- Методы воспитания в педагогике и их применение
- Методы воспитания в педагогике и их классификация
- Основные методы воспитания в педагогике
- Метод убеждения
- Метод поощрения
- Метод наказания
- Современные педагогические средства воспитания
- — методы воспитания в педагогике
- Недирективная игровая терапия: введение в практику
- Недирективная игротерапия. Как из обычного учителя я стала игротерапевтом
- Что такое игротерапия
- Что такое недирективная игротерапия
- Чем полезна недирективная игротерапия
- Как я стала игротерапевтом
Методы воспитания в педагогике и их применение
Для процесса воспитания характерно использование различных способов ведущих к достижению цели и повышающих результативность проводимой работы. Методы воспитания в педагогике — это совокупность действенных групп специальных приемов, которые необходимы для реализации взаимодействий и решения определенных задач.
Методы воспитания в педагогике и их классификация
Совокупность педагогических методов и их сочетание должно вести к поставленной цели. Их актуальный выбор и правильное применение характеризует уровень педагогического мастерства воспитателя. Каждый метод может быть реализован педагогом в определенной степени, полностью зависящей от его индивидуального подхода к профессиональной деятельности, выработанного им стиля.
К педагогическим технологиям воспитания относят несколько групп воздействия:
- Методы прямого педагогического влияния строятся на мгновенных или отсроченных реакциях учащихся. Их действия побуждают начать процесс самовоспитания.
- Методы, относящиеся к косвенному педагогическому влиянию, способствуют созданию такой ситуации, при которой у детей формируется установка на самосовершенствование. А также вырабатывается собственная позиция и определенное отношение к обществу, преподавателям и другим ученикам.
По характеру воздействия на детей школьного возраста методы можно охарактеризовать как стимулирующие определенное поведение учащихся, способствующие правильной организации их деятельности, а также убеждающие, формирующие их сознание.
Основные методы воспитания в педагогике
Несмотря на достаточно большое количество применяемых в педагогических процессах методов, все они взаимно усиливают и гармонично дополняют друг друга.
Метод убеждения
Позволяет оказывать прямое влияние на воспитанника. Один из лучших способов для воздействия на его чувства и волю, позволяющий сформировать правильное мнение об окружающем мире.
С помощью метода убеждения можно выработать у учащегося стойкое убеждение в правильности определенных знаний или утверждений.
Он позволяет передать ребенку нужную информацию или убедить в правильности выбранного решения. К приемам убеждения можно отнести беседы, диспуты, объяснения и повествования.
Метод поощрения
Выражение одобрения, которое способствует закреплению и стимулированию определенного поведения. Помогает закреплять у воспитанников полезные навыки. Это воспитание в педагогике применяется дозировано. Требует четко выраженной оценочной справедливости.
Метод поощрения при неоправданном использовании может породить у учащихся эгоистические устремления.
А также убеждает их в собственной исключительности. Является вспомогательным методом педагогического воспитания.
Метод наказания
С его помощью можно остановить негативные действия воспитанника путем прямого неодобрения его действий. Позволяет предъявлять строгие требования и заставляет следовать общепринятым нормам. Формирует чувство вины, способствует раскаянию.
Наказание применяют в случае полного отрицания принятых социальных норм или правил поведения.
Наказание очень ответственный метод воспитания в педагогике, его применяют если нужно дать понять, насколько ошибочно поступил учащийся и прекратить негативное поведение.
Запрещается наказывать:
- используя воздействия на личность физического плана;
- применяя оскорбительные выпады;
- лишая еды;
- используя трудовую повинность;
- отстраняя от участия в беседах и диспутах.
К наказанию предъявляют ряд специфических требований. Оно должно соизмеряться со степенью проступка и быть полностью обоснованным.
Нельзя неоднократно наказывать за одно негативное действие, а также заранее, унижать провинившихся воспитанников, наносить вред их психическому или физическому здоровью.
Пример. Относится к актуальным методам воспитания в педагогике. В основном воздействие осуществляется с учетом преимущественного акцентирования на положительных моментах истории или жизни. Но игнорировать отрицательные также нельзя.
Воспитанникам следует наглядно показывать реальные итоги неприглядного поведения, рассказывать о возможных последствиях. На основе различных примеров преподаватель должен прививать им желание бороться с негативными проявлениями в повседневной жизни.
Современные формы данного метода — пример воспитателя, родителей, выдающихся деятелей науки, искусства, сверстников.
Современные педагогические средства воспитания
Различают прямые и косвенные средства воспитания детей. В первом случае подразумевается осуществление непосредственного воздействия или влияния одного человека на другого, происходящее при личностном контакте.
К косвенным средствам воспитания относят:
- книги;
- кинофильмы;
- познавательные программы;
- мнения авторитетных людей;
- технические средства.
С их помощью можно наглядно демонстрировать как положительные, так и отрицательные поступки отдельных лиц и сообществ.
— методы воспитания в педагогике
Источник: https://mind-control.ru/deti/metody-vospitaniya-v-pedagogike/
Недирективная игровая терапия: введение в практику
Метод психологической помощи детям в возрасте от 3 до 12 лет, основанный на концепции гуманистической психологии Карла Роджерса.
Начало: 27 сентября 2020
Ведущий: Александр Покрышкин, детский психолог, игровой терапевт, эксперт и преподаватель DIR/Floortime.
Игровая терапия, центрированная на ребенке — метод психологической помощи детям в возрасте от 3-х до 12-ти лет, основанный на концепции гуманистической психологии Карла Роджерса.
Этот метод настолько технологичен, что использовать его могут не только психологи, но и педагоги, социальные работники и даже сами родители. С другой стороны, профессиональная работа предполагает, что у специалиста есть глубокое понимание метода, его возможностей и ограничений.
Именно поэтому мы подготовили системный курс, который объединил в себе и методологическую основу, и практические навыки: «Недирективная игровая терапия: введение в практику».
для психологов, которые хотят развиваться в детской психотерапии;
Для игровых терапевтов, которые хотят систематизировать знания и отточить навыки.
Высшее психологическое образование/профессиональная переподготовка
Студенты 4-5 курсов психфаков, магистранты
Очная (переход в онлайн в случае карантина)
Лекции, чтение литературы, просмотр видео, демонстрационные сессии, парные и групповые упражнения.
познакомитесь с областью применения данного метода и его базовыми принципами;
познакомитесь с основными умениями и навыками работы игрового терапевта и начнете их осваивать (отражение действий и чувств, поддержка креативности и самоуважения, передача ответственности и установление ограничений);
узнаете о стратегии и тактике работы игрового терапевта с семьей;
проведете свое первое игротерапевтическое занятие с ребенком.
Продолжительность: 5 занятий.
Даты занятий: 27.09, 25.10, 22.11, 13.12, 17.01
Расписание: занятия проходят с 11:00 до 18:00
После окончания обучения выдает Сертификат участия.
Ведущий: Александр Покрышкин, детский психолог, игровой терапевт, эксперт и преподаватель DIR/Floortime
Цена за курс: 25 000 руб.
При полной оплате курса до 31 августа скидка 2 000 руб.
1. Игровая терапия: история, современность, многообразие подходов. Игровая терапия, центрированная на ребенке (ИТЦР):
- Область применения
- Базовые принципы ИТЦР
- Организация терапии (сеттинг)
- Использование принципов ИТЦР для организации игрового пространства
- Базовая консультация родителей
- Этика в игровой терапии
2. Навыки и техники игровой терапии 1
- Установление терапевтических отношений
- Отражение действий
- Отражение содержания игры
- Отражение чувств
3. Навыки и техники игровой терапии 2
- Поддержка креативности
- Установление ограничений
4. Навыки и техники игровой терапии 3
- Передача ответственности
- Поддержка самоуважения
- Развитие отношений с терапевтом
- Реакции на вопросы ребенка
5. Понимание потребностей ребенка через наблюдение за игрой
- Анализ поведения ребенка в игре (шкала наблюдения Хоу и Сильверн)
- Игровые темы: принципы диагностики и анализа
6. Работа с особыми популяциями (СДВГ, РАС, травматический опыт)
- Влияние индивидуальных особенностей и особенностей развития ребенка на терапевтический процесс
- Нейробиология и игровая терапия
- Работа с травмой в игровой терапии
7. Оценка прогресса в игровой терапии
- Диагностический инструментарий игрового терапевта
- Измерение прогресса в игровой терапии
- Ведение документации
8. Интервизия в игровой терапии
- Участники защищают свои игротерапевтические кейсы (презентация случая и видеозапись сессии)
9. Интервизия в игровой терапии (продолжение).
10. Работа с родителями в ИТЦР
- Сопровождение родителей в процессе терапии
- Обучение родителей ИТЦР (Гирни, Лэндрет)
Источник: http://OMPU.pro/nedirektivnaya-igrovaya-terapiya-vvedenie-v-praktuku/
Недирективная игротерапия. Как из обычного учителя я стала игротерапевтом
Доброго времени суток, дорогие читатели! Вы на канале многодетной мамы “Растим много детей”. Меня зовут Дарья.
Сегодня хочу рассказать, как я познакомилась с чудесной областью психотерапии – недирективной игротерапией, что это такое и почему полезно всем детям.
Что такое игротерапия
Если кратко и не вдаваясь в научные термины, то игротерапия – это воздействие на развитие личности через игру.
Суть игротерапии состоит в том, что игротерапевт использует воздействие игры, чтобы помогать ребёнку в преодолении психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию.
Непосредственно сам процесс игротерапии проходит в группе или индивидуально. Выполняются специальные упражнения, стимулирующих общение, игровое проживание ситуационных задач, направленных на коррекцию проблемных моментов.
Что такое недирективная игротерапия
Это такая разновидность игротерапии, при которой в центре находится ребенок как личность, в определенной среде с определенными наборами игрушек и материалов, и терапевт никак не влияет (ни словесно, ни действиями) на поведение ребенка, а лишь отзеркаливает то, что говорит и делает ребенок. Ребенок руководит процессом, и терапевт как бы подчиняется его указаниям, принимая ребенка таким, как он есть, не пытаясь вмешаться в процесс и “подстегнуть” терапию.
Например, пациент говорит: “Я буду рисовать”. Терапевт не может ответить: “Хорошо”, или тем более предложить: “Давай рисовать”. Терапевт отвечает: “Ты сказала, что будешь рисовать”. На что пациент может ответить: “Да, я хочу рисовать”. Терапевт: “Ты хочешь рисовать”.
Обычно дети начинают задавать вопросы, почему педагог повторяет за пациентом: “Ты повторюшка-дядя-хрюшка?” И даже в этом случае терапевт не может отвечать однозначно: “Ты считаешь меня повторюшкой-дядей-хрюшкой”. При директиной игротерапии специалист не вмешивается в процесс.
Ребенок выбирает и решает сам.
Чем полезна недирективная игротерапия
Недирективная игротерапия помогает решить эмоциональные проблемы и расстройства, когда сфера чувств недостаточно развита или искажена, что приводит к несогласованности личности и опыта.
Данная игротерапия полезна при непринятии себя, низкой самооценке и неуверенности в себе, высокой тревожности, социальной некомпетентности, эмоциональной неустойчивости, несформированных коммуникативных навыках.
Недирективная игротерапия помогает детям с трудностями в сфере общения, инфантильным, страдающим страхами, детям с проблемами поведения, с трудностями произвольной саморегуляции и с низкой самооценкой, детям с тягой к воровству, проявляющих жестокость по отношению к другим, повышенно агрессивным детям, с острой враждебностью по отношению к сиблингам, а также для улучшения психологического состояния при разводе родителей, при трудностях в чтении, даже при заболеваниях, например, бронхиальной астме. вызванных психосоматическими причинами.
Противопоказаний как таковых нет. Можно применять с любыми детьми, даже в качестве профилактики и дополнительного развития. Так как ребенок свои действия и слова “слышит” ушами, то есть то, что делает и произносит ребенок возвращается ему в виде речи терапевта. На самом деле это очень полезно для самопознания и развития.
Специалист создает пространство для того, чтобы, играя и взаимодействуя с ним, с профессионалом, ребенок разрешал внутренние конфликты, избавлялся от напряжения, становился более целостным.
На самом деле трудно объяснить вот так в одной статье, в двух словах, пользу и особенности данной терапии, но для тех, кто заинтересуется и решит углубиться, учиться и заниматься этой методикой, есть множество возможностей расширить свои знания.
Как я стала игротерапевтом
По одному из образований я педагог, причем проработавший в школе (а не просто получивший диплом) и знающий, что такое ученики и родители средней школы, огромные стопки тетрадей, конспекты уроков и собственные брошеные дети в угоду работе. Однажды на одном из летних пленеров меня занесло на семинар психологов. Там я и познакомилась с недирективной игротерапией. Нам подробно рассказывали, что это и как работает, показывали видео зарубежных терапевтов и их процесса работы.
При домашних занятиях для терапии игрушки должны быть отделены от основных, чтобы четко отграничивать занятия от просто игры
Теоретическая часть семинара меня очень увлекла, я решила попробовать и на практике. Просто так, ради хохмы и лишнего тренинга для мозга.
Начинали мы с базовых вещей, тренировались на куклах, которых озвучивали ведущие. Неожиданно оказалось, что это прям мое. Я сама не ожидала, получив похвалу от ведущих, уже опытных терапевтов-практиков. Мне вообще сказали, что я не там работаю и не на того педагога выучилась.
Вот это был поворот!
В конце подошла ко мне директор одного реабилитационного центра и предложила обучение и работу. Конечно, на словах все звучало очень просто, легко и прям мечтой жизни.
В реальности же, я понимала, что работать с детьми всегда тяжело и эмоционально, и физически, и это огромная ответственность, когда от тебя, твоих слов и действий, зависит состояние и выздоровление маленького человечка.
Но я согласилась. И вы знаете, эта работа оказалась мне даже больше по душе, чем педагогика. Я не знаю, что сложнее: работать с детьми в школе или в центре реабилитации. И то, и другое требует максимальной отдачи.
Но самое главное (по крайней мере для меня) – то, что даже отдавая последние силы на работе, внутри ты чувствуешь радость, эмоциональный подъем, а не злость и раздражение на всех окружающих. “Работа должна нравиться” – так говорила мне еще моя бабушка.
Если совсем ничего не нравится – лучше вообще не ходить на работу в привычном смысле слова, а искать другие возможности заработка.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/rastimdetej/nedirektivnaia-igroterapiia-kak-iz-obychnogo-uchitelia-ia-stala-igroterapevtom-5daeb8c21febd400b16d18f1