Инвазивный метод

Охлаждение осуществляют через катетер, введенный в бедренную вену. Жидкость, циркулирующая в катетере, выводит тепло наружу, не попадая в пациента. Метод позволяет контролировать скорость охлаждения, устанавливать температуру тела в пределах 1°C от целевого значения.

Проводить процедуру должен только хорошо подготовленный и владеющий методикой врач.

Основным недостатком методики являются серьезные осложнения – кровотечения, тромбоз глубоких вен, инфекции, коагулопатия.

Неинвазивный метод

Для неинвазивного метода терапевтической гипотермии сегодня используются специализированные аппараты, состоящие из блока системы охлаждения / согревания на водной основе и теплообменного одеяла.

Вода циркулирует через специальное теплообменное одеяло или облегающий жилет на торсе с аппликаторами на ноги. Для снижения температуры с оптимальной скоростью необходимо покрыть теплообменными одеялами не менее 70 % площади поверхности тела пациента.

Для локального снижения температуры мозга используют специальный шлем.

Современные системы охлаждения / согревания с микропроцессорным контролем и обратной связью с пациентом, обеспечивают создание управляемой терапевтической гипо/ гипертермии. Прибор контролирует температуру тела пациента с помощью датчика внутренней температуры и корригирует ее, в зависимости от заданных целевых значений, изменяя температуру воды в системе.

Принцип обратной связи с пациентом обеспечивает высокую точность достижения и контроля температуры в первую очередь тела пациента, как во время охлаждения, так и во время последующего согревания. Это важно для минимизации побочных эффектов, связанных с гипотермией.

Нельзя проводить терапевтическую гипотермию новорожденных без инструмента для продолжительного динамического анализа мозговой активности, эффективно дополняющий систему мониторинга жизненных показателей.

Динамика изменения мозговой активности новорожденного, которую невозможно отследить при кратковременном ЭЭГ-исследовании, наглядно представляется при длительном мониторировании ЭЭГ с представлением на экране трендов амплитудно-интегрированной ЭЭГ (аЭЭГ), сжатого спектра и других количественных показателей ЦНС, а также исходного сигнала ЭЭГ по малому количеству отведений ЭЭГ (от 3 до 5).

Паттерны аЭЭГ имеют характерный вид, соответствующий различным нормальным и патологическим состояниям головного мозга.

Тренды аЭЭГ отображают динамику изменения амплитуды ЭЭГ при многочасовых исследованиях в сжатом виде (1 – 100 см/час) и позволяют оценить выраженность гипоксически-ишемических нарушений, характер сна, выявить судорожную активность и дать прогноз неврологического исхода, а также отслеживать изменения аЭЭГ при состояниях, приводящих к гипоксии мозга у новорожденных и наблюдать динамику состояния пациента при лечебных воздействиях.

Дополнительные диагностические обследования, проводимые на стационарном уровне:

аЭЭГ проводят через 3 часа и 12 часов при проведении процедуры терапевтической гипотермии.

Таблица 1. Типовые варианты схем отведений ЭЭГ при мониторинге церебральных функций

Таблица 2. Примеры паттернов аЭЭГ

Диагностические мероприятия, проводимые на этапе скорой неотложной помощи: нет.

Диагностические критерии

Жалобы и анамнез: смотрите КП «Асфиксия новорожденного».

Физикальное обследование: смотрите КП «Асфиксия новорожденного».

Лабораторные исследования: смотрите КП «Асфиксия новорожденного».

Инструментальные исследования: смотрите КП «Асфиксия новорожденного».

Показания для консультации узких специалистов:

Консультация детского невропатолога с целью оценки динамики состояния новорожденного до и после терапевтической гипотермии.

Дифференциальный диагноз: нет.

Цели лечения:

Снижение частоты тяжелых осложнений у новорожденного со стороны центральной нервной системы, после перенесенной асфиксии и гипоксии в родах.

Тактика лечения

Немедикаментозное лечение:

• уровень охлаждения при проведении краниоцеребральной гипотермии 34,5°С±0,5°С.

• уровень охлаждения при проведении системной гипотермии 33,5°С (рис. 3).

• поддержание ректальной температуры 34,5±0,5°С в течение 72 часов.

• длительность процедуры 72 часа.

• скорость согревания не должна превышать 0,5°С/часов

Медикаментозное лечение: нет.

Другие виды лечения: нет.

Хирургическое вмешательство: нет.

Дальнейшее ведение:

• Мониторинг состояния ребенка находящегося в ПИТ/ОРИТ.

• Диспансерное наблюдение у невропатолога в течение 1 года.

• Иммунизация профилактическими прививками по показаниям.

Индикаторы эффективности лечения и безопасности методов диагностики и лечения, описанных в протоколе:

• проведение гипотермии при лечении ГИЭ сочетается с меньшим поражением серого и белого вещества головного мозга.

• у большего числа детей, которым проводится гипотермия, отсутствуют изменения при ЯМР;

• общая гипотермия в момент реанимационных мероприятий уменьшает частоту летальных исходов, и умеренных и серьезных нарушений психомоторного развития у новорождённых с гипоксически-ишемической энцефалопатией вследствие острой перинатальной асфиксии. Это подтверждено на целом ряде мультицентровых исследований в США и Европе;

• селективное охлаждение головы вскоре после рождения может применяться для лечения детей с перинатальной энцефалопатией средней и легкой степеней тяжести для предотвращения развития тяжелой неврологической патологии. Селективное охлаждение головы малоэффективно при тяжелой энцефалопатии.

Показания для госпитализации с указанием типа госпитализации*** (плановая, экстренная):

Критерии группы «А»:

• Оценка по шкале Апгар ≤ 5 на 10 минуте или

• Сохраняющаяся потребность в ИВЛ на 10 минуте жизни или

• В первом анализе крови, взятом в течение первых 60 минут жизни, (пуповинной, капиллярной или венозной) рН

Источник: https://diseases.medelement.com/disease/%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/13968

Первые признаки и лечение нарушения терморегуляции организма у ребенка

Нарушение терморегуляции у новорожденного

Довольно часто у детей может наблюдаться постоянно повышенная или наоборот, пониженная температура тела при отсутствии видимых причин какой-либо болезни. Ваше чадо не простужено, все его возможные анализы в норме, врач-педиатр методом дифференциальной диагностики не может выявить явную причину такого состояния? Тогда, скорее всего, у вашего ребенка нарушение терморегуляции организма.

Причины и симптомы

Симптомы нарушения терморегуляции у детей обычно проявляются смазано — явным из них принято считать постоянно высокую или низкую температуру, по сравнению с нормой, а также регулярные её колебания в установленных пределах. Также, малыш может чувствовать постоянный озноб, головокружение и прочие негативные состояния.

Сопровождающий это состояние физиологический процесс, связан с особенностями работы центральной нервной системы, которая даёт сигнал всем органам на температурную коррекцию в зависимости от обстоятельств.

Главными причинами нарушений терморегуляции у детей принято считать вегетососудистую дистонию, акклиматизацию к новым условиям проживания/внешней среде и повреждения гипоталамуса.

Акклиматизация

Вы переехали на новое место с другим климатом или же съехали с сельского дома в огромный шумный мегаполис. Резкое изменение условий проживания или климата, всегда запускает процесс акклиматизации, которые бывает весьма длительным, вплоть до нескольких лет.

Повреждение гипоталамуса

Данная проблема может быть как врождённой, так и приобретенной.

Практически всегда при заболеваниях гипоталамуса нарушается температурная регуляция, наблюдается повышенное потоотделение, в некоторых случаях — несистемная тахикардия.

В зависимости от поврежденной области и её размера, ребенок может страдать самыми разнообразными синдромами психологического или физиологического характера.

Однако повреждения гипоталамуса часто диагностируются еще в младенческом возрасте, поэтому если у вашего чада нет такой проблемы, то почти наверняка, у ребенка выявят вегетососудистую дистонию.

Вегетососудистая дистония

Данный полисиндром — как болезнь призрак. Его очень сложно определить методами классической диагностики, поскольку в большинстве случаев симптомы проблемы схожи с привычными заболеваниями и расстройствами.

К основным её клиническим проявлениям, относят разнообразные вегетативные расстройства, учащенное или пониженное сердцебиение, легкие нарушения системной невралгии, регулярные проблемы с дыханием и кардиалгии.

Маленький больной часто ощущает жар на лице, боли в суставах, у него нарушен сон, руки и ноги быстро замерзают вне зависимости от погодных условий.

Вегетососудистую дистонию можно лечить только под наблюдением квалифицированного врача, а сам курс лечения может быть очень длительным, вплоть до нескольких лет.

Лечение и профилактика

Итак, мы выяснили, какие же основные причины могут вызывать нарушения терморегуляции у детей. Если с акклиматизацией всё более-менее ясно, нарушения и поражения гипоталамуса легко диагностируются современными методами магнитно-резонансной томограммы, то, как быть с вегетососудистой дистонией?

В первую очередь, подавите в себе соблазн приёма разрекламированных лекарств и исключите методы самолечения — заниматься этой проблемой должен исключительно специалист, который подбирает необходимый перечень и лекарств и назначает медикаментозную и физиотерапевтическую терапию в каждой отдельном индивидуально случае, в зависимости от состояния маленького пациента. Ваша основная задача — это уменьшение влияния ВСД на нормальную жизнь ребенка и предупреждение дальнейшего прогрессирования проблемы с нарушением терморегуляции организма.

Что делать?

  1. Кардинально пересмотрите ежедневное меню ребенка, существенно ограничив употребление мучного, соленого и жирного. Максимально расширьте рацион за счёт продуктов, богатых на магний, кальций и калий, а также полиненасыщенных жирных кислот — это овсяная каша, орехи, шиповник, соя, салат и изюм.
  2. Нормализируйте сон ребенка, давая ему отоспаться не менее десяти часов в сутки. Максимальное время у телевизора или компьютера — один час в день.
  3. Организуйте регулярные прогулки на свежем воздухе, не менее четырёх часов ежесуточно.
  4. Детям с нарушениями терморегуляции, необходимы укрепляющие занятия в группах здоровья, подвижные и активные виды спорта, а особенно плавание и настольный теннис. Исключите нормативные нагрузки и выдающиеся результаты — они требуют максимальной концентрации всех сил организма и подрывают здоровье.
  5. Не стоит забывать и о физиологических процедурах в виде электрофореза, а также закаливания — это отличная тренировка ЦНС и всего организма. Полезен будет также целебный массаж.
  6. В осенне-зимний период давайте чаду витаминные поликомплексы, интерферон и хорошие гомеопатические средства, повышающие иммунитет.

К полноценному медикаментозному лечению детей в случае наличия вегетососудистой дистонии и соответственно, нарушений терморегуляции организма, прибегают лишь в отдельных случаях, когда синдром существенно влияет на качество жизни и напрямую угрожает здоровью маленького пациента.

Запомните — данная проблема больше лежит в области неврологии, чем физиологии, от неё тяжело избавиться только лишь при помощи таблеток и лекарств!

Как помочь ребенку в летнюю жару?

Источник: http://www.doctorfm.ru/zdorove-rebenka/pervye-priznaki-i-lechenie-narusheniya-termoregulyacii-organizma-u-rebenka

Как понять что ребенку холодно и мерзнет ли новорожденный дома, на улице, в коляске ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Нарушение терморегуляции у новорожденного

У людей теплопродукция осуществляется при помощи произвольных мышечных движений, непроизвольных сокращений мышечных волокон (дрожь при замерзании) и при помощи образования тепла «немышечным термогенезом». У новорожденных детей основным источником образования тепла является процесс окисления запасов бурого жира, которого у новорожденных примерно 7-8% (у взрослых его нет совсем).

Он расположен на шее, около лопаток, в области грудины, около почек. Запасы бурого жира постепенно начинают формироваться у ребенка примерно с 28 недель внутриутробного существования. Именно с этого времени малыш уже будет пытаться образовывать тепло и поддерживать температуру тела, если родится ранее времени.

А вот механизмы мышечного дрожания выражены слабее – новорожденные почти не дрожат при замерзании, и усиление окислительных процессов при этом механизме не так активно. Если дети замерзают – они начинают плакать и активно машут конечностями, включается механизм активной продукции тепла.

Для поддержания правильной температуры тела необходимо не только производить тепло, но и выделять его в окружающую среду, чтобы предотвратить перегрев. Теплоотдачу регулирует нервная система за счет изменения тонуса сосудов – чтоб отдать избыток тепла, сосуды кожи расширяются и теплая кровь приливает к поверхности.

Процессы теплоотдачи, осуществляются при помощи четырех основных механизмов. Основным является конвекция – теплообмен между организмом малыша и воздухом или водой.

Именно поэтому для малышей важно поддерживать определенный микроклимат в детской или ванной комнате.

Нужно помнить, что у новорожденных сильные потоки воздуха могут вызвать значительные потери тепла, им важно избегать сквозняков в доме и сильного ветра на прогулке.

Вторым механизмом отдачи тепла является передача его от поверхности тела к другим предметам и поверхностям. Избегайте укладывания обнаженного ребенка на металлические чаши весов без теплой пеленки, старайтесь чтобы ребенок не контактировал с холодным поверхностями – не касался постоянно ручками стен, металлических деталей кроватки или коляски.

Отдача тепла осуществляется и путем излучения в инфракрасном диапазоне, идущем из глубины тела. Если окружающая среда намного прохладнее тела, излучение осуществляется во внешнюю среду достаточно активно. При повышении температуры среды до температуры тела ребенка (например, в жару) она практически прекращается.

А вот если рядом будут холодные стены или окно, потери тепла будут очень сильными, в том числе и в центре тела.

Помочь предотвращению подобных потерь может пеленание и одевание малыша, согревание его телом мамы.

Кроме того, у новорожденных, особенно недоношенных, потери тепла наибольшие в области головки – он требует одевания шапочки или расположения в кроватке головой от стены.

Основным видом потери тепла у новорожденных является испарение – они могут терять влагу с кожи и легких, при выдохе. Ребенок рождается влажным, и его температура за счет испарения амниотической жидкости за первые минуты жизни снижается на 1-2 градуса. Это рефлекторно стимулирует первый вдох, но не должно приводить к переохлаждению малыша.

Почему мерзнет нос

В большинстве случаев прохладный нос у ребенка означает то, что у него полноценно работает терморегуляция. Также это может говорить о том, что у крохи проблемы с кровообращением, которые также нередко являют собой часть нормы. Здесь причина кроется в том, что не все органы полностью закончили свое формирование. С возрастом проблема должна исчезнуть.

Существует множество причин, почему ребенок мерзнет:

  1. Слишком холодная или теплая одежда.
  2. Тесная одежда и обувь.
  3. Нарушение процессов терморегуляции. В младенческом возрасте это норма. Главное, чтобы в будущем малыш смог самостоятельно поддерживать правильную температуру тела.
  4. Заболевания эндокринной системы. Это маловероятно в таком возрасте. Но при пониженной функции щитовидной железы температура тела снижается. При этом наблюдаются и другие проявления, например, ребенок слишком быстро набирает вес.

В роддоме

набор причин, по которым у малыша может быть прохладным нос в роддоме, очень разнообразный, начиная недостаточным отоплением и заканчивая более серьезными проблемами. система терморегуляции младенца недостаточно развита, поэтому относительно комфортные для взрослого 18-20 градусов могут оказаться холодными для малыша. поэтому родитель не чувствует холода, а ребенок подмерзает.

новорожденный малыш в холоде

важно! если у ребенка холодный носик в доме для родов, можно всегда обратиться к врачу, который объяснит, стоит ли волноваться.

во время сна

если у ребенка мерзнет нос во время сна, здесь тоже не всегда нужно беспокоиться. в этот период метаболизм снижается, температура тела может падать на целый градус. если также мерзнут ручки, ножки, это может говорить о проблемах с периферическим кровообращением.

новорожденная кроха в тепле

чтобы проверить, насколько переживания обоснованы, необходимо наблюдать за теплотой кожи ребенка в течение дня в различных ситуациях: на прогулке, во время игры, приема пищи и так далее. нужно регулярно посещать врача, который, скорее всего, скажет, что поводов для волнения нет.

в ходе прогулки

если нос ребенка становится ледяным в ходе прогулки осенью, весной и зимой, в большинстве ситуаций переживать не нужно. он по своим анатомическим особенностям мерзнет больше, чем остальные части тела. причина – постоянно циркулирующий холодный воздух. также это выступающая часть тела, которая имеет большую теплопроводность.

существует большой спектр причин, по которым у ребенка есть проблемы с мерзнущим носом. наиболее часто так происходит в следующих случаях:

  1. недоношенность. даже у доношенного младенца система терморегуляции довольно слабенькая.
  2. сбои в работе эндокринной системы.
  3. проблемы с сердечно-сосудистой системой.
  4. начало респираторных инфекций.
  5. индивидуальные особенности организма.
  6. холодно в квартире. это одна из самых частых причин, по которым у грудничка холодные щеки дома.
  7. стрессы. в этом состоянии происходит отток крови от лица к мозгу.

к смене температурного режима, как правило, более чувствительны дети до 3 месяцев. все системы организма новорожденного еще находятся в стадии формирования, в том числе и терморегуляционная функция. кроха быстро согревается, но с такой же скоростью тело отдает тепло при понижении температуры. и переохлаждение, и перегрев чреваты ухудшением самочувствия.

к тому же младенец еще не может сказать, что же его беспокоит. поэтому родителям придется разобраться, в чем причина недовольного крика малыша.

спящий новорожденный обычно не мерзнет, так как нормальная его температура чуть превышает привычные для взрослых 36,6.

да и слишком заботливые мамы укутывают малыша на ночь одеялом, боясь, что без движения ему станет холодно в течение ночи. допускать перегрева не стоит, это чревато потницей, сухостью во рту, беспокойным сном.

во время патронажа новорожденного многие медсестры и детские врачи сокрушаются по поводу слишком жаркого и сухого воздуха в квартире.

мама настолько озабочена тем, чтобы младенцу было тепло, что забывает о рекомендованных 19-22 градусах, вполне комфортных и для ребенка, и для взрослого.

к тому же следует обеспечить и достаточный уровень влажности в детской (от 50 до 70%), чтобы в сочетании с перегревом или переохлаждением не простудить малыша.

механизм терморегуляции

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

У детей первого месяца жизни тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу.

В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу.

У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.

Правила прогулки с грудничком

  • Не рекомендуется гулять с грудным ребенком в сильный мороз, при сильном ветре или высокой влажности, в сильную жару, в метель;
  • Нельзя гулять с малышом, если он заболел. Однако в период выздоровления, когда температура уже спала, а боль и слабость прошли, рекомендуются непродолжительные прогулки на свежем воздухе. Это ускорит выздоровление, быстрее восстановит организм и укрепит иммунитет после болезни;
  • Первая прогулка с новорожденным может быть совершена уже через неделю после появления малыша на свет. Однако важно учитывать погоду. Если на улице слишком холодно или жарко, лучше отложить прогулку;
  • В первое время зимой можно гулять по 10-20 минут, летом – не дольше получаса. Постепенно увеличивайте продолжительность прогулок на пять-десять минут;
  • Когда малыш уже привыкнет к свежему воздуху и новым условиям, в комфортную погоду рекомендуется выходить гулять по два-три раза в день. При этом время прогулки может составлять 1,5-2 часа;
  • Одевайте ребенка по погоде. Не выбирайте тесную и слишком жаркую одежду. При этом она не должна быть и слишком свободной. Чем младше ребенок, тем меньше должно оставаться свободных участков тела без одежды.

Уход за малышом в первые дни

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой. Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Центр терморегуляции находится в гипоталамусе, особом отделе, расположенном в глубине мозга. Он реагирует на температуру притекающей к нему крови и концентрацию особых химических веществ – гормонов, пирогенов и медиаторов.

В ответ на информацию от периферии организма он посылает импульсы, регулирующие процессы теплопродукции и теплоотдачи.

Таким образом, терморегуляция осуществляется на уровне вегетативной нервной системы – то есть автономно (не зависимо от нашего разума).

Из-за испарения околоплодной жидкости новорожденный может резко охладиться. Поэтому после рождения его промакивают теплыми стерильными пеленками и кладут на грудь матери, накрывая и надевая шапочку. Если ребенок доношен, нахождение его голым при 25 градусах равносильно нахождению обнаженного взрослого при нулевой температуре.

Если в комнате слишком прохладно, мышцы ребёнка начинают напрягаться, желудок оказывает давление на диафрагму. В результате у крохи наблюдается приступ икоты. Но это не означает, что ему холодно. Потому скорее укутывать его теплее не стоит. Подобная реакция организма свидетельствует, что он может адаптироваться к температурным изменениям. Это признак хорошего развития младенца.

Икота может возникнуть и по другим причинам:

  1. Чрезмерное кормление. Если перекормить новорождённого смесью, он может начать икать.
  2. Понижение температуры тела.
  3. Заглатывание воздуха.

Если ребёнок съедает смеси больше, чем полагается, его желудок начинает быстро растягиваться и наполняться. В результате появляются судороги диафрагмы, провоцирующие икоту.

При кормлении грудью подобной ситуации удаётся избежать. Это связано с лёгким усвоением молока матери. Благодаря этому не возникает сильного давления на желудок, который ещё не полностью окреп.

Важно строго придерживаться дозировки при кормлении смесью. Не стоит пренебрегать правилами, указанными на баночке.

Когда мама кормит грудью, ребёнок может плохо её захватить, в результате чего вместе с молоком он глотает воздух, что и приведёт к икоте. Необходимо исправить захват груди и помочь ребёнку сделать это правильно. Тогда он не будет икать и станет своевременно набирать вес.

Источник: https://vsem-interesno.net.ru/novorozhdennyy-merznet-doma/

Особенности терморегуляции новорожденных детей

Нарушение терморегуляции у новорожденного

Работа систем новорожденных детей еще не стабильна: кишечник только начинает заселяться микрофлорой, глаза учатся видеть, а уши — слышать. Не налажена и терморегуляция грудничков, привыкший находиться в теплой утробе, организм малыша еще не скоро приспособится к новым условиям.

Механизм терморегуляции

Система терморегуляции позволяет нам поддерживать постоянную температуру тела при разных условиях за счет определенных механизмов.

Если окружающая среда прохладная, начинается активное расщепление жиров и углеводов, образующее энергию, которая идет на обогрев. Когда этого механизма не хватает, чтобы держать нужную температуру тела, подключаются мышцы, — за счет их дрожи человеку становится теплей.

Если же вам жарко, то для охлаждения организм направляет кровь ближе к коже. Таким образом, расширяются сосуды у поверхности тела, и лишнее тепло отдается окружающей среде. Если этих мер не достаточно, начинают действовать потовые железы, и влажная кожа охлаждается быстрей.

У новорожденных детей такая система еще не отлажена, поэтому младенец может быстро переохладиться и перегреться, в зависимости от температуры воздуха и количества одежды, надетой на него.

У детей первого месяца жизни тепло образуется из запасов бурого жира, накопленного организмом за последнюю треть внутриутробного периода. Используя этот источник энергии, малыш может немного поддерживать температуру своего тела. Механизма дрожания у новорожденных детей еще нет, поэтому ребенок инстинктивно будет согреваться за счет активного движения конечностей.

Потоотделение у новорожденных детей еще не функционирует как следует, поэтому дети довольно легко перегреваются в жару.

Ребенок может вспотеть, когда он неправильно одет, но испарения в таком случае у младенцев не происходит, поскольку влага остается под одеждой, а следовательно, охлаждение тела не получается.

Во взрослом организме активное участие в процессе терморегуляции принимают кровеносные сосуды. Если человеку жарко — они расширяются, кровь приливает к поверхности кожи и лишнее тепло уходит наружу.

В холоде, наоборот, сосуды сужаются, не пуская кровь к периферии и не позволяя охлаждаться телу.

У новорожденных детей подкожный слой жира еще слишком тонкий, и он не способен удерживать тепло внутри тела, даже если кровеносные сосуды сузятся.

Уход за новорожденным

Переохлаждение очень вредно для новорожденных детей. Если малыш замерзнет, защита слизистых носа и ротовой полости снизится, а в кишечнике и легких пробудятся присутствующие там микробы. Снижение температуры тела на 2,5 градуса непременно приведет к серьезным нарушениям обмена веществ, которые могут вызвать смерть младенца.

При перегреве также снижаются защитные функции организма новорожденного, а на его коже возникают потнички, аллергии и дерматиты. Отмечается, что из-за недостатка тактильных ощущений у постоянно укутанных детей возникает отставание в развитии.

Вы должны контролировать, комфортно ли малышу в той одежде, что вы на него надели, трогая его шейку или носик. Если они прохладные — значит новорожденный мерзнет, если горячие или влажные — малыша следует раздеть, вытереть насухо и облачить во что-то полегче.

Чтобы следить за тем, не перегревается ли ребенок, вам следует постоянно проверять его с помощью градусника. Температура у новорожденных детей порой может достигать 37,5 градусов, и это вполне нормальные цифры. После эпизода плача шкала градусника может подняться до устрашающих значений, но спустя 5-10 минут температура обычно приходит в норму.

Как определить, что младенец мерзнет?

  • малыш бледнеет;
  • синеет носогубный треугольник;
  • новорожденный беспокоится или, наоборот, слегка заторможен.

Чтобы быстро согреть малыша, прижмите его к себе, создав кожный контакт, — живое тепло вашего тела лучше всего согреет замерзшего грудничка, у которого терморегуляция пока еще не совершенна.

Как определить, что малыш перегревается?

Как правило, состояние перегрева можно определить, измерив температуру новорожденного. Если малыш не плакал, но она резко повысилась до 38-39 градусов, при этом шея грудничка горячая и влажная, а сам он одет в теплую одежду — немедленно раздевайте ребенка.

Состояние перегрева также характеризуется покраснением кожных покровов ребенка, апатией и отказом от еды. Если вы вовремя не заметите, что малышу жарко, его мозг может запустить защитную реакцию, — младенец уснет, причем сон его будет довольно длительным.

Заметив признаки перегрева, незамедлительно разденьте ребенка и напоите его грудным молоком, смесью или водой. Пропотев, малыш потерял много влаги, и во избежание обезвоживания, вам нужно дать ему побольше жидкости. Если через полчаса температура грудничка не снизится, вызовите врача.

Тренируем систему терморегуляции

Со временем терморегуляция придет в норму, и малыш будет справляться с перегревом и переохлаждением с помощью механизмов собственного тела. А пока вам придется внимательно следить за тем, комфортно ли новорожденному, и переодевать его, если это не так.

Чтобы система терморегуляции заработала как можно скорей, вам нужно помогать малышу подстраиваться под изменения температуры окружающей среды.

  • дома можете не надевать на новорожденного чепчик, рукавички и носочки, так его тело будет дышать;
  • тщательно подбирайте одежду для прогулок и контролируйте, не жарко ли малышу или не замерзает ли он;
  • подбирайте головные уборы по погоде, чтобы головка младенца не потела — ее перегрев негативно скажется на работе нервной системы и развитии малыша;
  • не забывайте о пользе закаливания, если температура в комнате комфортная — раздевайте ребенка и давайте ему полежать некоторое время голышом;
  • прогулки нужно устраивать в любую погоду хотя бы ненадолго, так организм младенца быстрей приспособится к перепадам температур;
  • температура в комнате, где спит и кушает новорожденный, в первый месяц его жизни должна составлять порядка 25 градусов, постепенно она должна понижаться и к полугоду быть около 20 градусов;
  • температура воды для купания должна быть идентичной температуре тела новорожденного малыша, по мере его взросления водичка будет становиться прохладней;
  • дома одевайте грудничка, как и себя — если вы ходите дома с коротким рукавом, не кутайте младенца в теплые вещи;
  • при прогулке в теплое время года складывайте козырек коляски, чтобы воздух внутри нее не застаивался и не перегревался.

Источник: https://NewBabe.ru/zdorove/termoregulyaciya-novorozhdennyh-detej.html

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: