Наследственность это способность

Содержание
  1. Что такое наследственность и изменчивость?
  2. Начало науки генетики
  3. Вопросы для самопроверки
  4. Ответы
  5. Генетика способностей и талантов человека
  6. Генетика и спорт
  7. Риск травм
  8. Генетика и способности человека
  9. Хорошая память
  10. Психика
  11. Таланты
  12. Этапы исследования
  13. Расшифровка
  14. Наследуется ли интеллект детьми
  15. Роль генов
  16. Факторы, предопределяющие уровень IQ
  17. Происхождение интеллекта
  18. IQ меняется на протяжении жизни
  19. Наследование IQ не означает гарантию интеллектуальных детей
  20. Не переоценивается ли наследственность интеллекта?
  21. Выводы
  22. Наследственность. Основные понятия
  23. Ген и аллели
  24. Доминантные и рецессивные признаки и аллели
  25. Гомозигота и гетерозигота
  26. Фенотип и генотип
  27. Скрещивание (гибридизация)
  28. Конспект
  29. Генетика: задачи, методы, понятия, символика
  30. Основные генетические понятия
  31. Генетическая символика
  32. Наследственность и изменчивость
  33. Хромосомнаятеориянаследственности

Что такое наследственность и изменчивость?

Наследственность это способность

Наследственность — это способность организмов передавать потомству свои признаки и особенности развития. Наследственная информация заложена в генах.

Обычно каждый ген, отвечающий за какой-либо признак, находится в двойном экземпляре, на каждой из гомологичных (парных) хромосом.

Конечно, признаки бывают разными, например, ген на одной хромосоме отвечает за светлые волосы, а на другой тот же ген отвечает за темный цвет волос.

Разумеется, все гораздо сложнее, и за один признак нередко отвечают несколько генов. Такая наследственность называется полигенной, в отличие от моногенной, когда один ген отвечает за один признак. Гены, а значит и признаки, бывают доминантными (проявляются в одном экземпляре) и рецессивными (проявляются в двух экземплярах).

Нередко потомки отличаются от родителей, приобретая новые свойства. Да и известные признаки комбинируются по-разному. Кроме того, среди представителей одного вида имеется разнообразие.

Есть светловолосые и темноволосые люди, кареглазые и синеглазые, а у животных рисунки на шерсти отличаются друг от друга.

Такое разнообразие признаков среди представителей одного вида и способность потомков приобретать новые признаки называется изменчивостью.

Изменчивость бывает наследственной и ненаследственной (модификационной).

Наследственную, или генотипическую, изменчивость определяют разные мутации (изменения последовательности нуклеотидов в ДНК), их разнообразные комбинации в поколениях.

Наследственная изменчивость, которая вызвана появлением мутаций, называется мутационной, а та, что обусловлена дальнейшей рекомбинацией (разными сочетаниями) генов, называется комбинативной.

Модификационная изменчивость — изменение фенотипа в результате воздействий окружающей среды, которое носит приспособительный характер. Генотип при этом остается неизменным.

Примеры модификационной изменчивости можно найти повсюду. Например, у человека при подъеме в горы в крови увеличивается количество эритроцитов, переносящих кислород. Так облегчается дыхание. Под воздействием ультрафиолетового солнечного излучения загорает кожа, под воздействием тренировок развиваются мышцы.

Бабочки-нимфалиды и колорадские жуки, развивающиеся при различной температуре, обретают разную окраску, а зайцы и белки весной и осенью сменяют шубку.

Заяц-беляк в летнем и зимнем «нарядах»

У растений можно привести пример, когда равнинные виды, выращенные в горах, становятся низкорослыми, а строение подводных и надводных листьев у стрелолиста и водного лютика отличается.

Таким образом, генотип (совокупность генов) формирует разные фенотипы (совокупность признаков). Эта способность называется нормой реакции.

Таков пример изменчивости, которая, как и наследственность, служит предметом науки генетики.

Нормальные и мутировавшие эритроциты при серповидноклеточной анемии

Эритроциты — красные клетки крови, в которых находится гемоглобин, переносящий кислород. Обычно гемоглобин имеет вполне компактную форму и легко помещается в клетках, которые имеют форму двояковогнутых дисков.

Но в случае мутации гена, отвечающего за его синтез, когда заменяется лишь одна аминокислота, форма молекулы меняется, она становится длинной и меняет форму клетки. Клетка становится серповидной.

Мутантный гемоглобин плохо переносит кислород, и у человека развивается анемия — малокровие. 

Начало науки генетики

Интерес к проблеме сходства и отличий между родителями и детьми проявляли уже ученые Античности. Однако наука о наследственности и изменчивости — генетика — зародилась лишь в конце XIX в.

Начало ей положил Грегор Мендель, который провел множество экспериментов, изучая наследственные признаки у гороха.

Например, он выяснил, что при скрещивании растений с желтыми и зелеными горошинами получаются желтые, а при скрещивании гибридов между собой желтые и зеленые горошины получаются в соотношении 3:1.

Распределение признака цвета при скрещивании гороха с желтыми и зелеными горошинами

На основе этих наблюдений Мендель вывел важные законы. Первый закон говорит о единообразии признака в первом поколении. Второй гласит, что во втором поколении наблюдается расщепление признаков: по фенотипу это сочетание 3:1, а по генотипу — 1:2:1 (из трех желтых горошин в двух содержатся гены зеленого цвета в скрытом, рецессивном состоянии).

Согласно третьему закону гены наследуются независимо друг от друга. Мендель выбирал для исследования конкретные признаки, которые не имеют промежуточных форм. Позднее оказалось, что каждый из признаков, которые изучал Мендель, обусловлен одним геном, а эти гены расположены на разных хромосомах и действительно наследуются независимо.

Потому и получились такие точные сочетания.

Маленькая плодовая мушка дрозофила стала объектом серьезных генетических исследований, позволивших сделать важные открытия

Дрозофил специально выращивают в пробирках, подкармливая личинки питательным раствором

В начале XX в. выяснилось, что многие признаки наследуются сцепленно. Томас Хант Морган предположил, что гены, определяющие сцепленные признаки, находятся на одних и тех же хромосомах, и чем ближе они расположены, тем чаще наследуются вместе. Исследуя наследственные признаки у мушки дрозофилы, Морган составил карты хромосом. Так стала развиваться наука генетика.

Нередко бывает так, что дети похожи не на родителей, а на бабушек и дедушек. Это происходит потому, что некоторые признаки могут проявляться только через поколение.

Они называются рецессивными, и у родителей находятся в скрытом, подавленном состоянии. Но если такой рецессивный ген ребенок получает от обоих родителей, то в двойном экземпляре он проявляется.

И поэтому у темноволосых родителей может родиться светловолосый ребенок.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие гены проявляются в единственном экземпляре, а какие — в двух?
  2. Что вызывает наследственную изменчивость?
  3. Происходят ли изменения генов у зайца, когда он меняет цвет шубки?
  4. Чем генотип отличается от фенотипа?
  5. Изучение каких организмов помогло зародиться генетике?

Ответы

  1. В единственном экземпляре проявляются доминантные гены, а в двух — рецессивные.
  2. Наследственную изменчивость вызывают мутации и рекомбинации генов.
  3. Нет, это не наследственная модификационная изменчивость, которая помогает зайцу приспособиться к изменению внешних условий.
  4. Генотип — это совокупность генов, а фенотип — совокупность признаков, при этом далеко не все гены проявляются.
  5. Зарождению генетики как науки способствовало изучение гороха и дрозофилы.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/biologiya/kak_nasleduyutsya_priznaki.html

Генетика способностей и талантов человека

Наследственность это способность
Талант – это сложная структура из набора навыков и вложенного труда. Наследственность не может гарантировать определенных результатов в какой-либо деятельности. Но, наличие генетической предрасположенности к развитию физических навыков, дает человеку преимущество.

В Китае генетика способностей стала обязательной частью спортивной карьеры – каждый, кто хочет заняться спортом в Поднебесной, должен пройти тест ДНК на способности и таланты.

В мире есть множество самых разнообразных занятий и профессий.

Необходимо потратить много времени и средств, что бы самостоятельно попробовать на практике хотя бы их небольшую часть. Не говоря уже о том, что во многих видах спорта возраст играет важную роль, и чем раньше начать серьезные тренировки, тем лучше.

Решением этой проблемы выбора и занимается генетика способностей человека.

Еще век назад выбор спортивной карьеры мог быть строгим решением отца, тоже нередко профессионального спортсмена.

Так же и в мире искусств, успешные родители пытались привлечь своего ребенка к семейному бизнесу. Сегодня генетика может подтвердить, что такое воспитание генетически было оправданно.

Развитие в роду одного и того же потенциала из поколения в поколение приводит к его закреплению, и наследуемости.

Если же ярких проявлений определенных талантов в ближайшем родственном окружении нет и это не отследить в поколениях, ДНК тест поможет заполнить все пробелы.

В поисках талантов больше не надо пробовать всё и стараться везде успеть, или вспоминать, какими достижениями был прославлен прадедушка – анализ в специализированной клинике подробно расскажет о генетических особенностях вас и ваших детей.

Генетика и спорт

В различных спортивных дисциплинах свои требования к личным качествам спортсмена: где-то это сила, где-то ловкость и выносливость и т.д. Профессиональному пловцу и ныряльщику за жемчугом требуются различные навыки для достижения успехов в своей деятельности, хоть внешне их занятия и схожи.

В такой большой разности человеческих умений эта разность является, как проблемой, так и перспективой развития ДНК-тестирования.

Исследования в области взаимодействия генов и их влияния на способности человека не прекращаются ни на минуту.

Уже сегодня, сделав  ДНК тест ребенка, вы можете узнать, что он больше предрасположен к силовым нагрузкам, когда вы хотели отдать его в легкую атлетику. Тестирование помогает легко выявлять детские таланты.

Современные исследования в области генетики единогласно приходят к выводам о большом влиянии наследственности на жизненные достижения человека.

Только среди выдающихся спортсменов 70% это люди с генетической предрасположенностью к этому успеху.

Но не стоит забывать и о том, что другие 30% добились тех же результатов только благодаря своей целеустремленности и труду, и кто знает, как бы изменилась расстановка сил, получи и они такие же генетические преимущества.

Риск травм

Определение генетической предрасположенности к освоению различных навыков это лишь побочное следствие того, для чего тест был изначально придуман.

В первую очередь медики выявляют все имеющиеся в образце инфекции: наследственные и приобретенные. А так же, определяют предрасположенность организма к различным травмам.

В дальнейшем можно использовать это знание при выборе спортивной карьеры, и периодически проводить профилактические мероприятия. 

Генетика и способности человека

Как же именно генетика влияет на способности человека? Ген (участок ДНК) синтезирует РНК, которая воздействует на цитоплазму клетку, в результате чего в местах взаимодействия возникают аминокислоты, из которых формируются белки. А вот белки уже определяют, что произойдет с клеткой дальше.

Точно ясно, что наше тело может собирать и сохранять информацию, кристаллизовать опыт в молекулы и передавать его следующим поколениям.

Но, информация об опыте сохраняется не напрямую в виде точных знаний и значений, а тем, насколько будет податлива к образованию новых нейронных связей кора головного мозга.

Поскольку любой навык, и любая мысль физиологически проявляются в виде возникновения и сохранения нейронных цепей в сером веществе мозга.

Выходит, что от генетики зависит, насколько просто человеку будет легко овладеть тем либо иным навыком. Но, человек может влиять на свой генотип, тратить больше труда на занятия, к которым талантов не имеет, и уже его детям те же занятия будут даваться легче.

Хорошая память

Обычно хорошая память наличествует вмести с высоким уровнем интеллекта. Влияние генов на уровень интеллекта изучено уже довольно хорошо, а вот влияние генов на память почти не известно:

– ген APOE вызывает нарушения памяти при Альцгеймере;

– и ген KIBRA влияет на скорость забывания. Если бы существовал прибор, переписывающий кратковременную память, как в фильме «Люди в черно», этот прибор воздействовал бы именно на этот ген.

И на этом все. Почему информации о биологических механизмах работы памяти нет так много? Может быть, ученое сообщество просто забывает этим заняться?

Психика

Изучением влияния генома на личностные качества занимается поведенческая генетика.

Как показывают исследования, передаваться по наследству могут не только предрасположенность к освоению навыка, но и предрасположенность к определенным эмоциональным реакциям на одни и те же раздражители. Это делает механизм наследования талантов еще более трудным и запутанным делом, поскольку нередко именно черты характера позволяют человеку добиться выдающихся результатов в том либо ином деле.

Вполне вероятно, что 30% спортсменов в примере ранее были несправедливо отнесены нами в категорию людей без генетических способностей к спорту. Именно гены наделили их теми свойствами характера, которые стали определяющими в их карьерах.

Таланты

Творческие способности это наверно самое явное отличительное свойство человека от других известных нам живых видов. Раньше еще одним отличием называли выдающиеся интеллектуальные способности, но с изучением таких видов, как дельфины и с регистрацией феномена говорящей обезьяны Коко – это уже не так однозначно.

До недавних пор считалось, что творческие способности это социально-культурный феномен, и они развиваются исключительно в социуме. Но, и тут работает неустанная репликация ДНК и записывает  весь человеческий опыт.

Например, феномен абсолютного слуха – когда человеку не нужно музыкальное образование, что бы без труда на слух определить любую ноту.

У мужчины и женщины с яркими музыкальными способностями с большой вероятностью может родиться ребенок с таким слухом.

Этапы исследования

Где сделать ДНК-анализ? Провести ДНК тест на таланты в наши дни достаточно просто:

  •  Обратитесь в специализированную клинику со своей лабораторией.
  •  Сдайте анализ.
  •  Ожидайте результатов.

Для успешного теста в нашей клинике достаточно с помощью специального ватного набора собрать слюну в полости рта и отправить ее на экспертизу.

Расшифровка

Есть множество методов для расшифровки значения ген и все они направлены на выявление прямой связи между генетикой и талантами, между геном и неким событием, которое он вызывает.

Для выявления «гена скорости» можно провести исследование ДНК у 1000 самых быстрых бегунов на планете и сравнить, каких генов у них окажется больше, относительно других людей.

Либо можно различно воздействовать на ген у подопытного организма, и наблюдать к каким изменениям эти манипуляции приводят.

Таким образом были расшифрованы:

  1.      АСЕ – самый изученный из всех спортивных генов на сегодняшний день. Этот ген вызывает в клетку выработку белков регулирующих кровяное давление.
  2.      ACTN3 – или «быстрый ген». Уникальные белки этого гена были выявлены в мышцах у спортсменов бегунов.
  3.      GATA2 – ген, участвующий в развитии музыкального слуха. Его белки активно влияют на формирование внутреннего уха.

Источник: https://mygenetics.ru/blog/genetika/talant-i-genetika/

Наследуется ли интеллект детьми

Наследственность это способность

Темой интеллекта люди занимаются давно. Разум – это сложный комплекс особенностей, которые в значительной степени определяют индивидуальность каждого человека.

Интеллектуальные люди часто слышат, что их способности – это дар от Бога. С другой стороны, менее удачливые лица утверждают, что не имели возможности развить свой ум.

Как обстоят дела на самом деле?  Насколько верна теория наследственности интеллекта?

Роль генов

Доказано, что у людей есть 15 млн. парных нуклеиновых оснований ДНК, которые отличают одного человека от другого. Они очень важны.

По мнению ученых, генетика играет важную роль в формировании интеллекта – наследование происходит более, чем в 50% случаев.

Этот вывод подтверждается различными исследованиями, проведенными в последние десятилетия, сосредоточенными, в основном, на близнецах. Ученые выяснили, что дети, не жившие с биологическими родителями с рождения, в плане интеллекта очень на них похожи.

В этих ситуациях воздействие окружающей среды – вторичное, усыновленные дети интеллектуально не похожи на своих приемных родителей.

Но все еще речь идет о 50% случаев. Что, если за разум у других 50% людей отвечают не гены? Как тогда передается интеллект от родителей к детям? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые ищут конкретные гены, ответственные за наследственность интеллекта.

Они обнаружили, что в этом процессе участвуют сотни, возможно, тысячи генов. Каждый из них вовлекается определенным, иногда минимальным способом, но, несмотря на это, он крайне важен.

В ходе недавних исследований из огромной группы удалось идентифицировать гены, объясняющие еще 5% различий, проявившихся в тестировании интеллекта. Осталось еще 45%.

Продвигаясь вперед, исследователи приходят к другим интересным выводам. Например, было показано, что влияние генетического фактора на интеллект увеличивается с возрастом.

В то время, как у малышей наследование проявляется примерно в 20%, в возрасте около 10 лет это количество составляет уже 40%, во взрослом возрасте – до 60%.

Следовательно, наследование интеллекта от родителей происходит одновременно со способностью получать знания и опыт.

Факторы, предопределяющие уровень IQ

За наследственность интеллекта отвечает специфическая категория генов – «условные». Но они эффективны только в случае происхождения от матери, крайне редко – от отца. Эти гены предопределяют мыслительные способности, переданные в основном от матери.

Они и являются ответом на вопрос, от кого передается интеллект ребенку. В ходе лабораторных тестов, проводимых специалистами из области психогенетики на мышах, было обнаружено, что у особей с большими количествами материнских генов были увеличенные головы и мозги, но они имели маленькие тела.

Мыши с повышенными количествами отцовских генов отличались маленькими мозгами, но большими телами.

Специалисты выделили клетки, содержавшие только отцовские или материнские гены в 6 частях мышиного мозга, отвечающих за умственные функции. Отцовские клетки накапливались в частях, участвующих в сексуальности, агрессии, питании. Следовательно, по мужской линии наследовались именно эти качества.

Но в этой мозговой коре отсутствовали более продвинутые умственные функции (мышление, речь). Поскольку мозг мыши не аналогичен человеческому, ученые из Университета Глазго, интересуясь, передается ли интеллект по наследству, решили перейти к другому подходу, работая непосредственно с людьми.

Поэтому с 1994 года они проводили анкетирование среди почти 13000 людей (14-22 года). Специалисты учитывали их расу, социальный статус, материальное положение. Результаты показали, что у этих людей был такой же IQ, как и у их матерей. Следовательно, интеллект передается по женской линии.

Но также было показано, что генетика – это не единственный фактор, влияющий на уровень разума. Наследственность составляет только 40-60%, остальной процент принадлежит среде проживания, развития человека. Но и здесь важна роль матери.

Интеллект развивается главным образом у детей, имеющих прочную связь с матерями.

Ученые из Вашингтонского университета пришли к выводу, что тесная психологическая связь между ребенком (сыном или дочерью) и матерью – это важный фактор для роста определенных мозговых частей. Это открытие было задокументировано в рамках 7-летнего исследования, в котором участвовали несколько матерей с детьми.

Мальчики и девочки, получающие эмоциональную поддержку, имели на 10% больший гиппокамп, чем малыши, чьи матери были более отдаленными в психологическом плане.

Внимательные матери также стремятся помочь своим детям решить проблемы, дать им возможность полностью реализовать свой потенциал. Конечно, нет причин, по которым эти способности не могут передавать отцы. Разум могут развивать «отцовские» свойства, такие как интуиция, эмоции.

Происхождение интеллекта

Смелая мысль о том, что разум наследуется по женской линии, берет свое начало в текущих исследованиях, направленных на изучение темы от кого ребенок наследует интеллект.

Как пишет журнал «New Scientist», группа немецких биологов впервые обнаружила, что средний интеллект у мужчин и женщин примерно одинаковый, но для первых характерен более широкий диапазон уровней IQ, среди них больше умственно отсталых, но, в то же время, больше гениев.

https://www.youtube.com/watch?v=AYH60sR1lsA

Другим примечательным фактом является то, что от матерей чаще, чем от отцов, дети унаследуют психические отклонения. 30 лет назад американский биолог Роберт Лерке (Robert Lehrke) пришел к выводу, что многие «гены интеллекта» сосредоточены именно на женской половой хромосоме X.

Это мнение поддержали исследователи Университета Ульма У. Зехнер и Х. Хеймистер, опубликовав результаты своих работ в журнале «Trends in Genetics».

Согласно ним, древние женщины, выбирая отцов для своих детей, активировали эволюционный процесс, приведший к фундаментальному развитию мышления, росту человеческого мозга.

Только благодаря ним люди отдалились от других себе подобных из животного мира.

IQ меняется на протяжении жизни

Но следует сказать, что IQ не остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Показатель интеллекта варьируется в зависимости от среды, в которой он живет, воспитания, образования.

Благодаря этим эффектам, человеческий IQ может колебаться как в плюсовом, так и в минусовом направлении. Однако эти колебания изменяют значения IQ в порядке единиц, а не десяток. Т.е.

речь не идет о существенных изменениях.

Если ребенок рождается с более низким IQ, мыслительные свойства можно частично приобрести путем хорошего воспитания, образования.

Наследование IQ не означает гарантию интеллектуальных детей

Тот факт, что интеллект и IQ в основном наследственные, не является законом, гарантирующим рождение ребенка с интеллектом выше среднего у умных родителей.

Да, у него будут лучшие предпосылки, чем у ребенка, рожденного у 2-х умственно отсталых людей. Но показатель IQ также зависит от других факторов и генов, которые дети могут брать от родителей.

Таким образом, высокий интеллект обоих родителей не гарантирует значительный уровень разума у детей.

Аналогично, если у обоих родителей уровень IQ средний или низкий, это не значит, что они не могут произвести на свет современного Эйнштейна. Наследование интеллекта – сложный процесс, недостаточно изученный на сегодняшний день. Поэтому невозможно заранее сказать, будет ребенок иметь уровень интеллекта выше или ниже среднего.

Не переоценивается ли наследственность интеллекта?

Математика доказывает, что существует как минимум 2 вида бесконечности: актуальная и потенциальная. Потенциальная бесконечность – больше, чем актуальная». Интеллект любого человека может ассоциироваться с меньшей, актуальной бесконечностью: он ограничен, но в то же время потенциально бесконечен. Глупых людей не существует.

Некоторые теории утверждают, что интеллект в значительной степени (около 50-80%) врожденный, унаследованный. Что это значит? На практике, мало что. Наследование не появляется в вакууме, но в окружающей среде, в контексте образования. Человек, «врожденно глупый» в одной среде, может быть «врожденно умным» в другой.

Как это возможно? Представьте себе красивую розу в саду. Являются ли красивые цветы результатом генетики или окружающей среды? Если оба фактора действуют отдельно, это можно легко протестировать. Посадите рядом с розами кактус, который весной сгниет, максимум, доживет до осени и замерзнет. Одинаковая среда с другим результатом предполагает влияние генетического фактора, подумаете вы.

Но это не так. Повторив эксперимент не в своем саду, а в субтропическом климате, вы получите совершенно противоположный результат: красивый цветущий кактус и засохшие розы. Следовательно, гены и окружающая среда (воспитание) влияют не по отдельности, а в сочетании.

Хорошая забота о растении способна лишь частично улучшить ситуацию в неприемлемой среде. Точно так же бесконечные курсы IQ не сделают из глупца гения без определения причины препятствия, торможения. В контексте нашей цивилизации этот фактор заключается не в нехватке воды, питательных веществ, тепла, но в разрушительных внутренних процессах – в теле, мозгу, стиле мышления каждого человека.

Один из наиболее важных факторов – стресс и связанная с ним физическая активация, подходящая для борьбы или побега, но непригодная для интеллектуального действия.

Стресс вызывает ряд физиологических процессов, которые, среди прочего, уменьшают кровоток в мозге, стимулируют активацию нервных центров, предназначенных для мгновенных реакций; преобладают рефлексивные реакции, импульсивность, эмоции.

В то же время, префронтальные части коры головного мозга, необходимые для типичных человеческих способностей, приглушаются.

Роль стресса в повседневной жизни хорошо иллюстрируется поливагальной теорией Поржеса – теорией 3-х разных реакций на стресс, связанных с деятельностью блуждающего нерва (nervus vagus). В спокойном состоянии блуждающий нерв посылает сигналы в мозг, что все в порядке; человек хорошо воспринимает свое окружение, чувствует себя комфортно, все в его теле работает надлежащим образом.

В случае повышения стресса выше определенного уровня человек «переключается» на эволюционно старший режим, реагирует симпатической активностью.

Тело в течение нескольких сотен лет цивилизации не осознало, что большинство нынешних стрессоров и угроз требует совершенно иной реакции, чем те, которых человек достиг на протяжении миллионов лет эволюции.

При стрессе замедляется пищеварение, ускоряется дыхание и сердцебиение, увеличивается потоотделение – человек всеми доступными средствами готовится к физической активности, необходимой для борьбы или побега.

Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помогут, человек падает на исторически самую старую стадию, обездвиживается. При отсутствии возможности убежать или победить, последнее, что остается – сдаться, надеяться, что угроза пройдет. В этом или предыдущем состоянии разум не находится на высоте, интеллектуальные и социальные возможности ограничены.

Существенная часть человеческой глупости в определенный момент не связана с абстрактным «недостатком IQ», но с ограниченной способностью использовать свое мышление. Важнейшую роль в этом играет восприимчивость к стрессу. Получается довольно банальный результат: успокойтесь – и поумнеете.

Выводы

Итак, что взять из имеющихся знаний о том, как передается интеллект по наследству? В развитии интеллекта играют роль как генетические, так и экологические факторы, но мнения специалистов в отношении их процентного соотношения сильно различаются. Как правило, каждый человек имеет врожденную тенденцию двигаться к определенному значению IQ, а окружающая среда влияет на степень, в которой он к этому уровню приближается.

Сегодня большинство ученых согласны с тем, что факторы развития интеллекта – это сочетание генов, образования и окружения. Следовательно, IQ зависит от генов, унаследованных от родителей, качества и безопасности окружения.

Влияние на интеллект имеет также качество пищи (достаточное количество питательных веществ, витаминов). Было доказано, что присутствие некоторых вредных веществ в почве и в воздухе в месте проживания детей влияет на уровень IQ.

Научные исследования подтвердили, что показатель наследования интеллекта у взрослых составляет около 70-80%. Это означает, что более высокие предпосылки для высокого IQ имеют дети умных людей.

IQ – полигенный, поэтому любая попытка идентифицировать отдельные гены, обуславливающие разум, вводит в заблуждение. Исследования этого вопроса находятся только на начальной стадии. Результаты могут быть спорными, они (какими бы ни были) способны коренным образом изменить наше представление о нас самих.

Источник: https://vsepromozg.ru/teoriya/nasledoavniye-intellekta

Наследственность. Основные понятия

Наследственность это способность

Генетика — наука, изучающая наследственность и изменчивость организмов.

Наследственность — способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки (особенности строения, функций, развития).

Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки. Наследственность и изменчивость — два противоположных, но взаимосвязанных свойства организма.

Ген и аллели

Единицей наследственной информации является ген (с точки зрения генетики) — участок хромосомы, определяющий развитие у организма одного или нескольких признаков.

Аллели — различные состояния одного и того же гена, располагающиеся в определенном локусе (участке) гомологичных хромосом и определяющие развитие одного какого-то признака.

Гомологичные хромосомы имеются только в клетках, содержащих диплоидный набор хромосом. Их нет в половых клетках (гаметах) эукариот и у прокариот.

Доминантные и рецессивные признаки и аллели

Признак (фен) — некоторое качество или свойство, по которому можно отличить один организм от другого. Явление преобладания у гибрида признака одного из родителей называется доминированием. Признак, проявляющийся в первом поколении гибридов, называют доминантным, а внешне исчезающий — рецессивным.

Аллель, определяющий доминантный признак, называют доминантным; он обозначается латинской заглавной буквой: A, B, C,…, а аллель, определяющий рецессивный признак — рецессивным; он обозначается строчной буквой: а, b, с,… Доминантный аллель обеспечивает развитие признака как в гомо-, так и в гетерозиготном состоянии, рецессивный аллель проявляется только в гомозиготном состоянии.

Гомозигота и гетерозигота

Организмы (зиготы) могут быть гомозиготными и гетерозиготными. Гомозиготные организмы имеют в своем генотипе два одинаковых аллеля — оба доминантные или оба рецессивные (AA или aa).

Гетерозиготные организмы имеют один из аллелей в доминантной форме, а другой — в рецессивной (Aa).

Гомозиготные особи не дают расщепления в следующем поколении, а гетерозиготные дают расщепление.

123

Разные аллельные формы генов возникают в результате мутаций. Ген может мутировать неоднократно, образуя много аллелей.

Множественный аллелизм — явление существования более двух альтернативных аллельных форм гена, имеющих различные проявления в фенотипе. Два и более состояний гена возникают в результате мутаций.

Ряд мутаций вызывает появление серии аллелей (A, a1,a2, …, an и т.д.), которые находятся в разных доминантно-рецессивных отношениях друг к другу.

Фенотип и генотип

Генотип — совокупность всех генов организма. Фенотип — совокупность всех признаков организма.

К ним относят: морфологические (внешние) признаки (цвет глаз, окраска цветков), биохимические (форма молекулы структурного белка или фермента), гистологические (форма и размер клеток), анатомические и т.д.

С другой стороны, признаки можно разделить на качественные (цвет глаз) и количественные (масса тела). Фенотип зависит от генотипа и условий внешней среды.

Фенотип развивается в результате взаимодействия генотипа и условий внешней среды. Последние в меньшей степени влияют на качественные признаки и в большей — на количественные.

Скрещивание (гибридизация)

Один из основных методов генетики — скрещивание, или гибридизация — гибридологический метод. В результате скрещивания (гибридизации) организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам, получают потомков, называемых гибридами.

В зависимости от числа признаков, по которым различаются между собой родители, выделяют следующие виды скрещивания:

  1. моногибридное — скрещивание, при котором родители различаются только по одному признаку;
  2. дигибридное — скрещивание, при котором родители различаются по двум признакам;
  3. полигибридное — скрещивание, при котором родители различаются по нескольким признакам.

Для записи результатов скрещиваний используют следующие общепринятые обозначения:

  • P — родители (от лат. parental — родитель);
  • F — потомство (от лат. filial — потомство):
    • F1 — гибриды первого поколения — прямые потомки родителей P;
    • F2 — гибриды второго поколения — потомки от скрещивания между собой гибридов F1 и т.д.;
  • G — гаметы;
  • ♂ — мужская особь (щит и копье — знак Марса);
  • ♀ — женская особь (зеркало с ручкой — знак Венеры);
  • x — знак скрещивания;
  • : — расщепление гибридов, разделяет цифровые соотношения различающихся (по фенотипу или генотипу) классов потомков.

Гибридологический метод был разработан в 1865 г. австрийским естествоиспытателем Г. Менделем. Он использовал самоопыляющиеся растения гороха садового. Г.

Мендель провел скрещивание чистых линий (гомозиготных особей), отличающихся друг от друга по одному, двум и более признакам. Им были получены гибриды первого, второго поколений и т.д. Полученные данные Г.

Мендель обработал математически и сформулировал в виде законов наследственности.

Источник: https://jbio.ru/nasledstvennost-osnovnye-ponyatiya

Конспект

Наследственность это способность

Раздел ЕГЭ 3.4. Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме

Генетика: задачи, методы, понятия, символика

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Наследственность и изменчивость являются фундаментальными свойствами всех живых организмов. Они обеспечивают постоянство и многообразие видов и являются основой эволюции живой природы.

Задачи генетики:

  • Исследование механизмов хранения и передачи генетической информации от родительских форм дочерним.
  • Изучение механизма реализации генетической информации в процессе онтогенеза под контролем генов и влиянием условий внешней среды.
  • Исследование типов, причин и механизмов изменчивости всех живых существ.
  • Изучение взаимосвязи процессов наследственности, отбора и изменчивости как движущих факторов эволюции органического мира.

Методы генетики:

  • Гибридологический — анализ наследования признаков при скрещиваниях.
  • Цитологический — изучение хромосом: подсчёт их числа, описание структуры, поведения при делении клетки, а также связь между изменением структуры хромосом с изменчивостью признаков.
  • Биохимические и физико-химические методы — изучение структуры и функции генетического материала и выяснение этапов пути лен — признак» и механизмов взаимодействия различных молекул на атом пути.
  • Популяционный — изучение генетической структуры популяций и характера распределения в них генных частот для установления факторов, которые влияют на эти процессы.
  • Близнецовый и онтогенетический — анализ и сравнение изменчивости признаков в пределах различных групп близнецов позволяют оценить роль генотипа и среды и наблюдаемой изменчивости.
  • Генеалогический (метод анализа родословных) даёт возможность изучить наследование признаков и семьях.

Основные генетические понятия

Ген — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов; участок ДНК, задающий последовательность определённого белка либо функциональной РНК.

Аллели — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие альтернативные варианты развития одного и того же признака.
Доминирование — форма взаимоотношений между аллелями одного гена, при которой один из них (доминантный) подавляет проявление другого (рецессивного).

Доминантный признак проявляется у гетерозигот и доминантных гомозигот.
Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным.

Рецессивный ген — аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным.
Гомозигота — диплоидный организм, несущий идентичные аллели гена в гомологичных хромосомах.

Гетерозигота — диплоидный организм, копии генов которого в гомологичных хромосомах представлены разными аллелями.
Локус — участок хромосомы, в которой расположен определённый ген.

Гены эукариот состоят из нескольких элементов: регуляторная часть (влияние на активность гена в разные периоды жизни организма) и структурная часть (информация о первичной структуре кодируемого белка). Гены эукариот прерывисты, их ДНК содержит кодирующие участки — экзоны, чередующиеся с некодирующими — нитронами.

Генотип — совокупность генов организма.
Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков организма, сформировавшегося на базе генотипа во время индивидуального развития.
Геном — совокупность генов, свойственных для гаплоидного набора хромосом данного биологического вида. Геном, в отличие от генотипа, является характеристикой вида, а не особи, поскольку описывает набор генов, свойственных данному виду, а не их аллели, обусловливающие индивидуальные отличия отдельных организмов. Степень сходства геномов разных видов отражает их эволюционное родство.

Генетическая символика

АА ⇒ Доминантная гомозигота (даёт один тип гамет (А))
аа ⇒ Рецессивная гомозигота (один тип гамет (а))
Аа ⇒ Гетерозигота (два типа гамет (А; а))
Р ⇒ Родители
G ⇒ Гаметы
F ⇒ Потомство, число внизу или сразу после буквы указывает на порядковый номер поколения
F1 ⇒ Гибриды первого поколения
F2 ⇒ Гибриды второго поколения
⇒ Материнский организм
⇒ Отцовский организм
× ⇒ Значок скрещивания

Наследственность и изменчивость

Наследственность проявляется в способности организма передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

Материальной единицей наследственности являются гены, расположенные у прокариот в нуклеоиде, а у эукариот — в генетическом материале ядра и двумембранных органелл.

 Совокупность генов организма называют генотипом. Именно он обуславливает развитие большинства его признаков.

Изменчивость — это способность организмов приобретать новые признаки под действием условий среды. Различают генотипическую и фенотипическую изменчивость.

Генотипическая (наследственная) изменчивость затрагивает наследственную информацию организма и проявляется в двух формах: мутационной и комбинативной.

 В основе комбинативной изменчивости лежат половой процесс, кроссинговер и случайный характер встреч гамет в процессе оплодотворения. Это создаёт огромное разнообразие генотипов.

 Мутационная связана с возникновением мутаций, которые могут затрагивать как отдельные гены, так и целые хромосомы или даже весь их набор. В зависимости от природы возникновения мутации делят на спонтанные и индуцированные.

Мутации делят на соматические и генеративные в зависимости от типа клеток, в которых они возникают. Наблюдения показывают, что многие мутации вредны для организма. Лишь некоторые из них могут оказаться полезными. Вещества и воздействия, приводящие к возникновению мутаций, называются мутагенными факторами, или мутагенами.

Фенотипическая (ненаследственная, или модификационная) изменчивость связана с возникновением модификационных изменений признаков организма, не затрагивающих его геном. Исследования модификационной изменчивости доказывают, что наследуется не сам признак, а способность проявлять этот признак в определённых условиях.

 Модификационная изменчивость не имеет эволюционного значения, т. к. не связана с образованием новых генов. Так, размеры листьев одного дерева варьируют в довольно широких пределах, хотя генотип их одинаков.

Если листья расположить в порядке нарастания или убывания их длины, то получится вариационный ряд изменчивости данного признака.

Хромосомная теория наследственности

Т. Морган с учениками сформулировал хромосомную теорию наследственности в начале XX в. Основные её положения:

  1. Гены находятся в хромосомах, располагаются в них линейно на определённом расстоянии друг oi друга и не перекрываются.
  2. Гены, расположенные в одной хромосоме, относятся к одной группе сцепления. Число групп сцепления соответствует гаплоидному числу хромосом.
  3. Признаки, гены которых находятся в одной хромосоме, наследуются сцепленно.
  4. В потомстве гетерозиготных родителей новые сочетания генов, расположенных в одной паре хромосом, могут возникать в результате кроссинговера.
  5. Частота кроссинговера, определяемая по проценту кроссоверных особей, зависит от расстояния между генами.
  6. На основании линейного расположения генов в хромосоме и частоты кроссинговера как показателя расстояния между генами можно построить карты хромосом.

Это конспект для 10-11 классов по теме «Генетика. Наследственность и изменчивость». Выберите дальнейшее действие:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%87%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: