Наука о строении черепа

Содержание
  1. Мозг великий и загадочный. «Наука о черепах»
  2.  Центр речи
  3.  Загадочная кривая
  4. Кости черепа: анатомия. Простым и доступным языком
  5. Строение черепа человека: анатомия костных, хрящевых и мышечных структур
  6. Функции черепа
  7. Кости черепа человека: анатомия
  8. Мозговой отдел
  9. Лицевой отдел
  10. Строение черепа: анатомия костных сочленений и суставов
  11. Возрастные особенности
  12. Мозговая активность: как вычислить гения по черепу?
  13. Строение черепа как психологическая карта
  14. Научный подход в быту
  15. До психоанализа и Фрейда
  16. Френология – это что такое? Что изучает наука френология?
  17. Френология – это наука или лженаука?
  18. Основные положения френологии: кратко о главном
  19. Кто создал учение френологию?
  20. Франц Галль: краткая биография
  21. Развитие френологии
  22. Закат френологии
  23. Роль френологии в современной криминалистике
  24. Влияние френологии на становлении психологии как науки
  25. Юриспруденция Европы: след френологии
  26. Заключение
  27. Френология и карты мозга: мифы и реальность
  28. Френология: карта черепа
  29. Черепа и психика
  30. Новая френология: карта мозга
  31. Мозг глазами нейрофизиологов

Мозг великий и загадочный. «Наука о черепах»

Наука о строении черепа

Мозг — это самый загадочный орган человеческого тела, над разгадкой работы которого учёные бьются не одну сотню лет. Накоплено множество знаний, но общая картина всё равно не складывается.

 Наука о черепах

В 1795 году врач и патологоанатом из Пфальца Франц Йозеф Галль впервые сделал доклад о новой науке — френологии, изучающей формы человеческого черепа. Уважаемый учёный поведал своим слушателям, что он обнаружил некие соответствия между душевными свойствами человека и поверхностью его черепа.

В 1802 году Галлю пришлось переселиться в Вену. В Германии «наука о черепах» не прижилась. Однако в Вене Галль тоже пришёлся не ко двору. Его учение о том, что человеческий разум является результатом деятельности мозга, было объявлено оскорбляющим религиозные чувства, и Галль был изгнан из австрийской столицы.

Не повезло ему и в Париже. Во Франции царил материализм, учёных не трогали религиозные проблемы, но они нашли, что выводы Галля не подкрепляются научными экспериментами.

Не исключено, что дело было вовсе не в науке, а в том, что Галль позволил себе недостаточно почтительно говорить о форме черепа Наполеона Бонапарта, чем привёл императора в ярость.

Галль и его последователи определили 37 психических и моральных особенностей человека и соответствующие каждой из них зоны на поверхности черепа. Таким образом была разработана своеобразная карта черепа, по которой можно судить о темпераменте, скрытности, благожелательности к другим людям, интеллектуальных способностях, склонности к созиданию или разрушению.

Внёс свою лепту в развитие науки и знаменитый французский зоолог Пьер Флуранс. Он поступил на медицинский факультет в 15 лет и получил учёную степень, когда ему ещё не было двадцати. Флуранс сравнивал не человеческие черепа, а поведение кроликов и голубей с нормальным и с повреждённым мозгом.

Флурансу удалось добиться удивительной для его времени точности в удалении определённой части головного мозга. Это позволило исследовать функции полушарий и мозжечка и найти центр, отвечающий за дыхание.

Флуранс пришёл к выводу, что отдельные участки мозга управляют движениями и чувственными восприятиями, но определённого центра, который бы отвечал за развитие умственных способностей или памяти, он не нашёл. «За высшие функции мышления отвечает весь мозг в целом», — полагал он.

 Центр речи

 В 1825 году некий французский доктор опубликовал статью, в которой утверждал, что у него имеются клинические доказательства теории Галля о том, что в одной из передних долей головного мозга есть центр, отвечающий за ясную и отчётливую речь. Но, увы, недоверие к Галлю привело к скептическому отношению ко всему, что писали он и его последователи. Почти 40 лет никто серьёзно не занимался поиском центра речи.

Лёд тронулся лишь в апреле 1861 года. Тогда увлекавшийся антропологией французский врач Поль Брока присутствовал на заседании антропологического общества на докладе, автор которого заявил, что никто не сможет продемонстрировать случай потери речи у человека без повреждения передних долей головного мозга.

Брока был ошеломлён. Ведь и сам он думал именно так. Но одно дело — думать, а другое — доказать. И тут случилось невероятное. Не прошло и недели, как от гангрены умер пациент Брока, который потерял речь, несмотря на то что органы речи функционировали у него нормально. Поль Брока произвёл вскрытие и обнаружил повреждение передней доли мозга.

Через несколько недель аналогичный случай и аналогичное повреждение мозга. Так был открыт центр речи — центр Брока. Любопытно, что при его повреждении больной не говорит, но сохраняет способность петь. Брока сделал ещё одно важное открытие: повреждение правого большого полушария почти никогда не сказывается На речи и понимании услышанного и прочитанного.

Оказалось, что управление речью сосредоточено в левом полушарии головного мозга.

Спустя десять лет немецкий учёный Карл Вернике обнаружил в левом полушарии другой центр, связанный с речью. Его повреждение приводит к тому, что пострадавший сохраняет способность говорить, но произносит бессмысленный набор слов.

Понятно, что изучение назначения отдельных областей человеческого мозга было крайне затруднено. Поворот произошёл в 1870 году, когда немецкие физиологи Густав Фритч и Эдуард Хитциг опубликовали результаты своих исследований.

«Отдельные участки мозга собаки в результате электрической стимуляции ведут себя по-разному, — писали они. — Воздействие на одни зоны приводит к сокращению мышц шеи, на вторые — мышц передних ног, третьих — мышц задних ног».

 Загадочная кривая

 В 1929 году немецкий психиатр из города Йена Ганс Бергер объявил о возможности изобразить на листе бумаги линию, отражающую биоэлектрическую активность головного мозга. Он назвал кривую электроэнцефалограммой. Оказалось, что вид кривой отражает состояние человека: сон, возбуждение, усталость.

По электроэнцефалограмме можно определить некоторые заболевания мозга (например, расстройства сна и эпилепсию, связанную с беспорядочной активностью нервных клеток). Родилась клиническая нейрофизиология — новый раздел медицины, позволяющий лучше разобраться в назначении каждого участка мозга.

Было обнаружено, что лобная доля головного мозга отвечает за эмоции, процесс мышления, определение потребностей. Теменная доля контролирует осязание, вкусовые и болевые ощущения, температуру. Стимулирование определённых участков этой доли вызывает вкусовые ощущения.

С теменной долей связаны также способности к математике и абстрактному мышлению. Височная доля отвечает за переработку звуковой информации. Повреждения в височной доле могут вызвать глухоту. Затылочная доля контролирует переработку зрительной информации.

Краевая (лимбическая) доля играет важную роль в сексуальном поведении,влияет на эмоции и запоминание. Хотя большие полушария мозга имеют одинаковое строение, в их функциях есть различие. Левое полушарие отвечает за речь, правое — за ориентацию в пространстве.

Был ли прав Галль? Определённые участки мозга действительно отвечают за определённые особенности поведения и способности. Однако Галль думал, что особенности строения мозга точно отражаются на особенностях черепа. Это предположение оказалось ошибочным.

Что же касается ЭЭГ, то сегодня для нас это привычное диагностическое средство. Но, несмотря на это, оно остаётся таким же загадочным, как 80 лет назад.

Множество нервных клеток возбуждается и передаёт в нервную систему электрические сигналы, сложение которых, казалось бы, должно давать самые разнообразные кривые ЭЭГ.

Но нет, кривые ЭЭГ бывают всего лишь нескольких типов, меняющихся в зависимости от состояния человека (спит он или работает, злится или спокойно размышляет) или от заболеваний мозга. Некоторые учёные видят решение проблемы в том, что ЭЭГ отражает деятельность не только мозга человека, но и его души.

Да и сам мозг остаётся величайшей неразгаданной тайной. Наш всемирно известный учёный в области человеческого мозга, академик Наталья Петровна Бехтерева, в одном из интервью заявила: «Нельзя сказать, что какая-то часть мозга изучена, а какая-то нет. Весь мозг изучен, но только не очень хорошо, ещё очень много свойств мозга нам предстоит изучить».

Сергей БОРОДИН

Источник: https://subscribe.ru/group/zvyozdnyij-put/8830216/

Кости черепа: анатомия. Простым и доступным языком

Наука о строении черепа

Строение и функции головы занимают одну из ключевых позиций в изучении медицины, и небезосновательно: именно в черепе заключены основные органы, благодаря которым человек способен воспринимать и понимать окружающий мир, поддерживать большинство физиологических функций и формировать сознание. Важнейшую роль здесь играет головной мозг – именно его так усиленно защищают кости черепа, стараясь предотвратить малейшую травму, которая может быть чревата серьёзными последствиями. В полостях черепа располагаются органы слуха и зрения, вкуса и обоняния, а также сосуды и нервы, соединяющие головной мозг с остальными частями тела. Сочленяясь, кости головы образуют верхние дыхательные пути и начальный отдел пищеварительного тракта (ротовую полость), в котором осуществляется подготовительный этап – измельчение и смягчение пищи.

Изучение костей черепа анатомией не ограничивается – строение головы интересует и других учёных, включая антропологов и историков.

По малейшим нюансам черепа специалисты могут определить пол, возраст и расу, воссоздать тонкости силуэта и предугадать имеющиеся особенности организма.

Давайте рассмотрим, от чего зависят те или иные нюансы анатомии головы человека, какую роль играют кости черепа и каким образом выполняют возложенные на них функции.

Строение черепа человека: анатомия костных, хрящевых и мышечных структур

Принято считать, что основную роль в строении головы играют костные образования: они плотным каркасом окружают ткани мозга, выступают в роли защитных полостей для глазниц, органов слуха, полости носа, служат местом прикрепления мышц и образуют отверстия для прохождения кровеносных сосудов и нервных волокон. Хрящевые структуры формируют наружную часть носа и ушные раковины, а в младенческом возрасте ещё и замещают некоторые части костей, обеспечивая подвижность и предотвращая тем самым детский травматизм во время родов.

Мышцы головы окружают череп сравнительно тонким покровом. От их строения и степени развития зависят некоторые черты лица, особенности мимики и возможность свободного передвижения нижней челюсти, благодаря чему осуществляется процесс жевания. Как правило, мышечные волокна плотно прикрепляются к костям и на всём протяжении повторяют форму черепа.

Функции черепа

Особое строение позволяет черепу справляться с возложенными на него функциями, среди которых основное место занимают:

  • защита мозговых тканей от травм вследствие интенсивного внешнего воздействия;
  • формирование физиогномических особенностей выражения лица и мимики;
  • тщательное измельчение и смягчение пищи перед её поступлением в пищеварительный тракт;
  • речевая функция.

Кости черепа человека: анатомия

В черепе человека выделяют следующие функциональные области:

  • внутреннее основание, на котором располагаются задняя, передняя и средняя черепные ямки;
  • наружное основание;
  • височная и подвисочная ямки;
  • полость носа;
  • глазницы;
  • твёрдое нёбо;
  • крылонёбная ямка.

Все эти образования формируются благодаря различным костным структурам и их плотным сочленениям. В анатомии черепа человека насчитывают 23 отдельные косточки, из которых 7 непарных и 16 парных (8 пар соответственно).

Кроме того, в черепной коробке присутствуют 3 пары слуховых костных образований – молоточек, наковальня и стремечко в правой и левой полостях среднего уха. К костям черепа иногда также относят зубной ряд, расположенный на верхней и нижней челюсти.

Количество зубов может варьироваться в зависимости от возраста и стоматологической картины.

Мозговой отдел

Мозговой отдел черепа является вместилищем и главной защитой головного мозга. Эта область включает:

  • свод, образованный плоскими костями;
  • наружное и внутреннее основание, состоящее из смешанных костей, часть из которых относят к пневматическим (т.е. содержащим воздухоносные пазухи).

Свод и основание формируется благодаря плотному неподвижному сочленению 8 костных образований – 4 парных и 4 непарных:

  1. Правая и левая теменные кости образуют латеральные стенки черепа. Они соединяются по средней сагиттальной линии и прилегают к лобной кости, формируя венечный шов;
  2. Правая и левая височные косточки располагаются немного ниже теменных. На их поверхности находятся 3 отростка – скуловой, шиловидный и сосцевидный. Скуловой отросток выглядит как тоненькая перемычка и соединяется со скуловой костью чуть выше нижней челюсти. Шиловидный выступ служит местом прикрепления большинства мышечных волокон шеи. А сосцевидный отросток располагается непосредственно за ушной раковиной;
  3. Лобная кость легко прощупывается с лицевой стороны. Она образует поверхность лба, бровные дуги и верхнюю часть глазниц;
  4. Клиновидной костью представлена нижняя часть глазниц и латеральная поверхность черепа. Имея форму бабочки, эта косточка охватывает череп по ширине и поддерживает основание черепной полости;
  5. Решётчатая косточка находится немного ниже лобной и образует костную часть носовых раковин и перегородки;
  6. Затылочная кость – заключительная часть черепа. Она находится ниже остальных костей и примыкает к первому шейному позвонку в местах затылочных мыщелков у большого отверстия, через которое проходит спинной мозг.

Лицевой отдел

Лицевой скелет образован парными и непарными смешанными костями. Они служат основой жевательного аппарата и опорой для большинства мимических мышц, отвечающих за формирование индивидуальных черт лица. Каждая из лицевых костей выполняет определённую функцию:

  • Две носовые косточки составляют переносицу и частично обеспечивают проходимость носовых ходов;
  • Нижние носовые раковины выглядят как тоненькие изогнутые пластинки. Они разделяют нижний и средний носовые ходы и формируют слёзный, верхнечелюстной и решётчатый отростки;
  • Правая и левая скулы замещают боковые стенки глазниц;
  • Маленькие слёзные косточки располагаются спереди медиальной части глазных орбит. Они выступают местом соединения глазниц с носовыми пазухами;
  • Две верхнечелюстные кости, соединяясь по срединной линии, образуют верхнюю челюсть, которая удерживает зубной ряд и участвует в акте жевания;
  • Нёбные кости находятся в задней области носовых ходов, они образуют часть твёрдого нёба;
  • Нижняя челюсть – одна из самых мощных костей лицевого отдела черепа. Она прилегает к правой и левой височным костям по обе стороны лица, образуя подвижный сустав, благодаря которому осуществляется активная часть жевания. Кроме того, нижняя челюсть служит опорой зубному ряду и формирует видимый овал лица (скулы, подбородок, частично щёки);
  • Сошник – это основная часть перегородки носа. Он имеет плоскую трапециевидную форму и занимает центральное место в носовой полости, разделяя её на два хода – правый и левый;
  • Подъязычная косточка имеет форму небольшой подковки и залегает под языком. Она является одной из немногих костей, которые не соединяются с другими, располагаясь непосредственно в толще мышечных волокон.

Строение черепа: анатомия костных сочленений и суставов

Абсолютное большинство костей черепа соединяются при помощи неподвижных швов. Прилегающие друг к другу лицевые костные образования формируют плоские сочленения, незаметные под тонким покровом мышечного полотна. А височная кость, соединяясь с теменной, дает начало чешуйчатому шву.

Зубчатых швов в анатомии черепа всего 3:

  • венечный, образованный теменной и лобной костью;
  • сагиттальный, расположенный между двумя теменными костями;
  • ламбдовидный, находящийся между затылочной и теменной косточками.

Единственным подвижным суставом черепа является нижнечелюстной. Нижняя челюсть может выполнять движения в различных плоскостях: подниматься и опускаться, сдвигаться вправо/влево и вперёд/назад. Благодаря такой подвижности человек может не только тщательно пережёвывать пищу, но и поддерживать членораздельную речь.

Возрастные особенности

С возрастом форма и структура черепа меняется. Так, у новорождённых малышей лицевой отдел почти в 8 раз меньше мозгового, поэтому головка может выглядеть непропорциональной и крупной. Челюсти крохи обычно недоразвиты и не имеют зубов, ведь у него ещё нет необходимости пережёвывать твёрдую пищу.

Кости черепа младенцев сочленяются неплотно, благодаря чему голова может незначительно менять форму, сжиматься при прохождении через родовые пути. Такая особенность защищает новорождённых от родовых травм и позволяет поддержать нормальное внутричерепное давление.

На межкостных швах у них находятся заметные перепончатые участки – роднички. Самый большой – передний родничок – занимает центральное положение на стыке стреловидного и венечного швов. Обычно он зарастает к двум годам.

Другие роднички менее объёмные: затылочная, две клиновидные и сосцевидная перепонки не прощупываются уже к 2–3 месяцам.

Анатомия черепа изменяется не только в младенчестве – формирование обычно проходит в 3 этапа:

  1. Преимущественный рост в высоту, укрепление костей и затвердевание швов – с рождения до 7 лет;
  2. Период относительного покоя – с 7 до 14 лет;
  3. Рост лицевого отдела черепа – с 14 до 20–25 лет, в зависимости от полового созревания.

Небольшой экскурс в анатомию черепа позволяет наглядно убедиться, что голова – это крайне сложная структура, от состояния которой напрямую зависит здоровье головного мозга, а значит, и большинство жизненно важных функций.

При малейших травмах большую часть повреждений берут на себя кости, но и их прочность не безгранична – при сильном воздействии не исключены переломы и ушибы, последствия которых могут быть необратимыми.

Поэтому при любых обстоятельствах следует обеспечивать черепу должную защиту, беречь его от травм и иных повреждений.

Источник: https://www.oum.ru/literature/anatomiya-cheloveka/cherep-anatomiya-slozhneyshey-chasti-skeleta-cheloveka/

Мозговая активность: как вычислить гения по черепу?

Наука о строении черепа

Еще до полноценного развития психологии как науки человечество пыталось установить связь между мозговой активностью и поведением индивида. Френология теперь известна как псевдонаука, однако для многих викторианцев она была самой настоящей серьезной и авторитетной дисциплиной.

Приверженцы френологии утверждали, что, пристально изучив черепную коробку объекта, можно сделать выводы о его наклонностях, моральных качествах, интеллекте и потенциальных проблемах с социальным поведением. Иными словами, карта черепа являлась прямым отражением карты души человека.

Увлечение френологией действительно завораживало викторианцев: даже сама королева Виктория приглашала ко двору специалиста, чтобы тот дал характеристику ее детям, изучив строение их голов.

Строение черепа как психологическая карта

Основателем френологии был австрийский врач и анатом Франц Галль.

Именно он впервые предположил, что строение черепа фактически повторяет форму самого мозга, а, значит, по впадинкам и возвышениям головы можно судить о том, какие доли развиты больше других и, соответственно, вычислить характер и наклонности изучаемого объекта.

Название новой науки сложилось из «френ», что на греческом означает разум и «логос», то есть учение или знание. Галль разделил мозг на несколько отделов, каждый из которых отвечал за умственные способности, темперамент, эмоции и управление телом.

Австрийский ученый проложил дорогу последователям, расширившим и углубившим его теорию. Френологи разработали так называемую «карту мозга», поделив его на множество частей (их количество в разных источниках варьируется от 20 до 46), формировавших 4 подгруппы.

Первая, расположенная в передней части черепной коробки, отвечала за интеллект; вторая, в задней части, — за социальные и бытовые навыки; третья, в верхней части, — за моральные качества и религиозное чувство; четвертая, боковая (с обеих сторон), — за животные наклонности.

Таким образом, прощупав череп в каждой из этих зон, френолог мог предоставить заключение о том, какие порывы, пристрастия, таланты и пороки присущи данному конкретному индивиду.

Определение наклонностей по форме черепа. (cdn.britannica.com)

Не все научное сообщество относилось к френологии серьезно, но эта теория имела немало именитых последователей. Определенную поддержку удалось получить от творческой интеллигенции, например, от писателей, но наиболее авторитетными выглядели слова одобрения со стороны таких фигур, как Томас Эдисон или профессор Альфред Уоллес, ученый, чьи труды послужили опорой Дарвину.

Научный подход в быту

Викторианцы довольно быстро нашли практическое применение новой науке, было решено использовать эту теорию в различных сферах. Во-первых, конечно же, в образовательной. В 1825-м году в Калькутте открылась первая «френологическая школа», основанная британцами в одной из колоний с целью проведения эксперимента.

Предстояло доказать, что образование способно физически изменить строение мозга. Ученики одной из школ в Бенгалии начинали каждое утро с измерений головы. Все данные фиксировались и затем сравнивались для отслеживания «прогресса», то есть изменений формы черепной коробки детей по ходу приобретения новых знаний.

Не менее полезным применение френологии полагали и в криминалистике.

Изучение черепов закоренелых и отъявленных преступников считалось делом весьма перспективным — если бы удалось установить прямую зависимость между строением головы и вероятностью совершения преступления, то криминальные наклонности теоретически можно было бы выявлять превентивно. Например, бугорок над ухом, по мнению френологов, свидетельствовал о повышенных наклонностях к воровству.

Одна из схем «строения мозга». (images.theconversation.com)

В колониях и тюрьмах поощряли распространение буклетов о френологии. Некоторые надзиратели считали, что знание преступников о работе собственного мозга поможет им скорректировать поведение (основываясь, опять же, на мнении, что физически форма мозга способна видоизменяться).

Это был один из первых шагов в становлении более гуманной тюремной системы: вера в эффективность телесных наказаний ослабла, а ей на смену пришла убежденность в том, что почти каждый заключенный способен на моральную реабилитацию. Френологи также предлагали выбирать себе спутников жизни согласно с наукой о строении черепа, то ли в шутку, то ли всерьез.

Правда, советы давали исключительно мужчинам. При выборе «правильной» невесты следовало бы отвести ее в кабинет френолога, который определил бы по бугоркам и впадинам черепа, насколько хорошей матерью будет потенциальная супруга, а также ее аппетит в постели.

Считалось, что если у девушки обнаружится недостаток «эротизма», это сделает брак несчастным, а его избыток так вообще способен превратить супружескую жизнь в ад: кому охота ходить рогоносцем?

Френология оказалась чрезвычайно популярной и в Америке, особенно, в контексте рабства. Она нашла приверженцев с обеих сторон: и те, кто ратовал за отмену рабства, и рабовладельцы, — обрели в этой науке подтверждение своим теориям. Среди южан, например, бытовало популярное мнение о том, что мозг чернокожих рабов устроен совсем иначе, нежели мозг белого человека.

Якобы боковые доли, отвечающие за животные наклонности, у них были развиты гораздо сильнее, а вот лобная доля, то есть интеллект, размерами сильном уступала. Знаменитый френолог и рабовладелец Чарльз Колдуэлл колесил по Югу с лекциями, где представлял эту теорию.

Он также заключил, что из-за таких вот особенностей строения мозга чернокожие рабы не способны жить самостоятельно, вне подчинения.

Джордж Комб на лекции о френологии. (wellcomecollection.org)

Противники рабства использовали те же аргументы, к которым прибегали британские колонисты.

Они утверждали, что рабы, хозяев которых вкладывались в их обучение, демонстрировали значительные поведенческие улучшения.

Таким образом, если бы чернокожим дали свободу и позволили получать образование, строение их мозга приблизилось бы формой к строению черепа белого человека, — убеждали френологи, ратовавшие за отмену рабства.

До психоанализа и Фрейда

Своего пика увлечение френологией среди викторианского сообщества достигло во второй половине 19 века. Отсылки к этой науке встречались в массовой культуре, например, в театральных представлениях, в шоу мюзик-холлов и прочих развлекательных мероприятиях.

На выставке 1851-го года в Гайд-парке каждый посетитель мог приобрести карманного размера бюст из коллекции френолога Уильяма Балли. Сначала он выпустил серию полноразмерных бюстов, в точности повторяющих строение головы известных людей, а затем изготовил их реплики в миниатюре.

В эту коллекцию входили «черепа» как прославленных художников, именитых поэтов, философ и ученых, вроде Аристотеля, так и хорошо известных современникам преступников.

Ажиотаж вокруг френологии сошел на нет уже в 20-м веке. На смену науке о строении черепа пришли психология и психоанализ. Изучение не внешних признаков, но внутреннего, душевного состояния. В каком-то смысле френология стала подготовительным этапом, сделавшим приход психоанализа возможным.

Нашли ошибку или опечатку ?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/45269006/

Френология – это что такое? Что изучает наука френология?

Наука о строении черепа

Современная наука является следствием бурного развития научной мысли в восемнадцатом-девятнадцатом веке.

В то время научный подход ко многим событиям только начинал формироваться, и ученые создавали массу направлений, которые пользовались огромной популярностью, но в дальнейшем были признаны ложными. Подобную историю может поведать френология.

Это направление науки когда-то завоевало практически весь мир, но потеряло свое значение в связи с развитием психологии и нейрофизиологии. Хотя для этих областей науки френология все-таки оставила несколько рациональных зерен.

Френология – это наука или лженаука?

Во многих научных источниках при упоминании о френологии применяются различные формулировки.

Одни ученые уверенно заявляют, что френология – это лженаука, а вот другие считают ее все-таки наукой, принесшей массу открытий, которыми пользуются современные ученые. Единства среди мирового сообщества, к сожалению, нет.

Поэтому в нашей статье мы будем говорить о френологии как о науке. Но имейте в виду, что в настоящее время ее не рассматривают как целостную и подтвержденную теорию.

Френология – это наука о строении черепа и его взаимосвязи с психологическими особенностями человека. Данная теория была очень популярна в девятнадцатом веке и имела последователей по всему миру. Во многих странах даже в начале двадцатого века основные положения френологии использовались в научных работах крупных ученых с мировым именем.

Основные положения френологии: кратко о главном

Основой научной теории стало предположение, что в головном мозге человека каждый отдел отвечает за определенные психологические функции. Чем более развит какой-то конкретный отдел, тем более это заметно по черепу. Считалось, что выпуклости на черепе свойственны особо развитым частям коры головного мозга, а впадины свидетельствуют о недоразвитости его определенных отделов.

Последователи френологии считали, что заложенные при зачатии психологические особенности человека не могут быть изменены под воздействием социального фактора и воспитания.

Причем долгосрочное воздействие могло оказать определенное влияние на физиологию и психологию человека, но это может произойти только через несколько поколений.

В начале девятнадцатого века было сформулировано несколько основных положений френологии, которые стали главными научными постулатами, использующимися всеми последователями науки:

  • мозг относится к органам сознания;
  • кора головного мозга состоит из двадцати семи областей, которые функционируют независимо друг от друга;
  • отдельные области мозга имеют возможность развиваться самопроизвольно, тем самым увеличивая его общий объем;
  • активное развитие отдельных частей увеличивает их размер;
  • измерив череп человека, можно с точностью заявить о развитии и размерах отдельных областей коры головного мозга;
  • на основе данных измерений можно предсказать поведение человека и выявить его психические склонности.

Именно вышеприведенные утверждения стали базой для дальнейшего развития френологии.

В конце восемнадцатого века в Европе была очень популярна физиогномика. Согласно ее основам, все черты характера человека можно выявить по строению его лица. Многие ученые серьезно занимались развитием этой науки и приводили большую доказательную базу, подтверждающую ее основы. Физиогномикой увлекались в высших кругах и считали ее новым веянием, раскрывающим тайны психологии человека.

Современные историки считают, что это была всего лишь потребность людей в науке, объясняющей особенности психологии. Дело в том, что на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого века люди все больше отходили от религиозных догм и проявляли огромный интерес к изучению человека как личности.

Не удивительно, что глубины человеческого подсознания представлялись чем-то неизведанным с точки зрения науки.

Также в этот период времени американский психиатр выдвинул теорию о том, что все преступники, совершившие самые страшные злодеяния, испытывали некоторое помешательство в связи со сбоем работы отдельных отделов головного мозга. Согласно данной теории, в момент преступления те части мозга, которые до этого работали автономно, начинают “смешиваться” между собой и вызывают приступ, приводящий к преступлению.

Все вышеперечисленные факты стали основой, на которой и базировалась френология. Это научное течение, вышедшее из физиогномики, стало активно развиваться. В дальнейшем оно породило массу новых течений и революционных научных идей.

Основатель френологии практически до конца жизни отстаивал свою теорию.

После смерти он завещал свой череп научному институту в качестве последнего и самого весомого доказательства научной версии, которую он пропагандировал во всех странах мира.

Кто создал учение френологию?

Очень часто новая наука возникает как совместная работа нескольких ученых умов. Но в нашем случае все произошло абсолютно по-другому. Создателем френологии является австрийский ученый Франц Галль.

Он являлся выдающимся врачом и анатомом, и до тридцати восьми лет собирал информацию для того, чтобы обосновать свою теорию.

Первый раз с лекциями он выступил в Вене, в дальнейшем Галль не раз выступал с лекциями по френологии по всему миру и издал множество научных трудов на эту тему.

Франц Галль: краткая биография

Известный ученый родился в Вене в середине восемнадцатого века. Многие современники считали его блестящим врачом, он имел свою клиентуру и прекрасно зарабатывал. Но больше всего Галля интересовала анатомия и особенности психики человека, отраженной в строении черепа.

Он параллельно со своей медицинской практикой активно изучал строение черепов людей и животных. За несколько лет Галль собрал настоящую коллекцию черепов и их слепков, что позволило ему создать некоторую научную базу для френологии.

Популярность его лекций в Вене заставила правительство Австрии забеспокоиться. Ведь френология категорически отвергала божественную искру, от которой зависит талант и характер человека. Это противоречило всем церковным догмам, поэтому ученого выслали из Австрии.

Но это не заставило Галля отказаться от своей научной теории, он объехал множество европейских стран и везде был восторженно принят учеными. Дольше всего он задержался во Франции. За это время Галль выпустил четыре тома научных работ по френологии.

Скончался ученый в 1828 году от кровоизлияния в мозг.

Развитие френологии

Как утверждал Галль, он впервые задумался о взаимосвязи между развитием мозга и строением черепа еще в школьные годы. Тогда он заметил, что его сверстники, имеющие большие глаза навыкате, обладают хорошей памятью.

В дальнейшем он проанализировал несколько сотен людей и распределил человеческие таланты и особенности по разным отделам головного мозга.

Изначально Галль выделил двадцать семь отделов мозга и даже нарисовал их карту, в дальнейшем количество увеличилось до тридцати девяти.

Помогал Галлю в работе молодой врач Шпурцгейм, ставший соавтором первых научных трудов ученого. Многие медики обвиняли Галля в мошенничестве, так как в своих лекциях он приводил те примеры, которые подтверждали его теорию. Иные факты ученый просто не замечал и считал их несущественными. Хотя за многие годы их набралось предостаточно.

Несмотря на противников, френология обрела популярность в Великобритании, США и Европе. У Галля появились многочисленные последователи, продолжавшие его научную работу вплоть до середины прошлого века.

Закат френологии

Ученые считают, что до тридцатых годов прошлого века френология активно обосновывалась с точки зрения науки. Каждый считал своим долгом внести вклад в ее развитие, поэтому в данный период выходило множество книг и научных работ по френологии.

В последующие годы ученые массово популяризировали науку, стараясь привлечь к себе как можно больше сторонников. Пример френологии, изучающей мозг, вдохновил множество ученых на работу по данной теме.

Но часть из них приходила к совсем иным результатам и начала выступать с разоблачением науки, приводя новые аргументы, факты и теории. Френология постоянно пересекалась с антропологией, психологий, судебной психиатрией и физиологией.

В конечном итоге лженаука стала толчком к развитию всех перечисленных научных отраслей, похоронивших практически всю работу Галля.

Роль френологии в современной криминалистике

Стоит отметить, что френология в криминалистике впервые попробовала дать обоснование преступного поведения и заявила о необходимости изучения природы преступления в целом.

Современные ученые и генетики взяли за основу теорию, выдвинутую френологами, о том, что преступное поведение тесно взаимосвязано с дефектами в работе головного мозга. Причем именно френологи первым создали классификацию поведения преступников.

Практически все они считали, что люди, идущие на преступления, являются больными. К тому же современные психиатры подтвердили, что уже в момент зачатия люди имеют разную склонность к насилию и проявлению агрессии.

Все эти теории были впервые выдвинуты Галлем и в те времена рассматривались как фантастические.

Влияние френологии на становлении психологии как науки

Френология в психологии стала генератором многих революционных идей. Многие ученые считают, что она не перестала существовать, а просто трансформировалась в новую науку. В действительности это не так, но именно теории френологов оказали невероятно мощное влияние на развитие психологии.

Впервые была выдвинута версия о том, что психологические деформации личности могут иметь физиологические причины. А благодаря этому их можно вылечить. Также предметом изучения френологов было сознание, что в девятнадцатом веке плохо поддавалось объяснению. Большинство знаменитых американских психиатров двадцатого века когда-то являлись френологами. Этот факт говорит о многом.

Юриспруденция Европы: след френологии

Лженаука сумела стать толчком к пересмотру многих законодательных актов в странах Европы.

К примеру, в отношении психически нездоровых преступников перестали приниматься такие меры наказания, как к обычным людям. Их начали направлять в специальные учреждения для проведения курса лечения.

Благодаря френологам возникло общественное течение, выступающее за отмену смертной казни в европейских странах и США.

Параллельно во многих странах правительство задумалось о принятии ряда законов, регулирующих права заключенных и вводящих правила управления исправительными учреждениями.

Заключение

Возможно, френология не стала наукой, но она сумела полностью перевернуть мир и создать предпосылки для развития множества новых научных течений, которые в дальнейшем выделились в самостоятельную науку. Неизвестно, каким было бы сейчас научное сообщество, если бы не пытливый ум Франца Галля, не побоявшегося стать родоначальником абсолютно революционного и уникального научного течения.

Источник: https://FB.ru/article/301006/frenologiya---eto-chto-takoe-chto-izuchaet-nauka-frenologiya

Френология и карты мозга: мифы и реальность

Наука о строении черепа

Человек сам для себя — вечная загадка. Каждому из нас хочется узнать о себе что-нибудь новенькое и необычное, ну и, конечно, об окружающих тоже.

Отсюда страсть людей к учениям, позволяющим классифицировать граждан по различным признакам, начиная от даты рождения, соответствующей определенному знаку Зодиака, и заканчивая формой пальцев или, например, черепа. Вот о последнем стоит поговорить подробнее.

Взаимосвязь между формой черепа и психикой человека описывает наука френология. Со временем она была отнесена к псевдонаукам, вместе с гомеопатией, астрологией и прочими учениями подобного рода.

Но по мере развития науки она трансформировалась, и на ее месте выросло новое, упрощенное видение человеческого мозга, которое сегодня называют «новой френологией».

Эта концепция тоже глубоко ошибочна, но намного более наукообразна, и потому находит отклик в сердцах населения.

MedAboutMe выяснял, что такое френология, чем «старая» отличается от «новой», и действительно — а существуют ли зоны мозга, отвечающие за отдельные наши особенности?

Френология: карта черепа

Впервые концепцию френологии озвучил ее создатель австриец Франц Йозеф Галль, который жил и творил в XVIII-XIX веке. По легенде, он еще в школе заметил, что его пучеглазые одноклассники учатся лучше обычных детей. К окончанию школы наблюдательный мальчик решил стать врачом и изучать внешность людей в связи с их психикой.

В конце 1790-х годов он уже был весьма популярен среди интеллигенции Вены и Парижа и прославился тем, что предсказывал поведение человека по его внешности.

Свое умение он назвал кефалоскопией, краниоскопией, краниологией — от греческих слов «кефал» — голова, «кранион» — череп и «скопео» — смотрю, исследую.

Но в 1801 году власти Австрии запретили продвижение учение Галля, так как оно противоречило церковным догматам, и он отправился в путешествие по Европе, в результате которого окончательно поселился в Париже.

Галль выделил в итоге 27 областей черепа, которым соответствовали различные склонности и способности человека. Позднее его последователи увеличили их число до 39. Кроме того, выделялись отдельные характеристики черепа, например:

грушевидная форма головы означала зацикленность на низменных потребностях; расширение головы к вискам — богатую фантазию и склонность к мистике; удлиненная голова — склонность к наукам; выпуклый затылок — чувственность и склонность к глубокой привязанности; плоский затылок — эгоистичность, и т. д.

Также описывались отдельные части лица:

губы: тонкие — хитрец, пухлые — жадина; нос: с горбинкой — агрессор, крупный — повышенная активность, и т. д.

Научная методика исследований Галля была весьма оригинальна. Если у человека с данной выпуклостью на черепе нужное свойство характера находилось, оно подтверждало теорию Галля и складировалось им в копилку публикуемых доказательств. Если же шишка была, а свойства не было — Галль утверждал, что его формированию помешали другие области мозга, и данными случаями с коллегами не делился.

Идеи Галля были крайне популярны в просвещенных кругах Европы и, в частности, России. О них упоминают А. С. Пушкин в письмах к Анне Керн и в «Графе Нулине», И. С. Тургенев в описании кабинета отца Базарова в «Отцах и детях», М. Ю. Лермонтов и др. Френологией увлекались Шерлок Холмс из детективов А. К. Дойла и мистер Рочестер из «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте.

Черепа и психика

Точку касательно френологии решили поставить британские ученые из Oxford Centre for Functional MRI of the Brain. В 2018 году они проанализировали данные, полученные в ходе обследования почти 6 тысяч человек. Это были результаты не только МРТ, но и тестов — демографических, языковых, когнитивных и др.

Ученые выбрали 23 пункта, которые наиболее точно соответствовали 27 пунктам из классической френологии.

Прежде, чем искать связь между выбранными чертами характера и строением черепа, они проверили их на ассоциации друг с другом.

Например, было обнаружено, что хорошо подвешенный язык часто прилагается к сексапильности, то есть, чем больше у человека было сексуальных партнеров, тем более у него была беглая и развитая речь.

Так или иначе, но никакой статистически значимой связи между рельефом черепа и чертами личности им обнаружить не удалось.

Следует отметить, что краниологию — науку о черепах — никто не отменял. Она существует и поныне, ее изучают судмедэксперты, антропологи и зоологи. Но никто из них не связывает больше форму черепа и психику человека.

Новая френология: карта мозга

Несмотря на свои темные стороны и лженаучность, френология дала начало множеству вполне реальных научных направлений (эволюционной психологии, социобиологии и др.), а также способствовала развитию криминальной юриспруденции и криминологии.

Но человечество по-прежнему ищет простые пути познания окружающих.

И вот примерно с начала 2000-х годов и по наше время средства массовой информации регулярно радуют обывателей сообщениями вида «Ученые открыли зону любви» или «В мозге человека обнаружена зона чтения».

Складывается впечатление, что уж если не череп, то мозг точно поделен на аккуратные участки, огороженные заборчиками и соответствующие определенным человеческим характеристикам. Эта система представлений получила название «новой френологии».

Конечно, в данном случае следует винить, прежде всего, журналистов. Источниками таких сообщений обычно служат научные статьи, в которых проводится связь между определенными действиями человека и реакцией отдельных участков его головного мозга.

Сами ученые, описывая такую связь, вовсе не утверждают, что, во-первых, можно говорить о «зоне чтения», например, а во-вторых, можно влиять на склонность к чтению путем воздействия на мозг в данной области. Однако журналисты в своем стремлении к упрощению и подогреву читательского интереса подают информацию именно в таком виде.

Что и приводит к формированию новой френологии — учения, у которого нет создателя, так как оно формируется в умах населения.

Мозг глазами нейрофизиологов

Можно ли что-то противопоставить новой френологии? Оказывается, да. Сегодня необычная дата: 16 июля 1902 года родился Александр Романович Лурия — один из наиболее известных в мире советских психологов и «отец-основатель» отечественной нейропсихологии.

Лурия — тот редкий случай, когда изучением мозга занимался одновременно педагог (в 1937 году он получил степень доктора педагогических наук) и врач (а в 1943 — степень доктора медицинских наук).

К идее создания нейропсихологии, как отдельного направления психологии, он пришел еще во время Второй мировой войны, когда возглавлял крупный нейрохирургический эвакогоспиталь, куда поступали люди, получившие ранение в голову.

Одним из ключевых утверждений А. Р. Лурии, отраженных в его труде «Основы нейропсихологии» было то, что высшие психические функции не привязаны к отдельным ограниченным участкам коры головного мозга и не представляют собой изолированный набор нейронов.

Как и Флуранс, Лурия утверждал, что они являются результатом совместной работы целой системы отдельных зон мозга, каждая из которых задействована в разнообразных психических процессах.

Причем эти зоны могут располагаться вовсе не рядом друг с другом, а в разных областях мозга.

Этот постулат ученого полностью опровергает концепцию новой френологии. Примечательно, что говорил об этом Лурия за несколько десятков лет до потока сообщений о новых зонах мозга.

Современная наука тоже говорит о зонах мозга, отвечающих за определенные функции. Но речь идет о намного более размытых границах и существенно более обширном определении функций. Утверждение о существовании зоны, отвечающей за речь человека, означает лишь то, что если разрушить мозг в этой области — человек утратит способность разговаривать.

При этом, благодаря развитию медицинских технологий, в лексиконе ученых появилось понятие «активность головного мозга». И теперь современные ученые анализируют не форму и размер тех или иных его участков, а активность нейронов в них. А это уже путь к разработке препаратов, влияющих на работу мозга.

Наконец, самый важный момент, отличающий современные взгляды от позиций Галля и его последователей: по мнению современных ученых, на формирование личности генетика влияет лишь на 30-50%.

Остальное определяется так называемым экологическим опытом человека — средой, в которой он жил, социальными контактами, собственными усилиями.

А это утверждение полностью опровергает идеи расизма и основанных на них учений.

Пройдите тестВаш персональный IQ здоровьяПройдите этот тест и узнайте, во сколько баллов — по десятибалльной шкале — можно оценить состояние вашего здоровья.

Источник: https://doctor.rambler.ru/news/40343203-frenologiya-i-karty-mozga-mify-i-realnost/

Медицина и здоровье
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: